Мордовские народные сказки
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Информация о развитии интереса к устному-народному творчеству через потешки, сказки, загадки, игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mordovskie_narodnye_skazki.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе
«Мордовские сказки с элементами русского фольклора»
Программные задачи:
- Формировать чувство уважения к мордовской национальной культуре.
- Развивать интерес к устному народному творчеству, через потешки, сказки, загадки, игру.
- Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, отвечать на вопросы по содержанию сказки; повторять новые слова на русском и мордовском языке, способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия, поощрять активность, любознательность.
Предварительная работа: слушание стихов мордовских поэтов, пословиц и поговорок о Мордовии. Разучивание народных игр. Рассказывание народных сказок. Чтение произведений русских и мордовских писателей о Мордовии, народе, культуре. Рассматривание иллюстраций книг, картин, открыток, флагов, гербов республики. Рассматривание альбомов по декоративно-прикладному искусству мордвы; прослушивание музыкальных произведений.
Словарная работа: игра «В зайчиков» - «Нумолнэсе»; сказки «Благодарный медведь»; «Яраска»; серп, колосья ржи.
Предметы одежды: рубаха-панар, кушак, фартук-ингольгя, бусы-кърганят.
Предметы быта: чугун, самовар, ухват, плетеная из бересты корзиночка для хранения ложек – ренчькерь.
Оборудование: маски шапочки – зайчиков, собачки; игрушка зайчик, макет печки, чугун, ухват, самовар, стол, накрытый скатертью, полотенце, салфетка с мордовским узором, прялка, плетеная корзина, деревянные ложки, плетенная корзиночка для ложек, игрушка – медведь, кукла в мордовском национальном костюме, бочонок для меда, серп, колосья ржи.
Воспитатель: На дворе мороз и ветер, но во дворе гуляют дети. Потому, что в любую погоду зимой дети любят играть в снежки и веселиться. И мы тоже сейчас отправимся на прогулку. Но для этого нужно потеплее одеться. На голову наденем - (теплую шапку)
Дети: На себя наденем - (теплую куртку)
На ножки наденем - (теплые сапожки)
Не забудем надеть - (варежки и завязать шарф)
Воспитатель: Снежок порхает кружится,
На улице бело…
Протяните правую ладошку и поймайте снежинку. А теперь подуйте на нее. Снежинка улетела. Протяните левую ладошку и тоже поймайте снежинку. Сдуйте снежинку с левой ладошки.
Ветерок подул и песенку свою запел – в–в–в
Намело снега, возьмем в руки лопатки и покапаем снежок.
Дети: Копаю, копаю лопаткой снежок
Построю из снега домок – теремок
Я зайке скажу: «Приходи ко мне жить,
Мы будем зайчишка с тобой дружить».
(Стук в дверь.) В гости к детям приходит зайка (игрушка). Приветствует детей.
Зайка: Пробегал мимо детского сада и услышал как дружные дети играют и меня зайку вспоминают.
Воспитатель: Сейчас в лесу холодно и голодно зайчику. Давайте угостим его вкусной и сочной морковкой, да порадуем добрыми ласковыми словами.
Дети: Заинька, маленький, пушистый, быстрый, ловкий, смелый и др.
Зайка: Спасибо вам детишки за угощение и за добрые слова. И я вам принес подарочки, маски шапочки зайчиков. Поиграйте в зайчиков.
Воспитатель: Мы знакомы с такой народной мордовской игрой «В зайчиков».
А как она звучит на мордовском языке?
Дети: «Нумолнэсе»
(Зайка прощается с детьми и убегает в лес)
Мордовская народная игра «В зайчиков» («Нумолнэсе»)
Воспитатель: Поиграли, позабавились и немного замерзли. Пойдем в гости в мордовскую избу к хозяюшке Оксе. Она жарко натопила печь и ждет к себе гостей.
Воспитатель: Шумбрат гости дорогие!
Дети: Шумбрат хозяюшка Окся!
Воспитатель: Проходите, раздевайтесь, садитесь на лавочку, грейтесь, да слушайте мой рассказ.
В старину в мордовских селах зимними вечерами собирался народ в одну избу по несколько человек. И каждый был занят каким-то делом. Девушки вышивали салфетки, полотенца, скатерти или украшали свою одежду красивым мордовским узором. Пряли на прялке из овечьей шерсти нитки. А потом из шерстяных ниток вязали теплую одежду. И я сижу вяжу носочки для сына и дочки. Парни тоже многое умели. Плели из прутьев ивы корзины.
Для чего такая корзина нужна в хозяйстве?
Дети: Собирать в корзину урожай овощей или фруктов; ходить с корзиной в лес за грибами, за ягодами и др.
Воспитатель: Плели из бересты корзиночки для хранения ложек – пенчькерь.
Вырезали деревянные миски, ложки, игрушки для детей.
Веселили девушек, плясали, пели песни, рассказывали мордовские народные сказки.
А вы дети знакомились с мордовскими народными сказками? (Ответ детей).
Герои какой мордовской сказки у нас сегодня в гостях?
Дети: Медведь, девушка-эрзянка – из сказки «Благородный медведь».
Воспитатель: Еще какие предметы из этой сказки есть у меня в избе?
Дети: серп, колосья ржи, бочонок с медом.
Воспитатель: Вопросы к детям по содержанию сказки.
Куда шла девушка-эрзянка в сказке?
Кто ей повстречался?
Какая беда приключилась с медведем?
Как помогла медведю девушка-эрзянка?
Как отблагодарил медведь добрую и заботливую девушку?
Чем заканчивается сказка?
Воспитатель: Ребята, как вы догадались что эта кукла-эрзянка?
Дети: Она одета в мордовскую национальную одежду.
Воспитатель: На девушку одета рубаха-панар. На рубаху одет фартук – ингольгя. Фартук опоясан еще одним поясом – кушаком, по-мордовски тоже называется кушак. На груди у девушки красивые бусы – кърганят.
А что держит в руках девушка-эрзянка?
Дети: Горку блинов.
Воспитатель: Рассказами да сказками сыт не будешь. В старину хозяйки угощали своих гостей пшенной кашей, которую варили в чугуне в жарко натопленной печи. А еще в печке пекли пироги и блины. И я хочу вас угостить мордовскими блинами. Да только вам уже пора возвращаться в детский сад. Поэтому угощение я для вас завязала в узелок как в старину. Будете угощаться, да меня добрую хозяюшку Оксю вспоминать.
Хозяюшка Окся прощается с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».
Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...
Конспект организационной образовательной деятельности по физической культуре с элементами театрализации по мотивам мордовской народной сказки «Как собака друга искала»
Занятие способствует укреплению здоровья детей, развитию основных видов движений, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи. Прививает любовь к мордовским народным сказкам....
Подготовка игры - драматизации по тексту мордовской народной сказки "Как собака друга искала"
В процессе освоения детьми театрализованных игр я направляю свою деятельность на то, чтобы обеспечить переход детей от создания простого типичного образа к воплощению самостоятельно задуманого целостн...
Конспект интегрированного занятия по мотивам мордовской народной сказки "Девушка-березка"
Программное содержание: развивать речь детей посредством ознакомления с мордовской сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравств...
Мордовская народная сказка
Мордовская народная сказка "Как собака друга искала"...
Конспект занятие по теме: Чтение мордовской народной сказки"Пусточейка"
Знакомство детей с мордовской сказкой "Пусточейка"...