Речевое развитие дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬННОСТИ.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Объединяя игру с экспериментированием, мы получаем возможность сделать процесс обучения наиболее интересным. Самое главное – заинтересовать каждого ребёнка, пробудить его творческую активность.
Игры-занятия по экспериментированию являются одновременно и играми по развитию речи. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях всегда ведут непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности пробуждает к творческой активности, стимулирует речевые высказывания детей, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует диалог с игрушечными персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети знакомятся с родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. В процессе знакомства со свойствами предметов и явлений развивается словарь.
В ходе проведения экспериментальной деятельности задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни (грамматический строй речи).
В каждом виде исследовательской деятельности предусматривалось решение речевых задач: подбор определений к различным словам, упражнения в подборе слов, разгадывание загадок, проговаривание скороговорок и чистоговорок. Что в свою очередь способствует совершенствованию звуковой культуры речи.
Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментирования. Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами; «Как это сделать? Давайте сделаем так. Давайте посмотрим, что будет, если…». Тем самым у детей развивается диалогическая, монологическая речь, речь-рассуждение.
Дети расспрашивают своих родителей и педагогов об интересующем их вопросе, они с удовольствием рассказывают о своих открытиях, тем самым обмениваются знаниями и опытом, что в свою очередь способствует формированию связной речи. Также обращаются к художественной и энциклопедической литературе как источнику информации, просят прочитать взрослых. Им нравятся занятия, где вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.
Алгоритм организации детского экспериментирования сформировали так — ребенок совместно с взрослым учится:
1. Видеть и выделять проблему.
2. Принимать и ставить цель.
3. Решать проблемы.
4. Анализировать объект или явление.
5. Выделить существенные признаки и связи.
6. Сопоставлять различные факторы.
7. Выдвигать гипотезы, предложения.
8. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
9. Осуществлять эксперимент.
10. Делать вывод.
В процессе экспериментальной деятельности активно используют:
- художественное слово (чтение отрывков из художественных произведений, загадывание загадок, чтение стихов, заучивание считалок).
- театрализованная деятельность (работа в «лаборатории», встреча с волшебником, путешествия).
- рассказы
- беседы
- решение проблемных ситуаций
- наблюдения
- игры (дидактические, словесные и др.)
В нашей работе опытно-экспериментальная деятельность непосредственно связана с такой познавательной областью, как коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. Проведение опытно-экспериментальной деятельности сопровождается сопряжённой речью, каждый ребёнок проговаривает своих действий. Умение ребенка четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи посредством экспериментально-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте.
статья для педагогов...
"Развитие познавательной активности дошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"
статья из опыта работы "Развитие познавательной актианости лошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"...
Презентация "Развитие речи посредством экспериментально-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте"
Презентация...
Педагогический совет "Речевое развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности"
Этот материал будет полезен для старших воспитателей. Подробно описан ход педагогического совета....
Проект в средней группе «Развитие познавательных интересов дошкольников посредством экспериментально – исследовательской деятельности»
Проект в средней группе «Развитие познавательных интересов дошкольников посредством экспериментально – исследовательской деятельности»...
«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
ДОКЛАД На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...