«Ознакомление с многозначными словами как средство развития словаря старших дошкольников»
статья (старшая группа)

Лисовол Виктория Денисовна

«Ознакомление с многозначными словами  как сред­ство развития словаря старших дошкольников»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ознакомление с многозначными словами как как средство развития словаря старших дошкольников»

 В современном дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей. Речевое развитие, как указано в Федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является важнейшей образовательной областью. В системе задач по развитию речи детей, словарная работа занимает одно из ведущих мест.

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают     затруднений в обучении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У детей с низким уровнем лексического развития обнаруживаются проблемы в общении, в подготовке к обучению грамоте.

На тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с    недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, к  развитию словаря, указывают в своих работах Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, Е.М. Струнина.

Богатый словарь дошкольников обеспечивает содержание  их         полноценного общения с окружающими сверстниками и взрослыми. Свободная устная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

В настоящее время исследователями доказана огромная роль     дошкольного детства в накоплении знаний и формировании соответствующего словарного запаса. Словарь детей формируется в процессе познания окружающей действительности, в том числе, предметного мира. Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речи взаимосвязан как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием детей.

Для старших дошкольников  характерно интенсивное обогащение     словарного запаса. В этот период трудно переоценить роль развития словаря, продолжают перестраиваться процессы восприятия, памяти, мышления,     совершенствуются все виды детской деятельности и «социализация»    ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять интерес к родному языку, его выразительности, меткости и образности. Вопросы о роли формирования у детей элементарного осознания явлений языка и      языковых обобщений всегда были в центре внимания исследователей детской речи О.С.Ушаковой, Н.Ф.Виноградовой, Н.А.Стародубовой, Т.А.Марковой. Они отмечали, что речь старших дошкольников более точная по смыслу, дети стараются использовать в самостоятельных высказываниях разнообразные средства лексической выразительности, в том числе, многозначные слова. Это положительно влияет на развитие коммуникативных навыков детей, а в дальнейшем на успешное обучение в школе.

Исследователи указывают на то, что овладение словом в дошкольный период одновременно является процессом его «обрастания» лексическими связями с другими словами. Ребенок только тогда осваивает значение слова, когда он употребляет его в словосочетаниях, предложениях, связном      высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей.

Этот процесс рассматривается в двух аспектах:

Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной    отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей.

Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое    значение приобретают ознакомление детей старшего дошкольного возраста с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование.

Многозначность слов позволяет почувствовать красоту родного языка, делает высказывания детей более выразительными. Знакомство с               многозначными словами – достаточно сложная и одновременно интересная речевая задача в ходе развития словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для развития словаря старших дошкольников по лексическим темам: «Дикие животные» и «Домашние животные»

В данной брошюре систематизирован лексический материал по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». В пособии подобрано содержание для различных видов детской деятельности: экскурсий, наблюдений, ...

Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников

Статья о важности использования художественной литературы в ДОО...

Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведе...

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов о развитии словаря старших дошкольников в разных видах деятельности.Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, ...

Русские народные сказки как средство развития словаря младших дошкольников.

laquo;Недаром дети любят сказку.Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца....

Этимология слова, как средство развития речи у дошкольников

презентация Этимология слова, как средство развития речи у дошкольников...