Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений "Совершенствование образовательного процесса через использование мнемотехники"
консультация по развитию речи (средняя группа)
Семинар-практикум для воспитателей ДО - это распространение опыта работы по совершенствованию образовательного процесса через использование мнемотехники. Прилагается конспект НОД с ИКТ по развитию речи в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 371.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений
«Совершенствование образовательного процесса через использование мнемотехники»
Цель семинара: распространение опыта работы по совершенствованию образовательного процесса через использование мнемотехники.
План семинара:
1. Приветствие участников семинара.Вступительное слово.
2. Сообщение в виде презентации «Совершенствование образовательного процесса через использование мнемотехники»
3. Показ непосредственно образовательной деятельности в средней группе пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
4. Практическая работа с педагогами.
5. Обсуждение, подведение итогов мероприятия.
Ход семинара
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Древнегреческую богиню памяти звали Мнемози́на, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.А также помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному
Сенсорно-графическая схема (Воробьёва Валентина Константиновна)
Блок –квадрат (Глухов Вадим Петрович.)
Предметно-схематическая модель (Ткаченко Татьяна Александровна.)
Схема составления рассказа (Ефименкова Людмила Николаевна.)
Коллаж (Большева Татьяна Васильевна.)
Цель: «Совершенствование образовательного процесса через использование мнемотехники»
Задачи:
- развитие у детей психических процессов: память, мышление, внимание, воображение.
- развитие всех сторон речи.
- развитие логики
- способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
- развитие у детей сообразительности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
- способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
- развитие культурно-гигиенические навыков и навыков самообслуживания.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит кмнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат(опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение
Мнемодорожка– ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения или предложение.
Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Для младших дошкольников необходимо давать цветные мнемотаблицы, в старшем возрасте можно использовать так же и черно-белые мнемотаблицы.
При работе с мнемотаблицей выделяют следующие этапы:
1. Рассматривание таблицы и разбор изображений.
2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Воспроизведение информации сначала взрослым, затем ребенком.
Мнемоколлаж- это дидактическое пособие, в структуру которого входят различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры, кодирующие определенную информацию.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово, словосочетание или предложение придумывается картинка (изображение), таким образов весь текст зарисовывается схематично. Глядя на схемы –рисунки, ребенок легко воспроизводит информацию. В мнемосхемах изображать можно практически все. В мнемосхемах производиться графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
- при воспитании культурно-гигиенических навыков
- при воспитании навыков самообслуживания
- для ознакомления детей с окружающим миром
- при обучении составу числа
- при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
- при развитии связной речи
В нашей работе мнемотаблицы-схемы мы, в основном, использовали, как дидактический материал для развития связной речи детей.
Актуальность:На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явленияхприроды, создание разных видов творческих рассказов, составление рассказов по картине, заучивание стихотворений, загадок, чистоговорок и скороговорок.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи это – наглядность и план высказывания
Мнемотехника -это система методов и приемов, которые позволяют использовать эти два важных фактора для формирования связной речи дошкольника.
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественных произведений;
- при проговаривании чистоговорок и скороговорок;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихотворений.
- при составлении предложений.
В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что использование метода мнемотехники приносит хорошие результаты:
- повысился уровень связной речи у детей;
- активизировался интерес к заучиванию стихов, к НОД по развитию речи;
- обогатился словарный запас;
- повысилось внимание, усидчивость, наблюдательность, логическое и образное мышление, творческое воображение.
Мое сообщение хотелось бы закончить словами великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский
Спасибо за внимание!
А теперь мы вам покажем, как мы это применяем на практике.
Конспект НОД с ИКТ по развитию речи к семинару на тему: «Совершенствование образовательного процесса через использование мнемотехники»
Цель: развивать связную речь по средствам мнемотаблиц.
Задачи:
Обучающие задачи:
-учить внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы воспитателя по тексту.
-учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей;
- учить применять для пересказа мнемотаблицу.
Развивающие задачи:
- развивать связную речь детей;
- развивать внимание, память, воображение.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая;
- воспитывать дружеские отношения.
Предварительная работа:
- рассматривание лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;
- чтение русской народной сказки «Пузырь. Соломинка и Лапоть»
- рассматривание иллюстраций к сказке.
Материалы и оборудование:
- Посылка с предметами, презентация.
Вводная часть: Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте будем вежливы, поздороваемся с гостями и поприветствуем друг друга.
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуйте, гости (руки к сердцу)
Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно. Раздается стук в дверь (почтальон принес письмо) – Здравствуйте, это группа №2 Вам посылка. Получите, пожалуйста.
Сюрпризный момент:
Воспитатель:
- Посмотрите, к нам пришла посылка, от кого она может быть? Давайте узнаем.
Открываем посылку, (фото Незнайки) достаёт письмо от Незнайки: «Ребята, помогите разгадать загадку, из какой сказки эти предметы?»
Воспитатель:
Достаёт мыльные пузыри. Интересуется у детей, что это.
- Правильно, пузыри, а из чего они? (Ответы детей).
- какие пузыри, тяжёлые или лёгкие? Ещё какие?
Дети: лёгкие, воздушные, большие и маленькие, красивые, прозрачные.
Достаёт следующий предмет – соломинка. Спрашивает: - а это что?
Это соломинка. Из чего она? Когда то она росла в поле и была колоском. Колосок созрел, его срезали. Из зёрнышек намололи муку, а стебелёк засох и стал соломинкой. Посмотрите на соломинку, какая она?
Дети: тонкая, длинная, лёгкая, хрупкая.
Воспитатель достаёт последний предмет, что лежит в посылке. Что это?
- это лапти. В старину это была очень распространённая обувь. Каждый житель деревни носил лапти.
Посмотрите, какие они?
Дети: жёсткие, твёрдые, не удобные.
Воспитатель: давайте же вспомним, из какой сказки все эти персонажи
Дети: «Пузырь, лапоть и соломинка»
Воспитатель: Молодцы, правильно, есть такая сказка. А много ли вы знаете сказок? Давайте назовём сказки с помощью пальчиковой игры.
Основная часть:
Пальчиковая игра: «Посчитаем сказки»
Раз, два, три, четыре, пять – будем сказки называть.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок, Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо – Героев из сказок вспомнить мы рады.
Ребята, вы уже слушали сказку «Пузырь, лапоть и соломинка», а сегодня я предлагаю вам запомнить сказку и рассказать её гостям. Поможет нам в этом специальные картинки.
Слушайте внимательно и смотрите на экран.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Воспитатель читает детям сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»
Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть (1 слайд)
Пошли они в лес дрова рубить (2 слайд)
Дошли до реки и не знают: как через реку перейти? (3 слайд)
Лапоть говорит пузырю:
— Пузырь, давай на тебе переплывем! (4 слайд)
— Нет, Лапоть, пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней (5 слайд)
Соломинка перетянулась, Лапоть пошел по ней, она и переломилась (6 слайд)
Лапоть в воду упал, намок и утонул (7 слайд)
А Пузырь хохотал-хохотал, да и лопнул (8 слайд)
Вопросы по содержанию сказки.
- Про кого эта сказка, кто её персонажи? ( Пузырь, Соломинка и Лапоть)
- Куда пошли герои сказки? (в лес)
- Что делать в лесу? (дрова рубить)
- Что помешало им дойти до леса? (река)
-Что предложил Лапоть Пузырю? (Переплыть на нем через реку.)
-Что ответил Пузырь? (Чтобы Соломинка перекинулась с берега на берег)
- Смог ли лапоть перебраться по соломинке на другой берег? (нет, она сломалась)
-А почему Соломинка сломалась? (Потому что она тонкая и хрупкая, а Лапоть тяжелый.)
