Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10-odezhda-igry_i_uprazhneniya_razvitie_rechi.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей
младшего дошкольного возраста
Тема: «ОДЕЖДА»
- «Чудесный мешочек»
Цель: формировать умение называть правильно предметы одежды, их отдельные части, основные свойства.
Оборудование: кукла, платье, кофта, куртка, штаны, шорты.
Ход:
Воспитатель - к нам в детский сад пришла Маша. Маша, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?
Дети - платье.
Воспитатель - какое платье?
Дети - красное, красивое и т.п.
Воспитатель - кладем платье на стол. А это что?
Дети - кофта.
Воспитатель - какая кофта?
Аналогичным образом воспитатель достает штаны, рубашку и др.
Воспитатель - теперь Маша с вами хочет поиграть. Она спрятала все вещи в мешочек. Маша опустит руку в мешочек, возьмет вещь и расскажет вам про нее, а вы должны догадаться, что у Маши в руке. Слушайте внимательно. Оно короткое, красивое. Что это?
Дети - платье
Воспитатель - Они длинные, черные. Что это?
Дети - штаны
Воспитатель - Она теплая, вязанная. Что это?
Дети - кофта
Воспитатель - Она большая, красная. Что это?
Дети - куртка
Воспитатель - Теперь найдите и положите в мешочек вещи. Что осталось?
Дети - шорты
Воспитатель - Это все — одежда. Спасибо, Маша, что пришла к нам. До свидания.
- «Один - много»
Цель: формировать умение образовывать категорию множественного числа.
Оборудование: наглядные картинки с изображением предметов одежды: шапка, шуба, юбка, кофта, футболка.
Ход: В гости к детям приходит кукла Маша. Рассказывает, как она ходила в магазин и рассматривала вещи.
Шапка - шапки (много чего?) - шапок
Кофта - кофты - много кофт
Юбка - юбки - много юбок
Футболка - футболки - много футболок
Шуба - шубы - много шуб
- «Назови ласково»
Цель: побуждать образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход: Воспитатель называет предмет маминой одежды, а ребенок Таниной.
- У мамы платье, а у Тани…платьице
- У мамы кофта, а у Тани…кофточка
- У мамы куртка, а у Тани …курточка
- У мамы шарф, а у Тани…шарфик и т. д.
- «Дай - бери»
Цель: Побуждать образовывать повелительную форму глагола.
Оборудование: Кукла и предметы ее одежды.
Ход: Для этого варианта понадобится кукла и ее одежда. У педагога — кукла, у ребенка — ее одежда. Педагог, постепенно одевая куклу, просит у ребенка предметы одежды: «Дай чулки», «дай туфли» и т.д. В ответ на эти просьбы ребенок дает нужную вещь, сопровождая ее речью: «Берите» (или: «Берите туфли», «Возьмите туфли») Если у ребенка лишь лепетная речь, то он произносит короткое слово: «На».
При повторении игры роли меняются. Теперь уже ребенок просит у педагога или другого ребенка вещи куклы.
- «Чьи вещи?»
Цель: Побуждать детей пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже.
Оборудование: Картинки: халат, мама, шорты, мальчик, рубашка, папа, куртка, дедушка, платок, бабушка, платье, девочка.
Ход: Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, подумать и ответить на вопрос: «Чьи это вещи?». Педагог дает образец ответа, например: «Халат мамы». Дальше дети отвечают самостоятельно: «Шорты мальчика», «Платье девочки», «Куртка дедушки», «Рубашка папы», «Платок бабушки» и т.д.
- «Какую одежду носит девочка?»
Цель: Побуждать детей правильно употреблять в речи нарицательные имена существительные в именительном и винительном падежах единственного числа.
Оборудование: Две куклы.
Ход:
Вариант 1. Педагог садится напротив детей. На столе две куклы: одна — в одежде девочки, другая — в одежде мальчика. «Посчитаем, сколько девочек в нашей группе»,— говорит педагог, показывает рукой на каждую девочку, называет ее имя и, наконец, указывает на куклу и говорит: «А вот еще одна девочка. Как хорошо она одета! Подойди, Лена, скажи, какая одежда на кукле». Лена называет, например: «Юбка». Следующий ребенок: «Белая кофточка». Третий: «Фартук с карманом». На девочках дети также находят юбку, фартук с карманами, кофточку, бантик. Подобным образом игра проводится и с куклой-мальчиком.
Вариант 2. Педагог задает вопрос следующим образом: «Что надела кукла?»
Образец речи детей: «Кукла надела кофту»; «Кукла надела юбку».
- «Я - ты»
Цель: Формировать умение детей спрягать глаголы.
Оборудование: Картинки с одеждой
Ход: Педагог сообщает детям, что сегодня они отправятся в магазин «Одежды». Педагог убирает ширму, и дети подходят к столу, на котором картинки с одеждой. Педагог говорит детям о том, что он продавец, а они покупатели. Покупатели по очереди выбирают понравившуюся одежду. Педагог спрашивает: «Что ты купил?» Ребенок отвечает: «Я купил штаны». Затем покупатель поворачивается к детям и спрашивает у них: «Что я купил?» Один из детей отвечает: «Ты купил штаны» и т. д.
Самый активный из детей при повторении игры может стать продавцом.
- «Магазин одежды»
Цель: Формировать умение детей выражать просьбу одним-двумя словами «дай то-то», закрепить название одежды.
Оборудование: Предметы детской одежды.
Ход: Раскладываются предметы одежды. К продавцу подходит покупатель и просит подать ему понравившуюся одежду. Продавец спрашивает: «Что вам надо?» Покупатель: «Дайте зеленые штаны» (красное платье, серую шубу, желтую юбку и т.п.)
- «Что лишнее?»
Цель: Формировать представление об одежде, развитие логического мышления, внимание, развитие умения классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Оборудование: Картинки
Ход: Педагог показывает детям картинки, просит назвать их, показать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.
- юбка, брюки, мяч, кофта. Что лишнее?
Дети: Мяч, потому что это игрушка.
- «Зимняя или летняя?»
Цель: формировать умение детей классифицировать одежду по временам года
Оборудование: картинки с одеждой, картинки с характерными признаками времени года.
Ход: выставляются карточки с изображением сезонных изменений: солнце, снежинка, цветок, грибы. Ребенку надо подобрать одежду для времени года.
Снежинка - шуба, шарф, варежки, шапка
Солнце - футболка, шорты, юбка, панама
Грибы - куртка, шапочка
Цветы - кофта, куртка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....
Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».
Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"...
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте
Грамматический строй родного языка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошк...
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте
1. Грамматический строй родного языка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.2. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошк...
Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой...
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Данный материал содержит игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...