НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Камалова Гульнара Нурмухамбетовна

НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима»

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи

 в старшей логопедической группе

на тему: «Зима»

Учитель– логопед:

 Камалова Г.Н.

Цели:

Коррекционно – образовательные:

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима».

Совершенствовать грамматический строй речи.

Учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Учить образовывать глаголы совершенного вида приставочным способом.

Учить отвечать на вопросы полным предложением, подбирать слова – признаки и слова – действия.

Коррекционно – развивающие:

Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление, связную речь.

Развивать тонкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.

Развивать творческое воображение.

Коррекционно – воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с изображением зимы, снеговик (игрушка), санки (игрушка), макет горки, снежинки из белой бумаги на ниточках, разрезные картинки «снеговик», снежный ком, «волшебная» коробочка.

НОД занятия

№1. Приветствие.

(Дети стоят рядом со своими местами)

Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО ребята!!!

Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями

— ДОБРОЕ УТРО!!!

(Дети садятся на свои места)

№2. «Введение в тему»

- Ребята, мы сегодня с вами поговорим ….., а о чем мы будем говорить, вы узнаете из моей загадки:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

                     (Зима)

- Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? (О зиме)

- Что за скакуны в этой тройке? (Это зимние месяцы)

- Давайте вспомним названия зимних месяцев. (Декабрь, январь, февраль)

- Ребята, назовите первый зимний месяц. (Декабрь)

- Назовите последний зимний месяц. (Февраль)

- Назовите первый месяц в году. (Январь)

- Дети, а какое сейчас время года?

- А почему вы так думаете? (Дети называют признаки зимы)

№3.Артикуляционные упражнения

  • Снова к нам зима пришла,              

          Много снега принесла.

          Положить язык на нижнюю губу,

          удерживать его неподвижно

  • Чтобы с горки прокатиться

          Сначала надо потрудиться.

          Рот открыт, кончик языка

          упирается в нижние зубы,

         среднюю часть языка выгнуть горкой.

  • Катим, катим снежный ком

          Будим строить снежный дом.

          Надуть щеки и удерживать их

          несколько минут.

  • Мы смеялись, мы играли,

          Ну а ручки замерзали-

          Надо ручки пожалеть,

          Надо ручки нам погреть.

          Поднести ладони к лицу

          И выдохнуть со звуком [Х]

№4. «Массаж биологически активных зон»

- Конечно, в такую погоду легко простудиться. Но нам простуда не страшна. Мы сделаем

 массаж «Неболейка».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело    

(дети поглаживают ладонями  шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать  

(указательными пальцами растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком    

(прикладывают ладони «козырьком» и растирают  его  движениями «в стороны – вместе»)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй  ушки ты и шею

 (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами)

Знаем, знаем, да – да – да нам простуда не страшна!  

(потирают  ладони)

№5. «Подбери слова – признаки»

Ребята, а теперь вы мне расскажите – зима какая? А ваши ответы я буду складывать в волшебную коробочку.

Зима (какая?) – холодная, белая, красивая

Снег (какой?) – искристый, серебристый, холодный

Снежинки (какие?) – красивые, резные, маленькие

№6. «Подбери слова – действия»

Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег.

Снежинки на улице (что делают?) – кружатся, летают, порхают и т.д.

- Посмотрите, ребята к нам прилетели настоящие снежинки.

№7. Упражнение на дыхание «Подуем на снежинку» (упр. с бумажными снежинками)

- Давайте подуем на наши снежинки, пусть они закружатся.

Вдохните воздух носиком, а выдохните через ротик, щечки не надувайте!

№8. «Назови ласково»

Снежинки улетели, а я приглашаю вас поиграть в игру («Назови

ласково»)

- Комочек маленький поймай и словечко приласкай!

Снег – снежок

Мороз –морозик

Зима –зимушка

Сосулька –сосулечка

Горка –горочка

Ветер –ветерок

Снежинка –снежиночка

Дерево –деревце

Месяц –месяцок

№9 Упражнение «Будь внимательным». 

Профилактика нарушений письма. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики.

Логопед. А теперь пройдите за столы, садитесь, возьмите карточки.(У детей карточки с недорисованной елочкой.

Надо дорисовать елочку и закрасить ее)

№9. «Скажи наоборот»

- Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот!

Летом дни жаркие, а зимой,….

Снег мягкий, а лед …

Одни сосульки длинные, а другие …

Одна снежинка большая, а другая ….

Весной лед на реке тонкий, а зимой ….

- А что еще можно делать зимой на улице? Во что можно играть?

№ 11. «Пальчиковая гимнастика»

№12. «Собери картинку»

-Теперь наши пальчики стали послушными и ловкими. Они без труда смогут собрать сломанную картинку.

(собирают сломанного снеговика)

Кто у вас получился? (снеговик)

Правильно.

№13.Физминутка

№14.«Доскажи словечко»

Посмотрите –ка нам принесли письмо от снеговика. Он прислал нам игру

 «Доскажи словечко».

-Поиграем?

1) Словно в сказке, как во сне

    Землю всю укутал ….. (снег)

2) С неба все скользят пушинки,

    Серебристые ….   (снежинки)

3) На поселки, на лужок

    Тихо падает ….. (снежок)

4) Все бегут вперегонки

    Все хотят играть в …. (снежки)

5) Словно в белый пуховик

    Нарядился …. (снеговик)

№15.Итог

Ребята вам понравилась игра?

Снеговику тоже понравилось как вы играли.

А наше занятие подошло к концу.

О каком времени года мы говорили?

Вам понравилось занятие?

Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима»

Цели:Коррекционно – образовательные:Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима».Совершенствовать грамматический строй речи.Учить ...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима»

ЗИМА.Цели:Коррекционно – образовательные:Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима».Совершенствовать грамматический строй речи.У...

Занятие по развитию речи. (Старшая логопедическая группа) Лексическая тема: Космос Космическое путешествие.

Космос всегда притягивал к себе внимание людей. Детям нравится слушать про космос, рассматривать иллюстрации, смотреть познавательные фильмы....

Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима». (презентация занятия)

Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима»....