- А что сталь с пузырём? (Пузырь хохотал, хохотал и лопнул.)
- Пузырь хорошо поступил? (Нет, над другими смеяться невежливо)
- А что нужно было Пузырю сделать? (Помочь Соломинке и Лаптю)
- Скажите, можно ли Пузырь, Лапоть и Соломинку назвать дружной командой?
Конечно, нет. О дружбе говорит вот такая пословица: «Помогай другу везде, не оставляй его в беде»
- Молодцы, ребята, внимательно слушали сказку и на все вопросы хорошо ответили. Давайте немного отдохнем и поиграем с вами.
Колокольчик вас зовёт, поиграть со мной ведёт.
Дай мне руку, ты – мой друг, встанем вместе в дружный круг.
Игра «Надувайся, пузырь»
Воспитатель:
Отдохнули немного. А теперь, чтобы вспомнить и рассказать сказку гостям, мы
сделаем зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика:
Захотел язычок пойти погулять. Высунулся в окно, а на улице дождь. Язычок обратно спрятался. Высунулся – обратно (язык высунуть, убрать за зубы).
А время идёт, часы тикают (язык вправо – влево)
Друг, видит язычок, идёт пузырь (надуть щёки),
А за ним, соломинка (втянуть щёки),
А за ними, Лапоть (вытянуть губы).
Посмотрел на них язычок, да и побежал их догонять (цокаем языком)
- Молодцы! Хорошо язычок размяли. Теперь пора рассказать сказку нашим гостям. А поможет вам вот эта табличка. Смотрите, все картинки, которые нам помогали, сложились в таблицу по порядку. С помощью этой таблицы мы и попробуем рассказать сказку.
Сначала начинает один ребенок, продолжает второй, а заканчивает третий - таким образом, дети внимательно следят за рассказами других детей, не отвлекаются и все могут поучаствовать в пересказе.
Воспитатель:
- Ребята, а вы заметили, что у этой сказки грустный конец? Давайте придумаем другой. Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?
Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т.п.
- Молодцы. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.
Заключительная часть:
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Умеем мы дружить»
Я буду задавать вопрос. А вы, если согласны – хлопаете в ладоши и говорите «да – да – да», а если не согласны, то топаете ногами и говорите «нет – нет – нет».
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Дружбой нашей дорожить?
(да-да-да)
Будем друга обижать?
(нет-нет-нет)
И игрушки отбирать?
(нет-нет-нет)
Будем мы игрой делиться?
(да-да-да)
Вместе петь и веселиться?
(да-да-да).
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете.
Ведь с друзьями веселей
на любой планете.
Воспитатель: Сегодня мы познакомились с героями, какой сказки? Ещё мы рассказывали сказку с помощью таблицы, вспоминали свои любимые сказки, поиграли в интересные игры. Вам понравилось, дети? А вам, гости дорогие, понравилось наше занятие?
Скажем гостям до свидания, приходите к нам ещё.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированной непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы в рамках проблемно- ориентированного Зонального семинар – практикума педагогов ДОУ «Принцип интеграции в образовательном процессе ДОУ» Тема: «Наша Маша в лес пошла…»
-Ребята, у вас у всех есть игрушки. Но среди них наверняка есть самая любимая дорогая вам с детства игрушка. Вспомните своих друзей детства, представьте их, и нарисуйте их на листочках, ко...
Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Совершенствование образовательного процесса через использование мнемотехники»
Совершенствование связной речи у дошкольников через использование мнемотехники....
Семинар-практикум «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»
Мастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления новые формы работы в образовательной области ...
Семинар - практикум «Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада».
Семинар разработан с целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в проектировании культурных практик в образовательном процессе в рамках реализ...
Семинар - практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей у дошкольников через использование игрового набора "Дары Фрёбеля"
Конспект разработан с целью представления опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....
Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ, через использование многофункциональной ширмы».
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и в период младшего дошкольника представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируетс...