Конспект ООД по речевому развитию в средней группе « Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Развитие интерактивных качеств в процессе приобщения к русскому народному творчеству;сказке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_razvitiyu_rechi.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
по ОО «Речевое развитие»
с детьми средней группы
на тему “Путешествие в сказку”
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приобщения к устному народному творчеству: сказке.
ОО «Речевое развитие»:
- Совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе.
- Формировать умение использовать глаголы, согласовывать их с существительными в числе, роде, падеже.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Вызвать желание делиться своими впечатлениями по теме.
- Формировать умение пересказывать сказку, понимать образное содержание и идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения.
- Расширять и активизировать словарный запас: свершилось, перенесемся, кузнец, маслице.
ОО «Познавательное развитие»
- Закреплять знания детей о цвете (ФЭМП).
- Развивать умения соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами (ФЭМП).
- Развивать познавательно-психические функции: логическое мышление, внимание, память, восприятие, речь, воображение.
- Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.
- Обобщить знания детей об авторских и народных сказках.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
- Развивать у дошкольников интерес к играм, побуждать к активной деятельности.
- Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного отношения к окружающему.
- Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, отзывчивость, доброту.
ОО «Физическое развитие»
- Упражнять детей в выполнении движений к предложенному сюжету.
- Закреплять умение действовать сообща при выполнении игровых упражнений.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
- Сформировать интерес и потребность в чтении русских народных сказок, восприятии книг.
- Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений.
- Прививать любовь к устному народному творчеству.
- Развивать творческое воображение.
- Продолжать вызывать интерес к музыке.
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказкам, ковер - самолет, геометрические фигуры (заплатки), волшебная палочка, волшебный сундучок с предметами из сказок, клубок, макет домика, маски, костюмы и атрибуты к сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».
Предварительная работа: Чтение сказок, беседы по содержанию, пересказ, игры – драматизации по мотивам сказок, загадки; рассматривание иллюстраций к сказкам, показ кукольного театра по русским народным сказкам, просмотр мультфильмов.
Методы и приёмы:
практические: игровая ситуация, физкультминутка, драматизация сказки, пальчиковая игра «Здравствуй», д/и «Починим ковер-самолет», игра «Калейдоскоп сказок», д/и «Из какой сказки предмет», драматизация сказки;
наглядные: рассматривание иллюстраций, предметов из сказок;
словесные: чтение художественной литературы, вопросы, беседы, загадывание загадок, речевая игра «Дополни имя», речевая игра «Добавлялки», одобрение, похвала, анализ.
Предполагаемый результат: дети знают сказки народные и авторские, умеют их анализировать; умеют совместно работать в коллективе.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
динамическая пауза, пальчиковая игра
Игровая
игровые ситуации, игры с правилами (дидактические)
Познавательно - исследовательская
решение проблемных ситуаций: на чем можно отправиться в «сказочную страну»? как починить «ковер-самолет»?
Коммуникативная
Беседа, словесные игры, вопросы, проговаривание чистоговорок, отгадывание загадок
Восприятие художественной литературы и фольклора
Драматизация сказки «Петушок и бобовое зернышко», загадки, художественное слово
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
Ожидаемый результат
- Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель активизирует внимание детей.
В: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.
- Сейчас мы встанем на лужок и сделаем большой кружок.
В: Дети, а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»?
Воспитатель предлагает поиграть в игру.
В: А вот давайте мы сейчас и поиграем в игру, которая так и называется «Здравствуйте»
Дети обращают свое внимание, здороваются.
Дети вместе с воспитателем встают в круг.
Ответы детей: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья. Дети соглашаются.
Пальчиковая речевая игра «Здравствуй» (по стихотворению Т.Сикачёвой)
- Я здороваюсь везде - дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (курице).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, Утро!
Здравствуй, День!
Нам здороваться не лень!
В: Молодцы.
Дети сопровождают стихотворение жестами и движениями.
Дети показывают «крылышки»
Показывают солнце.
Показывают небо
Показывают «ветерок»
Показывают «дубок»
Жест вправо
Жест влево
Разводят обе руки в стороны
Проявляют познавательный интерес, любознательность
Дети умеют соотносить речь с движением
- Постановка цели.
Воспитатель предлагает отправиться в гости к сказке
В: Ребята, хотите ли вы сегодня встретиться со сказкой? Тогда отправляемся в сказочную страну, а вот на чём мы туда доберёмся, отгадать поможет загадка.
Загадка:
В любое место он вас донесёт,
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами.
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)
Дети с удовольствием соглашаются.
Дети внимательно слушают и отгадывают загадку.
