Консультация для педагогов ДОУ «Влияние познавательно-исследовательской деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста»
консультация
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Большой интерес представляет развитие связной речи в процессе экспериментально-исследовательской деятельности, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельность мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно-исследовательная деятельность и речь детей | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
«Влияние познавательно-исследовательской деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста»
Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира.
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.
Большой интерес представляет развитие связной речи в процессе экспериментально-исследовательской деятельности, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь каких-либо явлений, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость.
Предлагая ребенку понятное и значимое для него поручение и спрашивая о его выполнении, взрослый привлекает внимание, интеллект, память, моторику, речь, а затем, когда у детей развивается самостоятельность, сообразительность, они учатся рассказывать.
Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику.
Во - первых ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности.
Основным оборудованием являются: микроскопы (ст.в.), лупы, весы, песочные часы, компас, магниты, сосуды из различных материалов, природный материал, утилизированный материал, технические материалы, разные виды бумаги, красители, медицинские материалы.
При оборудовании центра науки в группе учитываются следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность, доступность расположения.
Необходимо привлекать детей к экспериментированию с воздухом, песком, глиной, с солнечным светом, с почвой и др.: «Тесная бутылка», «Двигаем предметы», «В мире стекла», «Чем нюхает червяк», «Сколько лет дереву?» и тд.
Разработаем примерные перспективные планы по экспериментальной деятельности с детьми для разных возрастов.
Приложение 1
Примерный перспективный план по экспериментальной деятельности с детьми младшей группы
Приложение 2
Примерный перспективный план по экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
Приложение 3
Примерный перспективный план по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Приложение 4
Примерный перспективный план по экспериментальной деятельности с детьми в подготовительной группе
Приложение 5
Памятка воспитателю о ходе проведения исследований с детьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста
Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста...
Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности....
Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста».
Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Изучая психолого-педагогическую и ...
Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".
quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...