Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Сочиняем сказку про Золушку"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Перетрухина Елена Анатольевна

развитие связной речи и творческого воображения; формирование у детей навыков составления сказочного текста на основе знакомого произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_na_novyy_lad.docx522.45 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект по развитию речи  в подготовительной группе "Сочиняем сказку про Золушку"

Программное содержание: развитие связной речи и творческого воображения; формирование у детей навыков составления сказочного текста на основе знакомого произведения.

Задачи:

1. Показать возможности развития сюжета сказки при некотором его изменении (посредством изменения некоторых черт внешности или характера главного героя, введения новых героев, волшебных предметов) .

2. Закреплять знания о структуре повествовательного текста (начало, середина, конец) .

3. Побуждать детей использовать в своих сочинениях различные зачины из сказок.

4. Учить детей видоизменять, комбинировать, преобразовывать имеющиеся знания, личный опыт в ходе составления рассказов.

5. Учить детей озаглавливать сказку.

Ход НОД.

  1. Сюрпризный момент

-Ребята, сегодня у вас в гостях волшебная книга (аудиозапись: озвучивание «голоса» книги).

Книга: Здравствуйте, ребята! Я - книга. Я ваш друг и помощник. Я знаю, что

все дети любят сказки. Угадайте, как называется эта сказка? Если вы угадаете,

тогда двери моей книги откроются, и вы узнаете много нового и интересного

(читает отрывок из сказки «Золушка»).

«Бедную девушку, заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в

доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи

и обеих сестриц». («Золушка»)

-Молодцы, ребята! Догадались! (открываю книгу перед детьми). Это сказка «Золушка». А кто написал эту сказку? Я вам напомню, загадав загадку. А вы внимательно послушаете и дадите мне ответ на этот вопрос.

Отвечайте без подсказки,
Кто же автор этой сказки:
В сказке Кот на двух ногах
Ходит в красных сапогах,
В шляпе пышное перо?
Автор сказки — … (Шарль Перро)

II.Основной этап занятия.

1.Сегодня у нас будет необычное занятие! Сегодня мы будем учиться сочинять сказку, но не обычную, а сказку на новый лад. Вы слышали о таких сказках? (индивидуальные ответы детей). Сказка на новый лад – это когда берётся любая сказка (авторская или народная) и переделывается на новый лад – так , как вам хочется. Можно добавить в эту сказку другого героя, волшебный предмет, с помощью которого главный герой спасается от злых персонажей. В сказках на новый лад можно фантазировать сколько угодно , и тогда получается немного другая сказка!.

Итак, сегодня мы совершим путешествие в страну Сказок. Это удивительная, волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится добрым и чутким, умным и внимательным. Давайте улыбнемся, как солнышко, и подарим эти улыбки друг другу. А вот теперь можно отправляться в путешествие.

Тише, тише, тишина:
Сказка к нам идет сама.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла фея.

Как вы думаете, какую сказку сегодня мы будем переделывать на новый лад?(ответы детей)

Молодцы, внимательно слушаете то, о чём мы говорим.

2.Видеопрезентация «Герои сказки «Золушка»»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=158&v=Qb3XOvj8tc0

- Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

-Посмотрите и назовите героев из сказки (Золушка, мачеха, сестры, принц,

Фея).

- Какая одежда была на Золушке? (грязная, испачканная, в заплатках)

-Почему бедную девушку прозвали Золушкой? (много трудилась, испачкалась

золой…)

-Золушка, окончив работу, сидела возле камина на ящике с золой, поэтому

сестры прозвали ее «Золушкой».

- Ребята, что такое «зола»?

- Что обозначает это слово, можно узнать из словаря

-«зола» - остаток от сжигания чего-нибудь, в виде серо-черной пыли».

- А все-таки Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была

милой. А еще какой? (доброй, красивой, трудолюбивой и т. д.)

-А какие были мачеха и сестрицы? (злые, ворчливые)

Угадайте кто это? Добрая волшебница, чудесница. (Фея)

- Что сделала Фея для Золушки? (помогла попасть на бал).

Как вы думаете, что было самым главным в наряде Золушки и почему.

Дидактическая игра «Отгадай слово по первому звуку». (Детям предлагаются картинки, на которых изображены в следующем порядке птицы –тетерев, утка, фламинго, ласточка и индюк. Дети называют первый звук каждого слова и произносят слово «туфли».

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/885/73885000_3719215_29722_kopiya.png   http://raskraski.at.ua/_ph/6/94881086.jpg                      http://clipart-library.com/image_gallery/52655.png     

 

       http://900igr.net/up/datai/203277/0050-035-.png                                           http://pngimg.com/uploads/turkey/turkey_PNG58582.png                                                                                                                             

3.- Ребята, злая мачеха опять дала задание для Золушки: распределить старинные

и современные предметы. Поможем Золушке? Поиграем в игру: « Раньше -

позже».

