Проект "Я играю" Развитие речи детей раннего возраста через сюжетно - ролевую игру
проект по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Я – играю».
Развитие речи через сюжетно-ролевую игру
Выполнила: Матюшева Т.С.
Продолжительность проекта: длинносрочный
Участники проекта: родители и дети группы раннего возраста, воспитатель.
Постановка проблемы: Работая в группе раннего возраста, я обратила внимание на большое количество детей с низким уровнем речевого развития. Родители мало общались с детьми, все общение сводилось к элементарному уходу за детьми и частому просмотру мультфильмов. Как следствие – ограниченный речевой опыт детей, речь немногословна. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является – игра, и я решила, что через сюжетно-ролевую игру можно не только развить речь, но и расширить представление об окружающем мире, способствовать социализации детей.
Цель: Развитие речи детей раннего возраста, формирование навыков сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
- Вызвать интерес к игровым действиям.
- Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной игры.
- Познакомить детей с профессиями: шофер, доктор, парикмахер.
- Развить коммуникативные навыки, умение играть со сверстниками.
- Обогатить активный словарь, побуждать к речи.
- Знакомить детей с правилами общения в семье, в общественных местах.
Основной замысел: Создать условия для стимуляции общения детей во время сюжетно - ролевых игр.
Механизм реализации: Организация сюжетно – ролевых игр.
Этапы реализации:
1 этап. Проведено анкетирование родителей по теме: «Роль игры в жизни ребенка». По результатам анкет выявлено, что наиболее важными для развития детей родители считают игры на логическое мышление и обучающие компьютерные игры. Лишь 10% родителей играет дома с детьми в сюжетно – ролевые игры «Больница», «Семья», «Ремонтная мастерская».
Родителей заинтересовала информация о роли игры на развитие ребенка. Была проведена консультация: «Играйте вместе c детьми», «Роль сюжетно – ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста». Совместно с родителями была оформлена стенгазета «Играю дома», создавалась материальная база для игр.
2 этап. С помощью чтения художественной литературы, просмотра обучающих фильмов и мультфильмов, экскурсий познакомить детей с профессиями: доктор, парикмахер, шофер. Организовать ситуативные беседы по картинкам, выставки продуктивной деятельности. Проводилась система упражнений по формированию звуковой культуры речи: игры «Кошка»/ф-ф,ф-ф, «Самолет» т-р-р-р и т.д.; упражнения на артикуляцию «Самый длинный язычок», «Удивленный лев» и т.д. Так же дети обучались составлению сравнений по признаку цвета, формы.
Обеспечение проектной деятельности:
1. Список литературы:
З. Александрова «Мой мишка»
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Н. Белоусова «У Катюши строгий вид»
М. Прохорова «Парикмахер»
Н. Симоний «Цикл стихов для детей: Хочу быть парикмахером»
В. Степанов «Сам»
Б. Заходер «Шофер», «Повара», «Строители», «Портниха».
2. Материально – техническое:
Приобретение и изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Автобус», «Ремонтная мастерская».
3. Дидактическое:
Конструирование из крупного конструктора «Больница для зверят»
Аппликация. Коллективная работа «Дерево здоровья»
Пальчиковые игры «Профессии», игры с массажными мячиками.
Д/и «Сравнение» (на примере инструментов парикмахера)
Аппликация «Прическа для куклы».
Артикуляционные упражнения.
3 этап Тематический план.
№ | С/р игра | Речевые задачи | Форма работы с детьми | Форма работы с родителями |
1 | «Больница» | Расширять словарный запас; способствовать развитию звукопроизношения; развивать артикуляционный аппарат. | 1.Экскурсия в медицинский кабинет. 2. С/р игра «Доктор Одуванчик лечит друзей» 3. С/р игра «Зайка заболел» 4. Сюжетная игра «На приеме у врача» | Фотовыставка «Я – доктор»; Консультация «Лекарственные травы в сезон простуд». |
2 | «Парикмахерская» | Расширять словарный запас детей; побуждать к звукоподражанию, к речи; развивать артикуляционный аппарат; развивать диалогическую речь. | 1.Сюжетная игра «Животные в парикмахерской» 2. С/р игра «Прическа для куклы Кати» | Совместная игра с родителями «Сделаем прическу маме» |
3 | «Автобус» | Учить выбирать и брать на себя определенную роль, обозначать ее словами; побуждать к диалогической речи. | С/р игра «Автобус» | Изготовление билетиков для игры совместно с детьми. |
4 | «Ремонтная мастерская» | Учить действия с игрушками сопровождать ролевыми диалогами. | С/р игра «Ремонтная мастерская» | Презентация для родителей: «Сюжетно – ролевая игра в группе «Солнышко» |
5 | «Семья» | Развивать слуховое внимание, память; побуждать к речи; учить согласовывать совместные действия в игре. | 1.Сюжетная игра «Кукольный обед» 2. С/р игра «Напои зайку чаем». 3. Сюжетная игра «Варим суп для мамы» | Совместная сюжетно – ролевая игра детей и родителей “Игрушки в гостях у детей» |
Ожидаемый результат:
- Дети узнают о профессиях: «Доктор», «Парикмахер», «Шофер».
- Активизируется активный и пассивный словарь детей, разовьется связная речь.
Критерии результативности:
- Богатство словарного запаса (для данного возраста)
- Связность речи
- Повышение интенсивности речевого общения
Методы отслеживания: наблюдение за самостоятельной игрой детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего возраста через сюжетно – ролевую игру».
Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно по этому так важно, что...
развитие речи детей младшего возраста через сюжетно-ролевые игры
Методика развития речи детей младшей группы через сюжетно-ролевые игры...
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через сюжетно – ролевую игру».
Автоматизация современного производства потребовала от человека большой скорости и точности в распознании целого ряда сигналов, их оценке, и регулирования на этой основе своей деятельности механизмов....
Совершенствование диалогической речи детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры
Самообразование. Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межатестационный период...
Педагогический проект «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
В группах дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением педагогов ОУ....
Социализация детей раннего возраста через сюжетно-ролевую игру
Социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности. В дошкольном образовательном учреждении «социализация&ra...
Социализация детей раннего возраста через сюжетно-ролеву игру
Социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности....