Семинар - практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей у дошкольников через использование игрового набора "Дары Фрёбеля"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Конспект разработан с целью представления опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_dlya_pedagogov.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №10»
Семинар – практикум для педагогов
на тему: «Развитие познавательных способностей дошкольников через игровой набор «Дары Фрёбеля»
Подготовила: А.Д,Багапова,
воспитатель
первой квалификационной категории
г.Нефтеюганск
Семинар – практикум для педагогов
на тему: «Развитие познавательных способностей дошкольников через игровой набор «Дары Фрёбеля»
Цель:
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Задачи:
— Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
— Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
— Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
— Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Ход семинара:
В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс, должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач по реализации образовательной программы дошкольного образования является развивающая технология «Дары Фрёбеля», в основе которой лежит игра:
- Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников;
- Используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков;
- Игры развивают детское воображение и создают хорошее настроение.
Презентация
Первым, кто рассмотрел игру, как ведущий вид деятельности в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель.
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста
«Дары Ф.Фрёбеля» – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.
Технология «Дары Фрёбеля» – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. По его мнению, игра способствует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.
Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фрёбеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта — дерево, что безопасно для реализации и применения ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности детей.
Фрёбель верил, что все эти игровые материалы наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потребности. Первоначально он разработал только несколько видов образовательных материалов, позднее их количество возросло до 20. Сегодня встречается четырнадцать видов материалов Фрёбеля с точно такими же образовательными функциями.
Первый дар: «Шерстяные мячики» мячи разного цвета на ниточках,
Второй дар: «Основные тела» небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;
Третий дар: «Куб из кубиков» кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.
Четвертый дар: «Куб из брусков» кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
Пятый дар: «Кубики и призмы» куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар: «Кубики, столбики, кирпичики» кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, развивается пространственное мышление, сенсорное восприятие, творческие способности, развитие речи.
Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
Использование «Даров Фрёбеля» помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах.
Кроме приведенных шести даров в дальнейшей работе можно использовать дополнительный строительный материал (арки и т. д.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.
Практическая часть.
Д/и «Подарок»
Цель: Развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, отечественных традициях, реализация самостоятельной деятельности детей.
Ход: Уважаемые коллеги, я к вам пришла, вам подарки принесла. Этот подарок – Марине Анатольевне» … Раздаю всем присутствующим коробочки.
- Вам понравились подарки? А вы, любите дарить подарки? Кто хочет сделать приятное своим друзьям и близким? Я предлагаю подарки сделать из игровых наборов «Дары Фрёбеля».
Педагоги выполняют. Далее обсуждается: что сделали? Кому? Почему?
Д/и «Ее величество точка»
Цель: развитие игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти; развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений; расширение кругозора.
Ход:
Пуст сегодня дворик наш, за окошком хмуро.
Я взял фломастер, карандаш, решил чертить фигуры.
Передо мной бумаги лист, до чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка.
И на листе получается точка.
Предлагаю создать свои картины из точек и организовать картинную галерею. Для каждой картины необходимо придумать название.
Ребята, как вы думаете, кого можно пригласит в нашу галерею? Кто хочет начать экскурсию первым?
Модификации игры: Педагоги выкладывают для своих картин рамки, используя детали из различных наборов.
«Красная шапочка»
Цель: Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу, приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать интерес к драматизации литературных произведений, развивать воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности.
Ход.
Иду через лес по тропинке,
Не ведая вовсе печали.
Несу я гостинцы в корзинке.
Кому? Вам уже рассказали?
У речки в соседней деревне
Стоит моей бабушки домик.
Мне птицы поют на деревьях
И все мне их песни знакомы.
Ребята, о ком это? Ребята, а зачем Красная Шапочка пошла к бабушке? А почему важно помогать близким людям, пожилым, заболевшим? Как вы думаете правильно ли вела себя Красная Шапочка с волком? Интересно, а как выглядел дом бабушки и лес, в котором произошла эта ситуация? Я предлагаю вам построить из наборов декорации к этой сказке. Создание декораций «Дом бабушки», «Лес» (с применением игровых наборов №№ 2,3,4,5,6,7,8,9, J1).
Ребята, как вы думаете, что было бы если Красная Шапочка была послушной девочкой и не стала разговаривать с волком. Каким был бы её путь? Кого она могла бы встретить в лесу? Как прошла бы встреча с бабушкой?
Заключительная часть.
«Обратная связь»
Наше путешествие в игровую страну «Даров Фрёбеля» подходит к концу. Сейчас, я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие и построить башню:
- Красная — будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе.
- Синяя — будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома.
- Желтая – информацию необходимо переработать, принять к сведению.
Система воспитания по Ф. Фрёбелю, известна уже более 250 лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна.
Дары Фрёбеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!
Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.
Чарльз Диккенс
Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»
Семинар-практикум для воспитателей...
Мастер - класс на тему:"Развитие познавательных способностей у дошкольников через использование песочной терапии"
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка раннего возраста. От того, как будут развиты у ребёнка пощнават...
Семинар-практикум для родителей. "Развитие словесно - логического мышления через использование дидактических игр".
Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал п...
Семинар - практикум для педагогов "Развитие речи младших дошкольников с использованием игровых технологии"
Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....
Результаты реализации инновационной площадки по теме «Развитие конструктивных способностей у дошкольников через использование конструктора LEGO и робототехники с использованием регионального компонента»
Результат тематического контроля «Внедрение разработанной системы педагогической и воспитательной работы, направленной на развитие конструктивной и исследовательской деятельности дошкольников в ...
Консультация для педагогов Развитие логического мышления дошкольников через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
Цель — создание условий для формирования логического мышления игровыми математическими средствами. Основны...
Инновационный педагогический проект по теме: «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через использование игровых приёмов программы «ЛОГОша» (логика и мышление)».
Разработка и внедрение игр на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности...