Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр»
консультация (средняя, старшая группа)

В статье представлены содержание и виды пальчиковых для развития речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. В игровых текстах часто встречаются незнакомые слова. Появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы по тексту игры. Так, в речевых играх естественно, интересно, увлекательно проходит работа по обогащению и активизации словаря детей, по уточнению незнакомых слов и выражений. Детям нравится рифмованные стихи и сказки. Как правило, детские потешки обладают простым ритмическим рисунком м простым сюжетом, даже маленькие дети быстрее запоминают прочитанное, а значит, быстрее будет запоминать движение руками. Пальчиковая гимнастика – одно из средств развития речи, недаром говорят, что речь находится на кончиках пальцев. Если ребенок забудет стихотворение, то движения помогут вспомнить ему нужные слова – сначала идут движения, а потом слова. Для развития речи мы планируем пальчиковую гимнастику в течение всего дня: во время проведения организованной образовательной деятельности как физкультминутку, после проведения подвижных игр как малоподвижную игру. Эти игры проводятся как индивидуально, так и по подгруппам, и с группой детей. Пальчиковые игры разнообразны, поэтому их можно классифицировать на несколько видов.

Первый вид пальчиковых игр – это пальчиковые игры в стихотворной форме. Такие игры нравятся детям, они быстро запоминаются. Ее можно легко организовать. Например: Две ладошки – два домишки. Там живут бродяги-мишки. Вот поспят они немножко и помчатся по дорожкам. А дорожки - две руки. Ну-ка, мышкам помоги: Их на санки посади, По дорожкам прокати! 1-4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки. 5-8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой. Следующий вид пальчиковых игр, которые используем в образовательной деятельности – игры с предметами: карандашами, прищепками, маленькими мячиками, с пробками от бутылок, сыпучими материалами (горох, песок, манка). Такие игры активизируют нервные окончания и снимают нервное напряжение. Например. Игра «Карандаш» Каждый палец сильный наш, Покатает карандаш, Как выходит ловко, Но нужна сноровка! Дети прокатывают в этом упражнении карандаш по столу каждым пальцем. То же самое повторяют с пальцами другой руки. Следующий вид пальчиковых игр - игры манипуляции. Они развивают воображение, потому что каждый пальчик представляет какой-нибудь образ. Например, игра «Этот пальчик» Этот пальчик маленький (загибают мизинец), Этот пальчик слабенький (загибают безымянный), Этот пальчик длинный (загибают средний палец), Этот пальчик сильный (загибают указательный), Этот пальчик толстячок (загибают большой) Ну а вместе – кулачок! (показывают кулак) Особенно дети любят игры с пальчиками, где можно показать сказку. Сказать ребёнку название каждого пальца на его руке, а затем сочинить сказку, в которой один из пальцев будет персонаж. При этом развиваются и мелкая моторика, и речь. В целом пальчиковая терапия укрепляет память, улучшает координацию движений, снимает общее напряжение и гармонизируют общее состояние: «Большой пальчик сливы трясёт, второй их собирает…». Полезны пальчиковые игры кинезиологического характера. Кинезиология – это гимнастика для мозга, такие игры развивают межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, развивают память и внимание. Например, в игре «Симметричные рисунки» дети рисуют обеими руками зеркально симметричные рисунки (яблоко, арбуз, кубик и т.п.). При этом он должен следить за «рисованием», смотреть на руки. Пальчиковые игры относятся к здоровьсберегающим технологиям. Используем игры с элементами самомассажа, они активизирую и синхронизируют работу обеих полушарий головного мозга. Простые движения: поглаживание, растирание, пощипывание, постукивание, похлопывание доступны и привлекательны для детей. Они могут использоваться с предметами массажными мячами, су-джок, сосновыми шишками. Пальчиковые игры — эффективное занятие для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики способствует развитию речи, пространственному мышлению, вниманию, воображению, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более четкой и выразительной.

С применением системы пальчиковых игр выявляется положительная динамика в развитии речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

В данной консультации родителям предлагаются игры на развитие связной речи детей и даются некоторые рекомендации на что необходимо обращать внимание....

Консультация для родителей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, чет...

Консультация для родителей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста в семье"

В консультации даются сведения о том, какая должна быть связная речь у дошкольника, о формах связной речи, условиях, методах и приёмах её развития....

Консультация для родителей "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста при помощи сказкотерапии"

В консультации рассматривается вопрос о том, как через сказку влиять на эмоции дошкольника....

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью устного народного творчества».

Существует множество средств для формирования правильной и грамотной речи, и одним из них является устное народное творчество. Потешки, скороговорки, сказки, поговорки, пословици являются отличным мат...

Консультация для родителей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и...