Повышается мотивация к совместной деятельности.
Развивается внимание, логическое мышление.
В: Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник. Садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок.
- Ой, смотрите, ребята, прохудился наш ковер-самолет.
Воспитатель предлагает решить проблемную ситуацию:
- Что нужно сделать для того, чтобы наш ковер-самолет взлетел?
Дети предлагают разные варианты: починить, сделать заплатки.
Развивается логическое мышление, воображение, познавательная активность, умение рассуждать.
Д/и «Починим ковер-самолет»
- Молодцы, ребята! Теперь садись поудобней, и мы помчимся, как ветер, вперёд.
«1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес
1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать»
Дети (выборочно 4 чел.) вставляют заплатки из геометрических фигур.
Дети садятся на «ковер-самолет»
Умеют соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
Закрепляют представления о геометрических фигурах.
- Основная часть.
Сюрпризный момент.
Воспитатель побуждает помочь Сказочнице.
Встречает сказочница: Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех сейчас.
Ведь давно ждала я вас.
Я добрая Сказочница.
Вот пришел и сказки час.
Проблемная ситуация.
- Но в моей сказочной стране случилась беда. Злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал все мои сказки. Ребята, может быть, вы поможете мне их расколдовать?
Сказочница: Посмотрим, какие вы сообразительные. Справитесь ли вы? У меня есть волшебный клубок. И сейчас я предлагаю поиграть с нашим сказочным клубком.
Дети встречают «Сказочницу», здороваются.
Дети внимательно слушают и соглашаются
Развивается эмоциональная отзывчивость.
Игра «Волшебный клубок»
Педагог бросает клубок.
Сказочница: - Ребята, вы много сказок знаете? Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете называть сказку.
Дети в группе находят первое задание.
Игра «Калейдоскоп сказок» (с показом иллюстраций)
Педагог предлагает детям отгадать названия сказок и выбрать соответствующую иллюстрацию.
(«Сказочница» читает загадки)
1. Ах, ты Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушал ты Кота
Выглянул в окошко. («Кот, Петух и Лиса»)
2. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её. («Красная Шапочка»)
3. Ждали маму с молоком,
А впустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
4. Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки и три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
5. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …. («Айболит»)
6. Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Сказочница: - Молодцы, справились!
Дети садятся на стульчики.
Дети по одному находят иллюстрации-отгадки к каждой сказке.
Умеют внимательно слушать, отвечать полными предложениями.
Закрепляют в памяти знакомые сказки, узнают их по фрагментам, иллюстрациям.
Воспитатель кидает клубок
Сказочница: - Но сундучок закрыт на замок. Чтобы его открыть, надо выполнить задание.
Педагог предлагает поиграть.
Игра «Дополни имя»
Сказочница: У некоторых сказочных персонажей есть двойные имена. Я буду каждому кидать клубок и называть первую часть имени, а вы называйте вторую часть имени.
- Винни (Пух)
- Сестрица (Аленушка)
- Доктор (Айболит)
- Красная (Шапочка)
- Иванушка (Дурачок)
- Крошечка (Хаврошечка)
- Муха (Цокотуха)
- Баба (Яга)
- Почтальон (Печкин)
- Конек (Горбунок)
Дети находят волшебный сундучок, рассматривают его.
Дети стоят в кругу, играют с клубком, добавляют слова.
Дети правильно называют вторую часть имени. Закрепляют представления о главных персонажах сказок.
Педагог хвалит детей, открывает сундучок.
В сундучке находятся предметы, принадлежащие героям сказок.
Д/и «Из какой сказки эти предметы?»
Воспитатель-Сказочница достает по одному предмету и показывает детям.
- Скалочка (Лисичка со скалочкой),
- Денежка (Муха-Цокотуха)
- Яйцо (Курочка Ряба)
- Колосок (Колосок)
- Воздушный шарик (Винни Пух)
- Золотой ключик (Приключения Буратино)
- Бобы (горох, фасоль) (Петушок и бобовое зернышко)
Дети рассматривают предметы и называют, какому герою этот предмет принадлежит, и называют название сказки.
Развивают диалогическую речь, свободное общение с взрослыми и детьми.
Сказочница: Ну, молодцы.
Педагог предлагает показать сказку.
- А теперь хотите её увидеть и сами показать?
4. Драматизация сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
Действующие лица: Петушок, Курица, Хозяйка, Хозяин, Корова, Кузнец.
Звучит фонограмма «Утро в деревне»
Дети соглашаются.
Дети показывают драматизацию сказки.
Умеют использовать жесты и мимику.
