План самообразования воспитателя старшей группы на тему "Народное творчество как средство развития речи детей"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)

Актуальным был и остаётся вопрос об овладении детьми родного языка. ооладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания. Проанализировав свою работу с детьми старшего возраста, пршла к выводу что необходимо искать более эффективные, нетрадиционные методы обучения детей развитию речи. эта работа должна быть непрерывной и задействовать всех взрослых, оказывающих  влияние на речь детей. эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка - фольклор, благодаря которому дети в доступной форме учатся общаться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя старшей группы на тему: «устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

(Капичникова Е.А.).

Цель: Повысить свой профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.

Задачи: - активизировать работу по речевому развитию воспитанников;

                - изучить современные подходы к использованию устного народного творчества для развития речи дошкольников;

                - внедрить эффективные методы и приёмы в собственную систему работы по развитию речи, распространить положительный опыт;

                - ознакомить детей с произведениями русского фольклора;

                - развивать коммуникативные и творческие способности детей на основе устного народного творчества;

                - вызвать у родителей интерес к совместной работе в данном направлении.

                Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение статьи на тему: «Роль фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Разучивание фольклорных произведений об осени.

Рассматривание иллюстраций к произведениям у.н.т.

Консультация в родительском уголке «Малые фольклорные произведения»

Октябрь

Создание картотеки игр на основе детского фольклора

Разгадывание загадок, самостоятельное их сочинение.

Консультация «Использование загадок для формирования выразительности речи»

Ноябрь

Ознакомление с опытом работ коллег по данному направлению.

Изучение статей в интернете.

Разучивание подвижных  игр на основе детского фольклора «Платочек», «Ворон», «Ай                                                                                                            гугу», «У Маланьи у старушки» и т.д.

Беседы с родителями на тему «Ваше отношение к фольклору»                                                      

Декабрь

Создание картотеки обрядовых песенок

Творческие работы с детьми «Нарисуем сказку».

Инсценировка р.н.с. «Заяц хваста».

Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы книгами с русскими народными сказками.

Январь

Консультации для воспитателей на тему: « Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников».

Рассказ «Зимние народные праздники»

Разучивание обрядовых песенок.

Папка передвижка «Зимний календарь».

Февраль

Изучение темы «Использование фольклора в работе с детьми.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных потешек.

Дидактические игры «Угадай потешку», «Угадай из какой потешки отрывок».

Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы».

Март

Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей»

Изготовление настольно – печатных игр по русским народным сказкам.

Чтение детям р.н.с.

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка».

Апрель

Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей».

Пополнение театрального уголка группы.

Инсценировка любимых сказок.

Знакомство детей со старинной русской одеждой.

Совместное пополнение уголка ряжения.

Май

Отчёт о проделанной работе, самоанализ

Просмотр мультфильмов на основе русского фольклора

Организация семейной выставки рисунков «Русский народный фольклор.»

Литература:

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. «приобщение детей к истокам русской культуры»: Учеб. – метод. Пособие 2е изд., перераб. И доп. СПб, 2008г.
  2. Козырева Л.М. «Говорю красиво и правильно» Развитие речи у детей от рождения до 5и лет. М., 2005г.
  3. Бабурина .Т.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника». М.,1993г.
  4. Аникин В.П. «Русское народное творчество» / В.П. Аникин – М.: Высш. Шк., 2004г.
  5. Бабынина Т.Ф. «Традиции национальных культур» : учебно – методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений \ Т.Ф. Бабынина – Казань: РИЦ «Школа», 2003г.
  6. Галанина Н.А. «Использование у.н.т. в коррекции речевых нарушенийу детей дошкольного возраста» \ Н.А Галанина \\Дошкольная педагогика-2008. -№5 – с. 32.
  7. Зуева Т.В. «Русский фольклор» Хрестоматия / Т.В. Зуева Б.П. Кирдан. –М., 1998г.
  8. Капица Ф.С. « Русский детский фольклор» / Ф.С.Капица Т.М. Колядич –М, 2002г.
  9. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» / М.Ф. Литвинова. – М.:Изд. Центр «Академия», 2002г.
  10. Метлов Н. «Русская народная песня в ДОУ» /Н. Метлов// Дошкольное воспитание -2008г.№10 с. 3-11.
  11. Фролова А. «Прикоснуться к истокам русской культуры предков»./ А Фролова // Дошкольное воспитание – 2006.- №5. С.127-128.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему: "Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста"

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, эксперементировать, а самое главное ...

Самообразование воспитателя по теме " Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку плана по самообразованию воспитателя "Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста" с готовыми пр...

Самообразование воспитателя по теме " Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку плана по самообразованию воспитателя "Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста" с готовыми пр...

Консультация для воспитателей Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучилисьс ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редкоиспользуют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается сутьразрешение ...

Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Замечательно если мама с детства ребенку напевает колыбельные, проговаривает поте...

Консультация для воспитателей "Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста"

К. Д. Ушинский писал «Воспитание, созданное самим народом ипостроенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу,которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактныхидеях или з...