Многозначные слова как способ обогащения словаря детей
консультация по развитию речи (старшая группа)

Алтухова Елена Витальевна

Многочисленные ошибки детей, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и  шире  над значением слова вообще. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoznachnye_slova.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Многозначные слова

 как способ обогащения словаря детей с ОНР.

Объем и точность словарного запаса ребенка обуславливают успешность его обучения в школе. Чем точнее и шире активный словарь ребенка, тем легче пополняется пассивный словарь, а из пассивного словаря слова значительно легче переходят в активный. Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира.

Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных: ручка стола, ручка ребенка; тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время.

Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и  шире  над значением слова вообще. Школьники не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, очень распространенными являются и ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением. Очень важным является в работе над многозначностью при разграничении значений слова учитывать контекст, конкретное словоупотребление.

Знание широкого спектра значений многозначных слов помогает ребенку не только понимать услышанное и прочитанное, но и применять орфографические правила (например, правила правописания безударных гласных в корне слова, когда необходимо подбирать однокоренное проверочное слово). В ситуации, когда ребенок не понимает значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным.

Ознакомление учащихся с многозначными словами происходит постепенно, в несколько этапов.

На первом этапе дети знакомятся с многозначными словами, выделяя разные значения одного и того же слова.

Упражнения для занятий дома.

  1. Помогите ребенку с помощью наглядного материала увидеть общее в значении многозначных слов.

Дверная ручка, ручка для письма, ручка ребенка, ручка зонта. Ручка кастрюли.

Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа и др.

  1. Помогите ребенку объяснить значение словосочетаний, построить предложения, используя эти словосочетания.

Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет; золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер; ударил гром, ударил выстрел, ударил больно, ударил свет, ударил запах, ударил ливень и др.

  1. Укажите однозначные и многозначные слова: При необходимости используйте Толковый словарь.

аккордеон, анапест, аудитория, блюдо, брать, троллейбус, хорей, донесение, затягивание.

  1. Выпишите в два столбика глаголы однозначные и многозначные. С одним из многозначных глаголов составьте три предложения, употребив глагол в разных значениях:

автоматизировать, бороться, баррикадировать, вести, вакцинировать, говорить, готовить, дебютировать, диагностировать, держать.

  1. Определите признак, который лег в основу названий дней недели:

вторник, среда, четверг, пятница.

На следующем этапе важны упражнения на уровне словосочетаний, так как именно сочетаемость определяет, в каком значении выступает слово.

Например: Привести машину в действие. План действий. Место действия. Вредное действие.

В каждом из приведенных предложений существительное действие выступает в разных значениях.

  1. Составьте предложения. Употребив слова орёл, сорока сначала в прямом, а затем в переносном значении. Используйте данные словосочетания.

Взвиться в небо. Победить врага. Стрекотать в роще. Вертеться за партой.

  1. Прочитайте предложения. Объясните, что обозначают выделенные словосочетания.

На колхозных полях кипит работа. В самоваре кипит вода.

  1. Составьте предложения со словосочетаниями. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в прямом, а в каких в переносном значении.

Холодный день, холодный взгляд, гибкий прут, гибкий ум, горячий чай, горячий характер…

  1. Ответьте на следующие шуточные вопросы, обоснуйте ответ.

Какой кистью нельзя рисовать? Какой иглой не сошьёшь рубашку? Какая стрелка не показывает время? Какой ручкой нельзя писать?

В дальнейшем работа продолжается на уровне текста, где определяются и сравниваются лексические значения слов.


Прочитайте текст. Назовите многозначные слова. Сравните.

Удивительные вещи.

Странные вещи в природе бывают.

Ножки у стула, а стол не шагает.

Часто часы бьют. Но мы не слыхали,

Чтобы кого-то они обижали.

«Слон затрубил», - говорят. Интересно!

Что-то слона я не вижу в оркестре?

(Карол Корд)

Вот шофёр, какой чудак:

Он поесть не мог никак,

Потому что  спозаранку

Он крутил-вертел баранку.

А зачем крутил-вертел?

Лучше взял бы да и съел!

(А. Шибаев)

Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки, значения позволяет сделать речь обучающихся выразительной, богатой и гибкой. Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.

Таким образом, работа над многозначными словами расширяет и углубляет представление учащихся о семантике и сфере употребления изучаемой лексики родного языка, что является важным компонентом образовательной системы на современном этапе развития общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словаря детей в процессе расширения представлений о разных способах передачи сообщений

Презентация по обогащению словаря детей разными способами передачи сообщений...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

«Роль развивающей среды при ознакомлении детей с историей родного города и обогащение словаря детей »

Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образо...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

«Ознакомление с многозначными словами как средство развития словаря старших дошкольников»

laquo;Ознакомление с многозначными словами  как сред­ство развития словаря старших дошкольников»...