Опыт работы «Развитие речи в процессе экологического воспитания»
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
воспитателя высшей квалификационной категории
Моргуновой Ларисы Владимировны
МКДОУ детский сад №-19 ЦРР
по теме «Развитие речи в процессе экологического воспитания»
Свою работу по развитию речи детей посредством экологического воспитания я начала с сентября 2017г.
Так как заметила, что речь детей односложная, состоящая лишь из простых предложений; недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, плохая дикция.
Поэтому в своей работе по развитию речи детей я выделила несколько моментов:
- обогащение и активизация словаря;
- развитие диалогической речи;
- развитие монологической речи;
- индивидуальная работа с детьми.
Обогащение и активизация словаря.
Прежде чем говорить о путях развития связной речи детей на основе ознакомления с природой, я остановилась на работе по обогащению и активизации их словаря.
В этой работе обратила внимание на следующее:
- отбор необходимого словарного материала;
- правильность собственной речи;
- создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.
Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, намечаю для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваю и затем повторяю с детьми, причем акцентирую внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторяю новое слово и стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляю в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятия, учу детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией.
Например, дети при рассматривании шмеля обратили внимание, что на нем полоски чёрные и желтые – ввожу в словарь детей слово полосатый. Затем закрепляем слово, вспоминая других полосатых животных – тигр, зебра.
Диалогическую речь детей развиваю при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности.
Беседа – форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнять или исправлять его ответ, подать реплику, задать вопрос. А от меня требуется умение естественно строить разговор - привлекать к участию застенчивых детей, останавливать не в меру активных.
В беседах о природе я использую в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Во время первых бесед по новому для детей материалу предлагаю детям повторять мой речевой образец. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно», предлагаю им свою фразу, где есть связь явлений, и прошу повторить ее: «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно», «Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом». Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления.
Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, начинаю беседу рассказом из собственных наблюдений, а в процессе ее использую загадки, речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений. Также часть беседы посвящаю пословицам и поговорка о данном времен и года, предмете или явлении природы.
Рассматривание картин также помогает развивать речь детей. В первую очередь рассматриваю не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Использую несложные сюжетные картины, написанные без излишней детализации и стилизации, они стимулируют развитие речи детей.
Также учу инсценировать и драматизировать сказки. Такие как: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Под грибком» и другие.
В процессе театрализованной игры незаметно активизируется и словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Развитие монологической речи
Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи. Монологическую речь характеризуют следующие особенности:
-развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи;
-активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму;
Работу по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой
строю как обучение их следующим видам рассказов:
-сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);
-сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);
-описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью»), и описание пейзажной картины;
-описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);
-описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Одуванчики», «Ветка сирени», «Осенний букет»),
Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».
В своей работе использую различные методы:
- наглядный (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, ИКТ),
- словесный (беседы, чтение художественной литературы),
- практический (экологические игры, игры-драматизации, инсценировки, опыты, труд в природе).
- интегрированный
Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю дидактическим эколого-речевым играм:
∙ «Нужно – не нужно»
∙ «Съедобное – несъедобное»
∙ «Кто, где живёт?»
∙ «Отгадай, что за растение»
∙ «Узнай на вкус»
∙ «Подбери листок»
∙ «Что за птица?»
∙ «Узнай по голосу животного»
∙ «Угадай, про кого расскажу»
∙ «Что сначала, что потом»
∙ «Что опасно для природы»
∙ «Угадай, что в мешочке»
∙ «Когда это бывает?»
∙ «Чей хвост?»
∙ «С какой ветки детки?»
С помощью дидактических игр экологического содержания закрепляю представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи.
В играх и на занятиях использую мною созданные дидактические пособия:
макеты, игры по технологии ТРИЗ (кольца Луллия, сенсорный ящик, «Вертолина», «Гусеничка» и др.), по технологии Кроссенс (птицы, времена года и др.), лепбуки, рукописные книги, магнитную доску «Живая природа».
Для правильной дикции и четкого произношения, разучиваю с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки, так же широко использую пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. При заучивании стихотворений использую пальчиковый, настольный театр, «театр игрушек» и фланелеграф, мнемотаблицы к новому стихотворению, так как считаю, что они совершенствуют звуковую культуру речи, развивают память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.
В последнее время мною стал использоваться интегрированный метод обучения. Этот метод является инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Вариативность интегрированного метода довольно многообразна:
- Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);
- Частичная интеграция (худ. литература и изодеятельность)
- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. Работая над проектом, дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению с взрослыми и сверстниками.
Планировать работу с родителями помогает анкетирование. Например, результаты анкеты показали, что 70% родителей не знают, как обучить детей рассказыванию по опорным схемам. В связи с этим подготовила материал для родителей, сделала подборку рассказов, стихов со схемами, с помощью которых родители могут дома позаниматься с детьми. Подготовила консультацию «Экологические игры на развитие речи». Большинство родителей не знают, какие игры можно использовать для формирования разных сторон речи, для устранения этой проблемы была организована выставка дидактических игр и литературы по развитию речи.
В заключении хочется сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от меня огромных знаний, умений, усилий, терпения. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей. Работу в этом направление буду продолжать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-308092-1381597084.jpg)
Опыт работы на тему: "Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр"
В рамках воспитания детей с учётом их гендерных особенностей, особенно остро встаёт вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/17/picture-1056142-1539800925.jpg)
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Развитие устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе экологического воспитания»
Задача и цели профессионального развития Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной ...
Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/25/picture-1039144-1543160161.jpg)
Развитие речи в процессе экологического воспитания детей
Природа окружает ребенка с ранних лет. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/04/picture-787834-1462361753.jpg)
Развитие речи в процессе экологического воспитания детей
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, че...