Дидактическая игра как средство формирования речи детей младшего возраста.
консультация по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как средство формирования речи детей младшего возраста.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к 3 годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. В этом году мы набрали детей младшей группы, группа разновозрастная, поэтому, чтобы определить уровень развития речи у детей в начале года вместе с логопедом была проведена диагностика, в ходе которой было выявлено, что ни все дети произносят предложения, в их речи много аграмматизмов-ошибки грамматического строя речи, многие дети все еще говорят недостаточно отчетливо, многие вообще не говорят…
Исходя из данных диагностики, совместно с логопедом, был разработан план ежедневной работы по формированию речевого развития детей младшего возраста.
Для развития речи детей в первую очередь мы делали упор на пальчиковую гимнастику…Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры.
Что она дает?
- Помогает речевой активности.
- Учит концентрировать и распределять внимание.
- С помощью пальчиковой гимнастики малыш подражает взрослым.
- Во время игры ребенок прислушивается к речи, привыкая к ритму.
- Малыши учатся контролировать себя.
- В процессе игры ребенок должен запомнить положение пальчиков и последовательность их движений.
- С помощью такой гимнастики можно начинать заучивать стишки, песенки и прибаутки.
Большое внимание уделяли на развитие мелкой моторики при работе со шнуровкой, застежками и прищепками. Игровые упражнения с этими предметами очень активизируют речь детей. Развитие мелкой моторики будет в дальнейшем способствовать не только развитию речи, но и более легкому обращению с ручкой и обучению письму.
Для речевого развития детей в своей работе использовали и дидактические игры. Дидактические игры по формированию речи детей в младшем возрасте делятся на три группы: словесные, игры с предметами и игрушками и настольно- печатные. Остановимся по подробнее на них.
Словесные игры:
Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
Дидактическая игра «Кто тебя позвал»
Цель: Развитие слухового внимания, активизация словаря.
Дидактическая игра «Паровоз»
Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука « У»
Ход:
Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.
Дидактическая игра «Эхо»
Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.
Ход:
Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау.
Для закрепления правильного произношения звуков, для улучшения слово произношения, для развития слухового восприятия используем речевой материал: потешки, небольшие стихотворения, считалочки. Совместное чтение потешек, стихов, задания на договаривание слов приучают детей внимательно слушать, подбирать рифмующие слова, четко и достаточно громко их произносить. Словесная игра может занимать любое место в педагогической деятельности воспитателя. Ее можно использовать во время занятий в группе, во время детских развлечений, и даже во время прогулки.
Игры с игрушками и предметами:
Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление. В играх с предметами используются реальные предметы и игрушки. Значение этих дидактических игр в том, что с их помощью младшие дошкольники не только знакомятся со свойствами данных предметов, игрушек и их признаками (цветом, качеством, формой, величиной пр.), но и решают задачи на сравнение, классификацию и так далее. В играх с игрушками дети узнают названия частей тела кукол и животных, одежды, мебели, посуды и пр.
Дидактическая игра «Волшебный кубик»
Цель: Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным.
Ход:
Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит
«Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика ( н-р, самолёт), и произнести соответствующий звук ( У-у-у).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: совершенствование тактильных ощущений и восприятия; формирование умения узнавать и называть предметы; развитие речи.
Детям младшего дошкольного возраста можно предложить назвать предмет, сначала вытащив его из мешочка. С возрастом дети уже смогут описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет); рассказать, из какой сказки этот предмет или герой.
Дидактическая игра «Чего не стало»
Цель: Обогащение словарного запаса по теме «Игрушки», развитие зрительного внимания.
На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называют каждую игрушку. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой нет на столе.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цели: Сравнение игрушек по цвету. Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
Дидактическая игра «Тихо-громко»
Цель: учить детей внятно произносить гласные и согласные звуки, четко произносить отдельные слова, развивать слуховое внимание.
Дидактическая игра «Собери в корзину»
Цель: Развитие словаря и обобщение и закрепление знаний по лексическим темам «Овощи», «Фрукты.».
Дидактическая игра «Теремок»
Театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач - развитие речи так, как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Настольно-печатные игры:
- Развивают связную речь;
- Формируют правильное звукопроизношение;
- Пополняют и активизируют словарный запас;
- Развивают умение правильно выражать свои мысли;
- Осуществляют познавательное развитие;
- Способствуют укреплению внимания;
- Развивают наблюдательность;
- Развивают память и логическое мышление.
Дидактическая игра «Чей домик?».
Цель: Игра в занимательной форме знакомит с различными животными и особенностями их жизни. В процессе игры у детей расширяется кругозор, расширяется словарный запас, дети учатся употреблять существительные в предложном падеже; составлять простые предложения. (Собака живет в конуре. Лиса живет в норе.)
Дидактическая игра «Чей малыш?».
Цель: в занимательной форме познакомит ребёнка с названиями диких и домашних животных, а также их детёнышей. В процессе игры у ребенка развиваются внимание, мышление, память, речь, расширяется словарный запас.
Дидактическая игра «Времена года».
Цель: Активизировать речь и память ребенка, увеличить словарный запас. Ребенок должен рассказать, что изображено на картинке и к какому времени года это явление относится. Конечно, маленький ребенок сможет сказать про зиму только одно слово «Снег»- выделить основное свойство этого времени года. Но постепенно его речь станет богаче, а описание –развернутым.
Дидактическая игра «Лото»
Цель: Дети закрепляют свои представления об окружающем мире и получают новые сведения в процессе игры. В ходе игры дети узнают уже известные им предметы и знакомятся с ними, учатся правильно их называть и отличать друг от друга.
Дидактическая игра «Один-много»
Цель: Развитие словаря, грамматического строя речи (учимся употреблять существительные во множественном числе,)по лексическим темам «Домашние животные», «Дикие животные»,»посуда, игрушки и тд
Таким образом, благодаря взаимодействию воспитателей и логопеда, благодаря систематическому использованию разнообразных дидактических игр и игровых упражнений, дети сначала года выучили много стихов, песенок и потешек. У деток сформировались навыки правильного звукопроизношения в соответствии с возрастом, расширился активный и пассивный словарь, речь для них стала не потребностью (дай пить, хочу кушать…), а средством познания окружающего мира и средством общения со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Материалы для родителей...
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Возраст ребенка до 3 лет – самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Ценность раннего обучающего...
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра — это искра,...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Консультация "Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"....
Родительское собрание в младшей группе «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:- одна из причин - ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функц...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего возраста
Данный материал будет полезен воспитателям на занятиях по развитию речи, в группах младшего возраста. В презентации представлены: понятия, что такое дидактическая игр...