Социализация детей раннего возраста через сюжетно-ролеву игру
проект (младшая группа)
Социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sotsializatsiya.pdf | 2.01 МБ |
proekt_sotsializatsiya.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Социализация детей раннего возраста через сюжетно-ролеву игру
Куреева Н.В., Рогова О.М., воспитатели ГБОУ «Школа № 842»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».
Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности. В дошкольном образовательном учреждении «социализация» начинается с ясельной группы. Именно в этом возрасте ребенок в полной мере впервые знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми.
Первой ступенью в этом процессе является адаптация детей раннего возраста к детскому саду. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многого неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
Таким образом, необходимо отметить, что процесс ранней социализации состоит в том, чтобы ребенок привык к тем ограничениям, которые необходимы при пребывании в коллективе вообще и в коллективе сверстников в частности. Малыши приобретают определенный социальный опыт через игровую деятельность. Игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Ребенок начинает интересоваться окружающим миром с самого раннего возраста. Уже с двух лет малыш стремится стать частью мира взрослых. Он старается активно участвовать во всех процессах, даже тех, которые ему недоступны.
2 слайд
В 2-3 года ребенок осознает, что способен на самостоятельные действия. В этом возрасте он внимательно изучает окружающий мир и подражает действиям взрослых. Так дети младшего школьного возраста впервые играют в сюжетно-ролевые игры.
Причем девочки чаще играют роль мамы, бабушки или другой знакомой женщины: изображают телефонный разговор, укладку волос, приготовление обеда или уборку.
Мальчики чаще имитируют мужские занятия: управляют автомобилем, что-то мастерят, играют в хоккей импровизированными клюшками, иногда даже пытаются боксировать и отжиматься.
4 слайд
Особенно активно ребенок воспроизводит те явления, что произвели на него самые сильные впечатления. Если он впервые увидел и услышал поезд, то еще долго будет играть в паровозик с вагонами, пытаясь воспроизвести стук колес и оглушительный сигнал.
5 слайд
А если побывал в зоопарке, то главным героем его игр станет животное, которое больше всего запомнилось.
В ролевой игре для ребенка важна сама “примерка” функций взрослого в различных жизненных ситуациях. Главное, во время игры направить малыша в нужном направлении, однако никоим образом не настаивать на определенном развитии сюжета.
Тогда СРИ не только занимают кроху на какое-то время, но и способствуют достижению ключевых педагогических целей.
В процессе игры закладываются основные понятия: что такое хорошо и что такое плохо, какие действия характеризуют человека доброго, а какие – злого. При этом не обязательно делать акцент на каких-то человеческих качествах. Играя, ребенок делает собственные выводы
Малыш обучается общению с родителями, взрослыми и другими детьми, которые его окружают. Также у ребенка появляется своя точка зрения, и он учится это мнение отстаивать.
Успехи в игре помогают ребенку получить уверенность в себе и своих силах. Это важнейшее качество, необходимое человеку для постановки и достижения целей на протяжении всей жизни.
Малыш учится ходить и бегать, работать с различными предметами. У ребенка развивается мелкая моторика, улучшается координация, крепчает опорно-двигательный аппарат.
В сюжетно-ролевых играх предметная деятельность ребенка сопряжена с одновременной работой его памяти, логического мышления, внимания и воображения. Поэтому такие игры комплексно раскрывают интеллектуальные и творческие способности детей, способствуют раннему развитию речи.
Первые сюжетные игры малышей протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Неизменной остается и форма игры: или как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушками осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения у них еще нет. Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого.
Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя ту или иную роль. Это дает возможность объединить нескольких детей для совместной игры. А роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх малышей может быть направлено также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками. Среди игрушек, которые мы даем малышам, есть куклы, мишки, клоуны, зайцы, есть игрушечная мебель, посуда и т. п.
Строго говоря, поначалу это игрушки только для нас — ребенок относится к ним, как к любым другим предметам. Занятия его с игрушками в начале второго года довольно примитивны. Может показаться, что малыш убаюкивает куклу, укладывает ее спать. Но нет — просто он повторяет за взрослым действия, показанные ему. Ничего он пока не хочет изобразить. С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
Дидактические игры являются наиболее соответствующей формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Поэтому в наших группах все занятия – это игры (чтение различных потешек, занятия с куклой Катей, «Кто как кричит?», «Диванчики для матрешек» и т.д.)
Дидактические игрушки в нашей группе находятся в доступном для детей месте, и они с удовольствием в них играют: это матрешки, пирамидки, башенки, кубики и др. Дидактические игры в группах раннего возраста являются также методом обучения детей сюжетно – ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет.
6 слайд
Самостоятельная игра детей является одним из важнейших путей воспитания ребенка раннего возраста. В самостоятельной игре ребенок совершенствует то, чему мы научили его на занятиях. В самостоятельных играх инициатива в выборе игрушек, содержания игры зависит от самого ребенка, хотя взрослый следит за игрой и по мере необходимости руководит ею. Мы отмечаем для себя, что после проведения ряда занятий многие дети в самостоятельной игре воспроизводят показанные нами действия. Заворачивают куклу в одеяло, укладывают спать в кровать, кормят, катают в коляске. Строят домик для петушка, строят из кубиков и кирпичиков различные постройки (дорожку, гараж, ворота и др.).
10 слайд
Наблюдая за игрой и анализируя ее содержания, позволяет нам наметить направления, по которым необходимо совершенствовать свою воспитательную работу. Именно в процессе самостоятельной игры мы должны всячески развивать у детей зачатки коллективизма.
12 слайд
Игры для развития сенсорного восприятия и мелкой моторики обогащают чувственный опыт детей. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, одни предметы твердые, другие мягкие, одни тяжелые, другие легкие и т.д.
13 слайд
При действиях ребенка с предметами они издают различные звуки: стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов: гладкие, шершавые, пушистые т.д. Различна и окраска предметов – дети чувственно воспринимают различные цвета.
Особое значение в плане воспитания здорового и физически развитого малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Дети познают мир, ползая, лазая, бегая и т.д. Подвижные игры – хорошая профилактика плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском возрасте и вызваны недостатком физической активности. Подвижные игры проводим в группе («Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Заинька» и другие). Подобные игры хорошо включать в воображаемые ситуации. Например, дети могут кружиться как снежинки, прыгать как зайчики, топать как медведи, тянуть ручки вверх как цветочки к солнышку и пр. Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова стихотворений, приятные телесные ощущения – все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт.
Через игру ребенок лучше усваивает и воспринимает советы, поучения, напоминания и объяснения. Он более положительно воспринимает обращения взрослого именно в процессе игры. Дети очень любят и ценят совместные игры со взрослыми. Благодаря игре можно улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. Играя, ребёнок всё время стремится идти вперёд. Еще А.С.Макаренко указывал, что каков ребенок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастет. Ролевые игры обеспечивают гармоничное развитие детей. Однако у детей младшего дошкольного возраста интерес к сюжетно-ролевым играм появляется при определенных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...
Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...
Педагогический проект «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
В группах дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением педагогов ОУ....
Проект по самообразованию «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использова...
Социализация детей раннего возраста через сюжетно-ролевую игру
Социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности. В дошкольном образовательном учреждении «социализация&ra...
Консультация для педагогов «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Консультация для педагогов«Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»...
«Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
laquo;Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»...