Конспект НОД по развитию речи "Весна пришла"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Расширение кругозора детей через художественную литературу и обогащение словарного запаса по теме "Весна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv._rechi.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Весна пришла»
Ход НОД.
Материалы и оборудование: картинка с изображением весны, квадратные листы бумаги большого и маленького формата (по количеству детей).
Дети находятся в игровой комнате, воспитатель читает стихотворение И. Толмаковой «Весна».
К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На снегу видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны!
Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы
видим.
(Дети вместе с педагогом подходят к окну).
Воспитатель. По каким изменениям в природе можно понять о том, что наступила весна?
Дети. Солнышка стало ярче светить, снег таит…
Воспитатель. Да, действительно, снег посерел, почернел, видны проталины. А какие еще изменения вы заметили утром по дороге в детский сад?
Дети. На улице стало теплее, люди шубы сняли, надели куртки.
Воспитатель. Какая погода весной?
Дети. Хорошая, теплая, солнечная…
Воспитатель. Март-первый весенний месяц, в народе его называют протальником и грачевником. Морозы держатся недолго, небо часто яркое, голубое. В марте на Руси встречали весну, прилет птиц. После 22 марта обычно вешали скворечники. В Древней Руси март величали брезень - злой для берез, так как в этом месяце брали сок из берез; жгли березу на уголь, из которого делали удобрения и лекерства. Талая вода- снежица, по народному поверью, целебна. Ею мыли полы в доме, поливали цветы, стирали в ней белье, снятое с больных людей. Считается, что март- не весна, а преддверье. Как вы думаете, почему в народе март называли «утро весны», «первенец весны»?
Дети. Потому что март- первый месяц весны.
Воспитатель. Еще март в старину называли «зазывалой весны» и «огородником». Как вы думаете, почему?
(Дети высказывают свои предположения, дополняя друг друга. По окончании рассказа воспитатель предлагает детям поиграть.)
Игра малой подвижности «Мы прошли в весенний лес».
(Дети выполняют движения, соответствующие тексту).
Мы пришли в весенний лес! Дети шагают на месте.
Сколько здесь вокруг чудес! Поднимают руки вверх и раскачивают Справа березка ветками шумит, над головой.
Слева елка на нас глядит!
На опушке зайчик скачет Прыгают на обеих ногах.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок-
Вот и скрылся наш дружок!
На поляне серый рыщет, Наклоняются и медленно продвигаются
Он себе добычу ищет. в перед. Прячут глаза руками.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
Мишка вылез из берлоги, Двигаются как мишки.
Огляделся на пороге. оглядываются, потягиваются.
Потянулся он со сна:
К нам опять пришла весна.
Наклонился в зад -вперед. Наклоны назад - вперед.
Вот он по лесу идет. Медленно идут по кругу, наклоняясь Ищет мишка корешки вперед, имитируя сбор корешков.
И трухлявые пеньки.
В них съедобные лисинки- Садятся на корточки.
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся
И на бревнышко уселся.
Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ, который я вам приготовила.
«Над полями и лесом всё ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда.
Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки.
Увидели ребята у скворечен первых скворцов. Весело, радостно закричали:
— Скворцы! Скворцы прилетели!
Выбежал на опушку заяц-беляк; присел на пенёк, огляделся. Ушки на макушке у робкого зайца. Смотрит заяц-беляк: вышел на опушку леса огромный лось с бородою. Остановился, слушает лось… А в глухом лесу вывела медведица родившихся в берлоге медвежат на первую прогулку. Ещё не видели медвежата весны, не знают большого тёмного леса. Не знают, чем пахнет пробудившаяся земля.
На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. Со страхом заглядывают в холодную бегучую воду, взбираются на пни и оттаявшие на солнце старые коряги…
Стройными косяками летят, тянутся с юга гуси; показались первые журавли.
— Гуси, гуси! Журавли! — кричат, задрав головы, ребята.
Вот закружились над широкой рекой гуси, спустились отдохнуть на наполненную водой полынью.