- Ребята, я буду называть старинные предметы, а вы будете находить им пару,

то есть называть современные предметы.

- Например: «Раньше писали пером, а сейчас пишут авторучкой»

- « Раньше убирались веником, (а сейчас пылесосом).

- « Раньше освещали комнату свечи, (а сейчас освещают комнату лампочки).

- « Раньше ездили на карете, (а сейчас ездят на машине).

- « Раньше готовили еду в печке, (а сейчас готовят на газовой плите).

- « Раньше шили с иголкой, (а сейчас шьют швейной машинкой).

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

Физминутка

Развитие общей моторики с речевым сопровождением.

(Дети встают в пары, двигают перекрещенными руками к себе и от себя, имитируя пилку дров).

Пили, пила, пили дрова,
На печечку, на банечку,
На теплую лежаночку.

А теперь 

 веники возьмём мы дружно (метем пол)
Золушке помочь нам нужно.
Мы подтянемся немножко,
 (руки вверх)
Вытрем пыль всю у окошка. (движения руками вправо-влево)
Подметем и тут и там (повороты туловища вправо-влево)
Не забудем про чулан.

 А сейчас сдуем паутину со всех углов.

Дыхательная гимнастика.

Мы подуем высоко, (Дети поднимают руки вверх, тянутся вслед за ними и дуют).
Мы подуем низко, (Наклоняются вперед и дуют)
Мы подуем далеко, (Ставят руки на пояс, наклоняются вперед и дуют)
Мы подуем близко. (Кладут ладони на грудь, прижимают к ней подбородок и дуют на руки).

4.- Ребята, сегодня я предлагаю сочинить новую сказку о Золушке. Мы её

сочиним все вместе. - Не забудьте, что русские народные сказки создаются чаще всего следующим образом, сначала идёт присказка.

Сначала идёт зачин. Зачин – начало сказки. Он помогает начать сказку. «Жил-был старик и было у него три сына…». «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь», «Бывало – живало, жили – были три брата…».

И все мы понимаем, что началась сказка.

Затем следует  действие.

В конце сказки вставляют концовки, которые завершают сюжет: «Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали жить – поживать, добра наживать». «Сказка - ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок».

 Посмотрите и назовите, с кем встретится Золушка в нашей новой

сказке? (лиса, Баба-Яга, папа, бабушка).

http://www.playcast.ru/uploads/2017/07/06/22961076.png  https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1016500/7cc15975-c8ef-4a72-a2de-9489e3ca8e7a/s1200?webp=false  https://us.123rf.com/450wm/clairev/clairev1107/clairev110700003/9933134-cartoon-fisherman-with-rod-and-fish-illustration-.jpg?ver=6    http://bezogr.ru/voprosi-viktorini-babushka-ryadishkom-s-dedushkoj-kakogo-znach/12585_html_m5a9ff4c3.png

1 часть: Рассказываем о том, где и когда происходило событие, как называется

главный герой. Например: В некотором царстве, в некотором государстве, жила

- была Баба Яга. Она была очень старая и больная, жила одна и помогать ей

было некому…

2 часть: Что делали герои, с кем встретились, что произошло.

3 часть: Чем закончилась сказка.

Детям дается время на сочинение сказок1-2 минуты)

Дети рассказывают свои новые сказки: один ребенок начинает, следующие

продолжают.

II. Итог занятия

- Наше занятие подходит к концу. Мы прощаемся с героями сказки (книга закрывается).

-Чем мы занимались сегодня? («Мы учились сочинять сказку на новый лад»)

- Что такое «сказка на новый лад»? (Ответы детей)

- Какие сказки можно переделывать на новый лад? («Любые: авторские, народные»)

- Что нужно сделать для того, чтобы в сказке изменился сюжет? («Для того чтобы изменить сказку, можно ввести в неё нового героя, можно ввести в сказку волшебный предмет или изменить какие-то качества главного героя»)

- Чему учит сказка «Золушка»? (индивидуальные ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по развитию речи "Путешествие по сказкам"

Цели:  Закрепление и обобщение знаний по сказкам;Продолжать учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя;Развивать монологическую речь детей через пересказ сказки с помощью мнемосхем;Вос...

Конспект по развитию речи "Путешествие в сказку"

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в сказку"...

Конспект по развитию речи «Путешествие в сказку» в подготовительной группе

                       Тема: «Путешествие в сказку»Цель: Учить детей  самостоятельно придумывать сказку на заданную ...

Конспект по развитию речи «Путешествие в сказку А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке »

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы. Закрепление знаний детей о творчестве А.С. Пушкина....