НОД по речевому развитию "Поможем Буратино" для старшей группы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НОД по речевому развитию в старшей группе
«Поможем Буратино»
Хакимова Наталья Николаевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ № 5 «Степнячок»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование, развитие речи дошкольников и оценки восприятия художественного слова становится очень актуальной в настоящее время для государства, поэтому необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывают игры п развитию речи.
Проблема развития речи воспитанников всегда была одной из актуальных проблем в образовании и в обществе, а в современных условиях она приобретает особое значение. Средством развития речи детей являются сказки, художественное слово в которые заложен уникальный воспитательный потенциал. Но для осмысления и принятия его ребенку необходимо адекватное понимание содержание, которое невозможно без достаточного словарного запаса и сформированности связной речи.
У детей возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения и эмоциональное отношение к герою.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | ||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Поможем Буратино» | |||||
2. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | |||||
2. | Виды деятельности детей | Чтение художественной литературы (Загадки о спорте, сказка «Сказка про Буратино») Игровая деятельность («Ладошки». Игра «Волшебный мяч», «Пазлы», д/ игра «Что в сундуке») Коммуникативная деятельность (беседа по сказки, беседа о спорте) | Приложение 1(«Шишку возьми и животное назови», «Прятки» «Какой зверь?») | ||||
3 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||||||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: Чтение (сказки «Сказка про Буратино») Упражнение (физминутка «Я спортсменом стать хочу») Методы стимулирования и мотивации деятельности: Кейс технология Наглядность (слайды с изображением видов спорта, слайды к сказки «Сказка про Буратино») Занимательные и игровые ситуации игра «Ладошки, игра «Волшебный мяч» ) | Приложение 1 (физминутка «На водопой») | ||||
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Кейс - технология | Приложение 2 | ||||
3. | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие: уточнение представлений о видах спорта. Социально – коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей принятых в обществе. Художественно-эстетическое развитие: восприятие художественной литературы, стимулирование сопереживания персонажам художественного произведения. Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами. | |||||
4. | Возрастная группа | Старшая 5-6 лет | |||||
5. | Цель | Активизировать словарь детей по теме «Виды спорта». Развивать речь и двигательную активность детей, познакомить с кейс -технологией, развивать имитационные навыки. | |||||
6. | Задачи | Планируемые результаты | |||||
6.1 | Упражнять в образовании сложных имен прилагательных, в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже, правильно употреблять простые предлоги. | - Использует в речи сложные имена прилагательных. | |||||
6.2 | Развивать интонационную выразительность речи, общую и мелкую моторику, внимание, воображение, память, коммуникативные навыки. | Выразительно рассказывает фрагменты сказки - использование кейс - технологии - Речевое раскрепощение детей. - Умеет передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию. | |||||
6.3 | Побуждать детей к активному участию в имитировании движений спортсменов того или иного вида спорта. - Способствовать созданию положительного эмоционального настроя | С интересом участвует в драматизации сказки. | |||||
7. | Возможные затруднения детей с ОВЗ и способы их преодоления | ||||||
Затруднения | Способы преодоления | ||||||
ПРИМЕР | Испытывает затруднение в употреблении предлогов. | С помощью педагога проговаривает предлоги и соотносит к действию спортсмена. | |||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Литературный ряд, презентация: «Сказка про Буратино», презентация «Спортивные загадки» Изобразительный ряд: Письмо Музыкальный ряд: попурри о спорте Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, акварель, кисти, баночка с водой, салфетки, пазлы, игрушки- символы Олимпиады в Сочи | |||||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Рассматривание методического пособия для педагогов и родителей С. Вохринцева «Зимние виды спорта» «Летние виды спорта» На занятиях по художественному творчеству рисовали диких животных. Отгадывание загадок о спорте, беседа о спорте, о здоровом образе жизни. |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание | |
I. | Вводная часть | |||
1.1 | Введение в тему | Педагог предлагает ребятам поприветствовать друг друга в игрой форме. | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Нашли письмо с заколдованными буквами, Как узнать, что в послании? | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Покрасить письмо акварелью и увидим послание. Видим -Олимпийские кольца. | ||
II. | Основная часть: | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Работа с загадками о спорте | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Чтение сказки «Сказка про Буратино» Кейс - технология | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Д/и «Что в сундуке» (подбор существительных к действию спортсменов) Д/и «Пазлы» | ||
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | На основе обогащения представлений о видах спорта, здоровом образе жизни расширился и активизировался словарный запас детей. Дети активно участвовали в имитировании видов спорта . |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Виртуальная экскурсия с детьми Дворец Спорта | Конкурс рисунков «Я - спортсмен» | Выполняется в детском саду |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Рассматривает картинки о спорте. Рисует спортсменов в самостоятельной деятельности. | |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Совместно с педагогом разгадывает кроссворды о спорте |
Приложение 1
Игра приветствие «Ладошки»
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять:
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший-
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Утру доброму дружное: Ура!
Приложение 2
Физминутка
Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду.
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь, нагнусь, нагнусь,
Я до пола дотянусь, Пола я легко коснусь
Осторожно распрямлюсь.
Ручки в верх я подниму,
Где там небо- не пойму!
Я зажмурюсь и руками поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день-
Делать мне совсем не лень.
Руки в стороны, в кулачок.
Разжимаем и на бочок.
Левую в верх!
Правую в верх!
В стороны на крест,
В стороны, вниз.
Тук- тук, тук- тук, тук! (стучим кулачком об кулачок)
Сделаем большой круг. (нарисовали руками круг)
Приложение 3
Предлагаю отгадать загадки о спорте, заодно проверим ваши умения отгадывать загадки. А правильно ли вы отгадали мы увидим на экране. Если ответ правильный на экране появится отгадка. Слушайте, внимательно!
