Консультация: "Влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста"
консультация
Тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикулляционных движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_melkoy_i_obshchey_motoriki_na_rech_detey_rannego_vozrasta.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким.
Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки); игры с карандашами и крупой, «пальчиковый бассейн». Хорошим средством для развития движений является игра «Пальчиковый театр».
Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно делать, а что нельзя.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Работа эта разносторонняя и многообразная. Она может вестись в трех направлениях:
- массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;
- обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи;
- формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности (лепке, рисовании).
Уважаемые родители учите ребенка манипулировать предметами - среди его игрушек обязательно должны быть различные пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки, конструкторы.
Хорошо, если у малыша есть свой набор: лопатка, совочек, грабельки, лейка. Покажите, как правильно пользоваться ими, при этом давайте ребенку конкретное задание: взрыхлить, вскопать, прополоть, полить. Дети должны понимать, для чего нужна их работа, знать, что, выполняя ее, они приносят пользу.
Наверняка ребенку нравится копаться в земле, в песке. Следует поощрять его стремление строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки. Где бы вы ни находились: в саду, во дворе или на берегу водоема - предоставьте даже совсем маленькому возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой. Ребенок должен научиться различать «строительные материалы» на ощупь. Надо играть с ним и тренировать его: поместите в отдельные коробочки (или мешочки) мелкий речной песок, гальку, глину, щебенку, ракушки и попросите малыша закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое коробочки и отгадать, что там лежит. Пусть попробует описать свои ощущения, скажет, на что похоже то, что он трогает, но не видит.
Зимой под рукой другой материал - снег. Перед ребенком открывается прекрасная возможность для лепки снеговиков, метания снежков, постройки горок. Нужно научить его работать лопаткой: разгребать снег, сгребать его в кучу, расчищать дорожки, ровнять горку и т. д. К тому же на снегу, как и на песке, можно рисовать и писать.
Советую не упускать возможности познакомить сына или дочку с различными продуктами, самим процессом приготовления пищи. Пусть поможет перебрать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку. Научите размешивать, отливать, подливать и переливать. Важно, чтобы ребенок научился держать ложку, вилку, самостоятельно размешивать сахар в чашке.
Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто, раскладывать начинку и лепить пельмени и вареники. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой моторики рук.
Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, - а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему "Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей....
Методическая разработка на тему: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста».
Различные способы для развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста представлены в моей методической разработке....
Перспективный план по теме: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста»
перспективный план по самообразованию на 2016-2017 год...
"Влияние мелкой и общей моторики на речь детей дошкольного возраста".
Консультация для родителей...
"Влияние мелкой и общей моторики на речь детей дошкольного возраста".
Консультация для родителей...
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохра...
Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста.
Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому развитие моторики детских пальчиков является ...