Развитие речи дошкольников на кончиках пальцев
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
В этом материале представлена методическая разработка о развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doshkolnikov_na_konchikah_paltsev.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».
Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая…» и другие пальчиковые игры.
В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти руки и психическим состоянием: «все из рук валится», «с легкой руки», «руки не доходят», «из рук вон плохо» и т. д. Однако, большинство из нас, употребляя в быту подобные выражения, редко задумывается над тем, насколько глубокий смысл в них заложен.
Что же такое мелкая моторика? Это есть совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Функция человеческой руки уникальна и универсальна.
Сухомлинский В. А. в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». Учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. Потребность и способность двигаться заложена в человеке генетически. По данным физиологов, движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка уже с эмбрионального развития. Поэтому ограничение его движений является тормозом его общего развития.
Развитие мелкой моторики у детей позволяет:
- Формировать навыки самообслуживания у детей.
- Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
- Развиваться чувство ритма и координация движений.
- Ребенку лучше адаптироваться в практической жизни, учится понимать многие явления окружающего мира.
- Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Вспомните, как любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку -белобоку", показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами.
Для развития речи детей в группе раннего возраста, я использую различные методы и приемы:
1. Массаж кистей рук и пальцев
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Детям очень нравится массаж, мы его используем ежедневно, в режимных моментах. Мягкими, массирующими движениями разминаем каждый пальчик, массируем ладошки. Также для массажа мы используем карандаши (катаем их в ладошках), массажные мячики (Су-Джок).
2. Ежедневные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, с использованием потешек)
Пальчиковые игры вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
3. Работа с предметами и материалом (пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы.) А также игры с природным материалом (песком, водой, деревом, бумагой).
Игры с пластилином.
Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительным этапом к умению работать с другими материалами и инструментами.
Игры с бумагой.
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Игры с крупой, бусами.
- Прячем ручки в крупу, массируя ладошки.
- Пересыпаем крупу из ладошки в ладошку.
- Изображаем дождь, град (дождь — манка, град – рис и т.д).
- Покормим птичек (щепоткой насыпаем крупу в тарелочку).
- Разберём из одной емкости по тарелочкам крупы: в одну рис, в другую гречку.
- Вкусная кашка (превращаем руку в ложку и мешаем кашу в плошке).
- Найди игрушку (находим игрушку-сюрприз в крупе).
- «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.
- Нанизывание бусин на шнурок
Игры с природным материалом.
На прогулке из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и песка лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Игры с водой.
Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.
Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.
Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем и др.
4. Пальчиковый театр, игры – драматизации, инсценировки.
Театрализованные игры с использованием кукол, пальчикового театра, настольного театра прекрасно подходят для работы с детьми в адаптационный период. Их использование снимает напряжение, создает положительные эмоции.
В нашей группе есть уголок (центр) театрализованной деятельности, где представлены сказки, в соответствии с программой, шапочки, маски и различные виды театра: (театр кукол Би-Ба-Бо, плоскостной театр, настольный театр (деревянный и бумажный), пальчиковый театр (вязанный и бумажный) ,театр на фланелеграфе, театр для обыгрывания потешек, костюмы для обыгрывания
Сначала формируем умение слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, слова, так же знакомим детей с сюжетными игрушками, показываем и называем разнообразные действия с ними. Кукла (игрушка) танцует, поет, играет и т.д. На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия. Различные игровые ситуации, используя при этом фольклорный материал: «Напечем пирожков», «В гости к бабушке», «На нашем дворе», «Вышла курица гулять», «Киска», «Наша Катя маленька». Под рассказ воспитателя дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Итогом работы по развитию речи средствами театрализованных в раннем возрасте будет проведение игр – драматизаций.
5. Рисование (упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками)
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать палочкой на снегу и песке, пальцем на рассыпанной манной крупе, мелом на асфальте. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений.
6. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами развивает мелкую моторику, которая является основой развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
7. Выкладывание фигур из счетных палочек.
В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
8. Застёгивание, расстёгивание и шнуровки.
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребёнка в процесс одевания. Пусть сам застёгивает и расстёгивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьёт движения рук, но и приучит ребёнка к самостоятельности. Также в продаже есть всевозможные виды шнуровок, которые можно изготовить своими руками.
9. Для развития речи детей существует множество интересных развивающих игр. Настольно – печатные игры можно приобрести в магазинах, либо сделать своими руками. ( Разрезные картинки, сортреры, вкладыши, «Чей домик», «Чей малыш», «Чудесный мешочек», «.) Применяя их, можно пополнить и обогатить словарный запас ребенка, развить познавательный интерес к окружающему миру, способствовать речевой самостоятельности и активности. 11. Также для развития речи можно предложить выполнять детям, в виде игровых действий, дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Однако стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребёнок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, нужно систематически.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в- третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, способствует решению целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Речь ребенка на кончиках пальцев.»
Развитие сенсомоторики....
Речь ребенка - на кончиках пальцев... развиваем меломышечную моторику....развиваем речь.....!
Для воспитателей и родителей!!!...
Речь ребёнка на кончиках пальцев.
В работе рассматривается вопрос об использовании упражнений ММР для развитии речи ребенка....
«Развитие речи дошколят на кончиках пальцев»
Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники спо...
«Истоки развития речи детей на кончиках их пальцев»
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи...
Развитие речи дошкольников на кончиках их пальцев
В презентации собран материал о влиянии мелкой моторики на речевое развитие ребёнка. Представлены различные средства: методы, приёмы, технологии, развивающие мелкую моторику и соответствен...
Мастер-класс для педагогов по развитию речи "Сказки на кончиках пальцев"
Мастер-класс поможет познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ...