Консультация: "Влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста"
консультация

Владимирова Оксана Валерьевна

Тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она  способствует улучшению артикулляционных движений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считалось, что главное, от  чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми:  родители обычно получают совет - больше разговаривайте с ребенком. Они стараются  говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким.

Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки); игры с карандашами и крупой, «пальчиковый бассейн». Хорошим средством для развития движений является игра «Пальчиковый театр».

Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно делать, а что нельзя.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Работа эта разносторонняя и многообразная. Она может вестись в трех направлениях:

  • массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи;
  • формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности (лепке, рисовании).

Уважаемые родители учите ребенка манипулировать предметами - среди его игрушек обязательно должны быть различные пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки, конструкторы.

Хорошо, если у малыша есть свой набор: лопатка, совочек, грабельки, лейка. Покажите, как правильно пользоваться ими, при этом давайте ребенку  конкретное задание: взрыхлить, вскопать, прополоть, полить. Дети  должны понимать, для чего нужна их работа, знать, что,  выполняя ее, они приносят пользу.

Наверняка ребенку нравится копаться в земле, в песке. Следует поощрять его стремление строить башни и  крепости из песка, возводить снежные городки. Где бы вы ни находились: в саду, во дворе или на берегу водоема -  предоставьте даже совсем маленькому возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой. Ребенок должен научиться различать «строительные материалы» на ощупь. Надо играть с ним и тренировать его: поместите в  отдельные коробочки (или мешочки) мелкий речной песок, гальку, глину, щебенку, ракушки и попросите малыша закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое коробочки  и отгадать, что там лежит. Пусть попробует описать свои  ощущения, скажет, на что похоже то, что он трогает, но не  видит.

Зимой под рукой другой материал - снег. Перед ребенком открывается прекрасная возможность для лепки  снеговиков, метания снежков, постройки горок. Нужно научить его работать лопаткой: разгребать снег, сгребать его в кучу, расчищать дорожки, ровнять горку и т. д. К тому же на снегу, как и на песке, можно рисовать и писать.

Советую не упускать возможности познакомить сына  или дочку с различными продуктами, самим процессом приготовления пищи. Пусть поможет перебрать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку. Научите размешивать, отливать, подливать и переливать. Важно, чтобы ребенок научился держать ложку, вилку, самостоятельно размешивать сахар в чашке.

Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто, раскладывать начинку и лепить пельмени и вареники. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой моторики рук.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой  моторики и координации движений детей положительно  влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, - а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем  школьного обучения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста».

Различные способы для развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста представлены в моей методической разработке....

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохра...

Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста.

Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому развитие  моторики детских пальчиков  является ...