Мордовские народные сказки
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Информация о развитии интереса к устному-народному творчеству через потешки, сказки, загадки, игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mordovskie_narodnye_skazki.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

 «Мордовские сказки с элементами русского фольклора»

Программные задачи:

  1. Формировать чувство уважения к мордовской национальной культуре.
  2. Развивать интерес к устному народному творчеству, через потешки, сказки, загадки, игру.
  3. Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, отвечать на вопросы по содержанию сказки; повторять новые слова на русском и мордовском языке, способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия, поощрять активность, любознательность.

Предварительная работа: слушание стихов мордовских поэтов, пословиц и поговорок о Мордовии. Разучивание народных игр. Рассказывание народных сказок. Чтение произведений русских и мордовских писателей о Мордовии, народе, культуре. Рассматривание иллюстраций книг, картин, открыток, флагов, гербов республики. Рассматривание альбомов по декоративно-прикладному искусству мордвы; прослушивание музыкальных произведений.

Словарная работа: игра «В зайчиков» - «Нумолнэсе»; сказки «Благодарный медведь»; «Яраска»; серп, колосья ржи.

Предметы одежды: рубаха-панар, кушак, фартук-ингольгя, бусы-кърганят.

Предметы быта: чугун, самовар, ухват, плетеная из бересты корзиночка для хранения ложек – ренчькерь.

Оборудование: маски шапочки – зайчиков, собачки; игрушка зайчик, макет печки, чугун, ухват, самовар, стол, накрытый скатертью, полотенце, салфетка с мордовским узором, прялка, плетеная корзина, деревянные ложки, плетенная корзиночка для ложек, игрушка – медведь, кукла в мордовском национальном костюме, бочонок для меда, серп, колосья ржи.

Воспитатель: На дворе мороз и ветер, но во дворе гуляют дети. Потому, что в любую погоду зимой дети любят играть в снежки и веселиться. И мы тоже сейчас отправимся на прогулку. Но для этого нужно потеплее одеться. На голову наденем - (теплую шапку)

Дети: На себя наденем - (теплую куртку)

На ножки наденем - (теплые сапожки)

Не забудем надеть - (варежки и завязать шарф)

Воспитатель: Снежок порхает кружится,

На улице бело…

Протяните правую ладошку и поймайте снежинку. А теперь подуйте на нее. Снежинка улетела. Протяните левую ладошку и тоже поймайте снежинку. Сдуйте снежинку с левой ладошки.

Ветерок подул и песенку свою запел – в–в–в

Намело снега, возьмем в руки лопатки и покапаем снежок.

Дети: Копаю, копаю лопаткой снежок

Построю из снега домок – теремок

Я зайке скажу: «Приходи ко мне жить,

Мы будем зайчишка с тобой дружить».

(Стук в дверь.) В гости к детям приходит зайка (игрушка). Приветствует детей.

Зайка: Пробегал мимо детского сада и услышал как дружные дети играют и меня зайку вспоминают.

Воспитатель: Сейчас в лесу холодно и голодно зайчику. Давайте угостим его вкусной и сочной морковкой, да порадуем добрыми ласковыми словами.

Дети: Заинька, маленький, пушистый, быстрый, ловкий, смелый и др.

Зайка: Спасибо вам детишки за угощение и за добрые слова. И я вам принес подарочки, маски шапочки зайчиков. Поиграйте в зайчиков.

Воспитатель: Мы знакомы с такой народной мордовской игрой «В зайчиков».

А как она звучит на мордовском языке?

Дети: «Нумолнэсе»

(Зайка прощается с детьми и убегает в лес)

Мордовская народная игра «В зайчиков» («Нумолнэсе»)

Воспитатель: Поиграли, позабавились и немного замерзли. Пойдем в гости в мордовскую избу к хозяюшке Оксе. Она жарко натопила печь и ждет к себе гостей.

Воспитатель: Шумбрат гости дорогие!

Дети: Шумбрат хозяюшка Окся!

Воспитатель: Проходите, раздевайтесь, садитесь на лавочку, грейтесь, да слушайте мой рассказ.

В старину в мордовских селах зимними вечерами собирался народ в одну избу по несколько человек. И каждый был занят каким-то делом. Девушки вышивали салфетки, полотенца, скатерти или украшали свою одежду красивым мордовским узором. Пряли на прялке из овечьей шерсти нитки. А потом из шерстяных ниток вязали теплую одежду. И я сижу вяжу носочки для сына и дочки. Парни тоже многое умели. Плели из прутьев ивы корзины.

Для чего такая корзина нужна в хозяйстве?

Дети: Собирать в корзину урожай овощей или фруктов; ходить с корзиной в лес за грибами, за ягодами и др.

Воспитатель: Плели из бересты корзиночки для хранения ложек – пенчькерь.

Вырезали деревянные миски, ложки, игрушки для детей.

Веселили девушек, плясали, пели песни, рассказывали мордовские народные сказки.

А вы дети знакомились с мордовскими народными сказками? (Ответ детей).

Герои какой мордовской сказки у нас сегодня в гостях?

Дети: Медведь, девушка-эрзянка – из сказки «Благородный медведь».

Воспитатель: Еще какие предметы из этой сказки есть у меня в избе?

Дети: серп, колосья ржи, бочонок с медом.

Воспитатель: Вопросы к детям по содержанию сказки.

Куда шла девушка-эрзянка в сказке?

Кто ей повстречался?

Какая беда приключилась с медведем?

Как помогла медведю девушка-эрзянка?

Как отблагодарил медведь добрую и заботливую девушку?

Чем заканчивается сказка?

Воспитатель: Ребята, как вы догадались что эта кукла-эрзянка?

Дети: Она одета в мордовскую национальную одежду.

Воспитатель: На девушку одета рубаха-панар. На рубаху одет фартук – ингольгя. Фартук опоясан еще одним поясом – кушаком, по-мордовски тоже называется кушак. На груди у девушки красивые бусы – кърганят.

А что держит в руках девушка-эрзянка?

Дети: Горку блинов.

Воспитатель: Рассказами да сказками сыт не будешь. В старину хозяйки угощали своих гостей пшенной кашей, которую варили в чугуне в жарко натопленной печи. А еще в печке пекли пироги и блины. И я хочу вас угостить мордовскими блинами. Да только вам уже пора возвращаться в детский сад. Поэтому угощение я для вас завязала в узелок как в старину. Будете угощаться, да меня добрую хозяюшку Оксю вспоминать.

Хозяюшка Окся прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Конспект организационной образовательной деятельности по физической культуре с элементами театрализации по мотивам мордовской народной сказки «Как собака друга искала»

Занятие способствует укреплению здоровья детей, развитию основных видов движений, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи. Прививает любовь к мордовским народным сказкам....

Подготовка игры - драматизации по тексту мордовской народной сказки "Как собака друга искала"

В процессе освоения детьми театрализованных игр я направляю свою деятельность на то, чтобы обеспечить переход детей от создания простого типичного образа к воплощению самостоятельно задуманого целостн...

Конспект интегрированного занятия по мотивам мордовской народной сказки "Девушка-березка"

Программное содержание: развивать речь детей посредством ознакомления с мордовской сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравств...

Мордовская народная сказка

Мордовская народная сказка "Как собака друга искала"...

Конспект занятие по теме: Чтение мордовской народной сказки"Пусточейка"

Знакомство детей с мордовской сказкой "Пусточейка"...