Увидели отдыхающих на льду гусей другие пролетавшие гуси, стали подсаживаться к ним. Обрадовались товарищам другие гуси. Далеко над рекой покатился радостный крик…
Всё теплее, шумнее и краше весна.
На пригреве в лесу распустились на веточках ивы шелковистые мягкие пуховки. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. А над полянкой, где раскрылись подснежники, вспорхнула первая бабочка».
Ребята, когда бывает все то, о чем вы услышали в рассказе?
Дети. Весной.
Воспитатель. Весна наступает внезапно или постепенно?
Дети. Постепенно, каждый день происходят изменения в природе.
Воспитатель. Назовите,какие признаки весны описаны в рассказе?
Дети. Ярче светит солнце. Потемнели дороги, посинел лед. Прилетели грачи, скворцы. Зазвенели ручьи. Появились почки на деревьях. У зайчихи появились зайчата, у медведицы – медвежата. Летят гуси; показались первые журавли. Побежали по кочкам муравьи. Раскрылись подснежники, вспорхнула первая бабочка.
Воспитатель. Вы правильно назвали все признаки весны, о которых говорится в рассказе. А за каким временем года наступила весна?
Дети. Весна наступила после зимы.
Воспитатель. Как вы думаете, как этот рассказ называется?
Дети. «Весна», «Весна в лесу»…
Воспитатель. Этот рассказ написал Иван Сергеевич Соколов –Микитов и назвал его «Весна». А теперь, играем.
Игра «Хитрая лиса».
Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, до которого дотронулись, становится «хитрой лисой». Воспитатель предлагает кому – нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами «хитрую лису». Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?»- и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли «лисичка». После трех вопросов «лиса» отвечает: «Я тут!»-и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны.
Когда лиса поймает 2-3 детей, игра заканчивается.
Воспитатель. В народе про весну придумали много загадок.
Отгадайте их.
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года?
Дети. Весна.
Воспитатель.
Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется…
Дети. Трава.
Воспитатель.
Самый первый, самый тонкий,
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется…
Дети. Подснежник.
Воспитатель.
Желтая, пушистая,
Нежная, душистая,
Боится мороза,
Называется…
Дети. Мимоза.
Воспитатель. Молодцы, отгадали все загадки. А теперь я предлагаю объяснить смысл пословиц о весне.
Воспитатель. Весною сверху печет, а снизу морозит.
Дети. Весною солнце сильнее греет, а земля еще холодная.
Воспитатель. Февраль силен метелью, а март – капелью.
Дети. В феврале часто метут метели, а в марте снег тает, капает с крыши.
Воспитатель. Грач на горе – весна во дворе.
Дети. Прилет грачей – праздник весны.
Воспитатель. Молодцы, дети, мы сегодня многое узнали о приходе весны. Скоро первый весенний праздник – 8 Марта – праздник мам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по познавательному развитию средняя группа: "Зимушка-зима в гости к нам пришла"
Беседа с детьми о признаках зимы, красоте зимней природе, о свойствах и качестве снега и снежинок. С использованием художественного слова....
конспект занятия по развитию речи "в гости кнам весна пришла"
занятие на целено : расширить словарный запас, упражнять в подборе синонимов и определений к заданным словам, закреплять составлять рассказ описание....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»
Аннотация Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...
Конспект по познавательному развитию "Весна пришла"
Познавательное развитие (окружающий мир)...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «познавательное, социально-коммуникативное развитие, безопасность» Раздел «познавательное развитие» Тема: «Пришла весна» Возрастная группа: средняя группа.
Расширять представления об изменениях в природе (деревьях)весной на экологической тропе....
Конспект НОД по развитию речи во второй группе раннего развития детей «Пришла весна»
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыкально-художественная.Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, музыкально...
Конспект ОД по развитию речи «Пришла весна».
Цель: обобщить и закрепить словарь детей по теме «Весна»; определение позиции звука в начале и в конце слова; обучение составлению рассказа с помощью моделей; образование родственных слов....