Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
Цель: использовать произведения русского народного фольклора через пантониму, как возможность развития речи детей, сделать жизнь детей интересной и содержательной, развивать активность и инициативность, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью, способностью познать себя, окружающий мир.
В качестве задач были определены следующие:
1) Формировать активный и пассивный словарь
2) Научить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты какого-либо персонажа.
3) Совершенствовать монологическую речь
4) Совершенствовать интонационную выразительность речи: умение пользоваться паузами, силой голоса, темпом.
5) Содействовать развитию произвольных познавательных процессов: внимание, восприятие, памяти.
В настоящее время, мы применяем методы: наглядные, словесные игровые и применяем их в чтении, обсуждении, разучивание.
Каждый метод представляет собой совокупность приемов, слушающих для решения определенных задач.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора (потешки, приговорки, попевки, поговорки) привлекают детей, вызывают желание повторять их, заучивать, что, в свою очередь, способствует формированию разговорной речи, оказывает влияние на развитие словесного творчества. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. К тому же маленькие фольклорные шедевры помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Так, потешка способна корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение.
В работе по развитию речи детей, будет уделено внимание и театральной деятельности, в частности, драматизации потешек, сказок, пестушек, через пантомиму.
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре.
Пантомима. Пантомима – это одно из самых древнейших видов художественного творчества человека. Греческое pantomimus означало "тот, кто изображает все". Пантомиму называли живописью в движении, рукам приписывался дар пения. Считалось, что жест способен передать неуловимые, почти неосознанные мысли и чувства.
Театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики.
Как и любое искусство, пантомима мыслит художественными образами и воспроизводит жизнь не буквально, а с помощью своих специфических средств выражения – жестов. Случайных или ничего не значащих жестов в пантомиме быть не может. Жест должен быть сделан точно и вовремя, он должен быть скуп, но обладать драматической силой.
Пантомима имеет свои особенности, она требует действия, согретого правдой жизни и логикой.