Презентация «Загадки о видах спорта»
Удачный пас – в ворота гол!
Как называется игра? (Футбол)
Воспитатель: Молодцы, отгадали, а спортсмены, которые играют в футбол как называются?
Ответ детей – футболист (Слайд)
Подумайте и ответе, что хорошо должен уметь делать футболист?
Ответы детей – бегать, забивать гол (мяч) в ворота.
Воспитатель: Покажите, какие движения делают игроки, вратарь.
(Дети показывают движения футболистов)
Воспитатель: следующая загадка будет посложней, слушайте внимательно!
В спортзале есть и слева щит,
И справа, как близнец, висит,
На кольцах есть корзины,
И круг посередине.
Спортсмены все несутся вскачь
И бьют о пол беднягу-мяч.
Его две группы из ребят
В корзины «выбросить» хотят.
Достанут… и опять о пол!
Игра зовётся… (Баскетбол) (Слайд)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а скажите как называют игроков в баскетбол?
Ответ детей – баскетболисты
Воспитатель: покажите, какие движения делают игроки баскетболисты.
Дети показывают движения.
Воспитатель: послушайте следующую загадку
Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега. (Лыжи) (Слайд)
Воспитатель: Ребята, как называют спортсменов, которые катаются на лыжах?
Ответы детей – лыжники
Как вы думаете, что хорошо должен уметь делать лыжник?
Ответы детей – уметь держаться на лыжах, тренировать ноги, сохранять равновесия, не бояться скорости и т.д.
Воспитатель: Покажите, движения лыжника.
Дети показывают движения.
Воспитатель: Молодцы! Вам интересно?
Шайбу здесь вовсю гоняют
И в ворота все бросают.
Здесь на поле лёд везде,
Рады мы такой игре!
Ответ: Хоккей (Слайд)
Воспитатель: Ребята, как называют спортсменов, которые играют в хоккей?
Воспитатель: Как вы думаете, что хорошо должен уметь делать хоккеист? Ответы детей- уметь быстро кататься на коньках, работать клюшкой, забрасывать шайбу в ворота.
Воспитатель: Покажите, какие движения делают игроки и вратарь.
Дети показывают движения.
Воспитатель: Следующая загадка
Такое наслаждение,
Красивое скольжение,
Вращения, прыжки,
Кораблики, шажки.
Ответ: фигурное катание (Слайд)
Воспитатель: Подумайте, и скажите как называются спортсмены, которые занимаются фигурным катанием?
Как вы думаете, что хорошо должен уметь делать фигурист?
Ответы детей- уметь быстро кататься на коньках, танцевать на коньках по музыку.
Воспитатель: Покажите, движения фигуриста.
Дети показывают движения.
Приложение 4
Ребята, попробуйте угадать, что у меня в сундуке?
Вы мне будите задавать вопросы, а я вам буду отвечать «да» или «нет».
Дети угадывают, что в сундуке, затем воспитатель предлагает ребятам самим взять из сундука содержимое. Дети достают из сундука контейнеры киндер-сюрприз, и каждый по одной карточки с видами спорта. Карточки выкладывают на стол. Открывают контейнеры киндер-сюрприза, достают из контейнеров картинки с элементами спортивных снарядов. Воспитатель предлагает найти карточку к своему спортивному снаряду и назвать свой вид спорта.
Дети выполняют задание.
| |
Приложение 5
«Сказка про Буратино»
Уже целый час Буратино решал одну из нелегких задач в своей жизни. Он думал над выбором вида спорта. Мальвина дала задание: составить рассказ на тему «Каким видом спорта вы хотите заниматься?». Буратино думал, что это будет сущий пустяк, справится с заданием, но все оказалось наоборот – очень трудно. В самом начале, когда Буратино приступил к выполнению задания, он твердо знал, что хочет стать, как и папа Карло, Чемпионом по шахматам. «Итак, я чемпион по шахматам, теперь мне нужно написать об этом виде спорта небольшой рассказ», - подумал Буратино и записал: «Я хочу быть Чемпионом по шахматам, как мой папа Карло. Мне нравится этот вид спорта потому что….». Дальше почему – то мысли не приходили, нужные слова не появлялись. Буратино повторял одно и то же слово «потому что, потому что…», но дело так и не продвинулось ни на шаг. И тогда он решил отложить выбор до прихода папы Карлы. После ужина Буратино подошел к отцу и рассказал ему о полученном задании от Мальвины. Буратино попросил отца, рассказать о своем виде спорта, чем он занимается и почему он ему нравится? - Вообще-то, Чемпион по шахматам – это не вид спорта, это мое достижение в шахматах. Я тебе расскажу о шахматах. Шахматы – это вид спорта. Развивает мышление, гибкость ума, силу воли. Очень важно в шахматах продумывать шаги наперед. Если ты стратег, то в шахматах все получится. Мне этот вид спорта очень нравится. В детстве я лучше всех играл в шахматы и мне нравилось выигрывать Я с удовольствием говорил: Вам - МАТ; твой дедушка мне часто говорил: «Раз ты с таким удовольствием делаешь ходы в партии, значит быть тебе шахматистом». - Я думаю, что выбирать нужно тот вид спорта, который бы тебе нравился, - продолжал папа Карло Буратино.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...
Доклад на ГМО «Речевое развитие» Тема: «Речевые игры в старшей группе (из опыта работы)»
Речь не является врождённой способностью человека, а развивается в процессе онтогенеза. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект организованной образовательной деятельности «В мире посуды» по формированию речевых развитий в старшей группе (Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»)
Самоанализ открытой образовательной деятельности «В мире посуды».Образовательная деятельность разработано для детей старшей группы в соответствии с перспективным комплексно - тематическим ...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...