"Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи"
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Паутова Екатерина Сергеевна

Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_teatralno-igrovoy_deyatelnosti_na_razvitie_rechi.docx264.07 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи

Велико значение театрализованной деятельности для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. («Три медведя? У кого какая морда?)

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения («Федорино горе» диалог посуды)

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью [9, с. 85]. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям (Сказка «Теремок» введение новых персонажей, чтобы все участвовали)

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

Велика роль стихов в детских театрализованных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования чёткой грамотной речи. Особенно детям нравятся диалогические стихи. Говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок раскрепощается, общается с партнёром. В книге Нищевой почти на каждую тему есть диалогические стихи. Например, «Мы с тобою шли?» «Ёлочка-ёлка?»

Таким образом можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.


Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...

Влияние театрально - игровой деятельности на развитие речи.

Этот материал о влиянии театрализованных игр, которые дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры рас...

Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности  на развитие речи детей дошкольного возраста...

Влияние познавательно-исследовательской деятельности на развитие речи детей

 Дети любят экспериментировать, разгадывать загадки мира природы и рукотворного мира, любят наблюдать и задавать вопросы. Необходимо использовать этот внутренний мотив, эту движущую силу, ...

Консультация для педагогов ДОУ «Влияние познавательно-исследовательской деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста»

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополн...