Пальчиковые игры в дошкольном образовании
консультация по развитию речи

Федоренко Людмила Прокопьевна

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика в дошкольном образовании

Основным средством человеческого общения является речь. Без речи ни один человек не смог бы передавать и получать большое количество информации. А хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, полноценнее и содержательнее отношения со взрослыми и сверстниками. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Ещё для первобытных людей первой формой общения были жесты. Особенно велика была роль руки. Влияние руки на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в
Китае. Китайские специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, развивают речь и психику.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент всех инструментов", сказал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", писал Кант.

Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть “как работают руки, так работает голова”. Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка, как дома, так и в детском саду. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции. Именно поэтому для развития мелкой моторики специалисты выбирают пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. В последнее время популярность пальчиковой гимнастики заметно возросла. Подобная гимнастика не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время.


Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение. Но это еще не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика позволяет:

– научить ребенка концентрировать свое внимание и правильно его распределять;

– развить память, поскольку ребенок запоминает определенные положения рук и последовательность движений;

– развить воображение и фантазию (овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории);

– приобрести силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма;

– сделать речь более четкой, ритмичной, яркой, усиливая контроль за выполняемыми движениями;

– создать благоприятный эмоциональный фон, развить умение подражать взрослому, научить вслушиваться и понимать смысл речи, повысить речевую активность ребенка;

– индуктивно привести к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.

В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития мелкой моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные развивающие игры в дошкольном образовании

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Наряду с традиционными игровыми технологиями в настоящее время появилось большое количество компьютерных разви...

Интерактивные игры в дошкольном образовании

В статье раскрыты возможности использования мультимедийных технологий в образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Даны примеры интерактивных игр для старших дошкольников....

Развивающие игры в дошкольном образовании

Общие характеристики развивающихигр. Ознакомление с методикой изучения  головоломки Танграм...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Статья «Интерактивные игры в дошкольном образовании»

Статья рассказывает об использовании интеракивных игр в развитии детей...

«Сюжетно-ролевые игры в дошкольном образовании»

Сюжетно-ролевая игра – это творческий вид игровой деятельности, наиболее характерный для детей дошкольного возраста....