Развивается связная речь, обогащается словарный запас.
Воспитатель побуждает детей принять участие в диалоге.
- Беседа по сказке.
1. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться?
2. К кому курочка обращалась за помощью?
3. О чем курочка просила коровушку? Как она просила?
4. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе?
5. Смогла ли курочка вылечить петушка?
6. А почему смогла?
7. Какая курочка? (подбор эпитетов)
7. Понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? Чему учит нас сказка?
Дети поддерживают диалог, отвечают на вопросы.
Ответы детей:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись.
- К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу.
-Коровушка, голубушка, дай скорее молока. Скажите так же.
- Все, как могли, помогали курочке достать маслица.
- Да.
- Потому что ей все помогали, и курочка знала, чем помочь петушку.
- Эта сказка учит всех не торопиться во время еды. И всегда приходить на помощь в трудную минуту.
Умеют владеть речью, как средством общения.
Правильно строят фразы, активно отвечают на вопросы.
- Динамическая пауза.
Сказочница: С помощью волшебной палочки я буду превращать вас в сказочных героев!
Подражательные движения.
- Начинаются наши превращения! В кого? Конечно в Лису. (Взмах волшебной палочкой).
«Лиса»
Вот идет лиса-краса,
Рыжая плутовка.
Мягко так ступает,
Хвостом следы заметает.
А теперь изобразим Петушка.
«Петух»
Вот идет петушок,
Гордо поднял гребешок.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Дети выполняют подражательные движения.
Ходят с носка на всю ступню, руки у груди, кисти рук опущены.
Ходят, высоко поднимая колени, носок тянут вниз, руки-крылья поднимают и опускают, подражая петуху.
Умеют выполнять подражательные движения.
Проявляют творческое воображение в движениях.
Владеют разными видами движения.
7. Игра «Добавлялки».
- Вы должны правильно и в рифму закончить предложение.
Ок-ок-ок-стоит в поле …..(теремок)
Ок-ок-ок- покатился…….(колобок)
Су-су-су-петушок прогнал…(лису)
Цо-цо-цо-снесла курица…(яйцо)
Ёк-ёк-ёк-не садитесь на ….(пенек)
Ят-ят-ят-серый волк не съел ….(козлят)
Дети в рифму добавляют слова.
Дети правильно и четко произносят звуки в чистоговорках.
8. Возвращение в группу.
Сказочница благодарит детей и прощается с ними. Дарит им гостинцы.
Воспитатель: Молодцы, со всеми заданиями справились, и помогли героям сказок. Но нам пора в детский сад возвращаться, а поедем мы на автобусе.
Би-би-би – гудит автобус.
Тук-тук-тук мотор стучит.
Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу
Шу-шу-шу они шуршат.
Быстро крутятся колёса,
Та-та-та - вперёд стучат
Дети друг за другом двигаются по группе и все вместе повторяют чистоговорку.
Произносят четко соответствующие звукоподражания хором, проявляют внимание.
- Итог деятельности.
Воспитатель формулирует вывод и дает оценку деятельности детей.
Воспитатель: Вот мы снова с вами в нашей группе.
Вот как весело играли
И нисколько не устали
Играли мы все дружно
Нам ссориться не нужно.
- Чем мы сегодня занимались?
-А что вам больше всего понравилось?
Воспитатель - Вот наше сказочное путешествие закончилось. И мы с вами скажем спасибо нашим гостям.
Дети отвечают на вопросы полным ответом, говорят о своем настроении. Называют, что понравилось больше всего во время деятельности. Дети благодарят гостей.
Создается положительный эмоциональный фон для сотрудничества с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского" с использованием интерактивной доски.
Сказки Корнея Чуковского просто созданы для маленьких детей. Яркие, добрые, харизматичные персонажи этих сказок очень нравятся детям. А стихи понятны, просты и легко запоминаются. [[{"type"...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение сказки Федорино горе"
Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: «Викторина по сказкам К.И.Чуковского. Чтение сказки «Федорино горе&ra...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского с использованием интерактивной доски....
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группеЧтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»Цель....
Мультимедийная разработка образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Путешествие в сказку"
Цель: развитие речи детей посредством приобщения к устному народному творчеству....
Конспект занятия по речевому развитию для младшей группы «Путешествие по сказкам»
Создала конспект для младшей группы по развитию речи "Путешествие по сказкам". Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия. Активизиро...
Методическая разработка по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам"
Целевые ориентиры: формирование эмоционального отношения к сказкам.Задачи:1. Учить узнавать детей знакомые русские народные сказки, героев сказок с помощью загадок.2. Развитие речи...