Методическая разработка "Использование элементов детской журналистики"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Мирошниченко Юлия Юрьевна

«Использование элементов детской журналистики для повышения уровня речевого развития  детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._raz._detskaya_zhurnalistika.docx48.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка д/с № 22 «Колокольчик»

Методическая разработка

Тема: «Использование элементов детской журналистики для повышения уровня речевого развития  детей старшего дошкольного возраста»

   

Воспитатель:

Мирошниченко Ю.Ю.

2019 г.

Оглавление

1. Введение3

1.1. Актуальность данного опыта3

2. Опыт использования элементов детской журналистики как средства повышения уровня диалогической речи детей старшего дошкольного возраста7

2.1 Инновационная образовательная деятельность с детьми7

   2.2. Взаимодействие ДОУ с семьей 13

3. Вывод15

4.Список используемой литературы16


  1. Введение
  1. Актуальность данного опыта

Овладение родным языком является одним из наиболее важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.

В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит обучение детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение  направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития связной речи остаётся одной из самых актуальных.

Психологическая природа связной речи, её механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Особенности развития связной речи и методы её формирования на различных возрастных этапах рассматриваются в работах В.П.Глухова, В.К.Воробьёвой, Т.А.Ткаченко. Все исследователи отмечают сложность процесса формирования  связной речи и указывают  на необходимость специального речевого воспитания.

Простые слова появляются у ребёнка  уже к концу первого года жизни. В течение второго года слова становятся более сложными по структуре и включаются во фразовую речь.  В 3-4 года активно формируются навыки словообразования, словоизменения (т.е.грамматический строй) и фразовая речь. К шести-семи годам совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, обогащается словарный запас и создаются предпосылки для формирования связной речи, как диалогической  так и монологической.

Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Важной особенностью организации образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС, является включение эффективных форм работы с детьми с использованием информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности, игровых и проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Одной из главных задач, стоящих перед педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций, является продумывание наиболее удачных технологий, форм и методов организации образовательного процесса, при которых дети могли бы, с одной стороны, работать индивидуально, с другой стороны, работать вместе, проявлять инициативу, советоваться друг с другом, помогать.

Результаты диагностики школьной зрелости ежегодно дают невысокие результаты уровня развития связной речи дошкольников.

 В целях комплексного исследования связной речи детей мы в своей группе использовали  серию заданий, опираясь на методику В.П. Глухова.

Анализ результатов проведенных диагностических исследований показал, что 32% детей старшей группы «Пчёлка» имеют низкий уровень развития связной речи. (Приложение 1) Всё это и натолкнуло меня на поиск новых, более эффективных путей и средств решения проблемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Изучив и проанализировав методическую литературу, журналы, интернет-ресурсы, освещающие вопросы развития связной речи дошкольников я предположила, что одним из средств повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста может стать использование элементов детской журналистики.

Возможность и целесообразность использования детской журналистики в старшем дошкольном возрасте подчеркивается многими учеными, такими как С.  М.  Жарков, А. Н. Орлов, А. Ю. Дейкина, которые предложили технологию организации детской журналистики.

Какова роль детской журналистики в развитии старших дошкольников? Во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствует развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины.

Сегодня, одним из наиболее ярких, интересных, развивающих методов, как для взрослых, так и для детей, я считаю проектную деятельность. Метод проекта, является совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

На основании вышеизложенного мной и моей коллегой был разработан проект «Мы – журналисты», целью которого является осуществление взаимосвязи между миром детства, юными корреспондентами и взрослым миром, включение детей в систему средств массовой информации; совершенствование и расширение связной речи старших дошкольников.

Тип проекта: групповой, информационный, творческий.

По продолжительности: долговременный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, социальные партнеры.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, приоритетные задачи следующие:

  1. Развивать коммуникативность и личное взаимодействие друг с другом.
  2. Развивать связную речь.
  3. Совершенствовать навыки ведения диалога.
  4. Способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.
  5. Развивать умение слушать собеседника и общаться в паре, группе, коллективе.
  6. Формировать начальное представление о профессиональных журналистских качествах, навыках.

Основными принципами реализации проекта являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, свободной игровой деятельностью детей, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.


2. Опыт использования детской журналистики как средства повышения уровня диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

2.1  Инновационная образовательная деятельность с детьми

Работа по проекту проходила в три этапа:

Организационный этап:

  • определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий; (Приложение 2)
  • предварительная работа по сбору информации.

Основной этап:

  • инновационная образовательная деятельность с детьми;
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
  • организация пресс-центра;
  •  выпуск газет;
  • съёмка видеороликов к знаменательным событиям;

Заключительный этап:

  • систематизация собранного материала по  теме;
  • анализ проведённой деятельности;
  • презентация проекта, стенгазет, видеороликов для родителей, коллег;
  • проведение мероприятия для родителей и детей «Вручение премии Детский взгляд»

В рамках проекта использовались следующие формы работы с детьми: 

  • подгрупповые занятия с включением дидактических и словесных игр,  элементов интервьюирования;
  • издание детских газет;
  • организация пресс-центра в группе;
  • экскурсии, встречи-беседы с интересными людьми - журналистами, фотографами, редакторами и т.д.;
  • создание видеороликов.

Взаимодействие с родителями прошло через следующие формы:

  • анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта;
  • участие родителей в сборе и изготовлении  практического материала и атрибутики  к занятиям;
  • оформление родительского уголка: консультации («Профессия – журналист», «Роль детской журналистики в развитии ребёнка») и т. д.
  •  статьи, фотовыставки, игротеки (информация меняется в течение года);
  • родительское собрание в нетрадиционной форме «Все о телевидении»;
  • разработка памятки для родителей   «Обсуди интервью с ребенком»;
  • привлечение родителей к выпуску  газет, съёмке видеороликов;
  • участие в творческих городских и всероссийских конкурсах в соответствии с тематикой проекта;
  • творческий марафон семейных газет в рамках тематических недель.

Поскольку основным видом деятельности дошкольников является  игра, поэтому именно в рамках игрового общения происходит  формирование и совершенствование речевой активности детей.  С этой целью была разработана сюжетно-ролевая игра «Мы — журналисты», которая стала основой  проекта.

Для создания условий  взаимодействия детей друг с другом, в группе нами был создан пресс-центр, в котором располагается дидактический материал: словесные игры, сюжетные и предметные картинки, изображения людей разных профессий, детские журналы, газеты, подборка книг по заданной тематике. Вместе с детьми нами было выбрано яркое  название пресс-центра «Детский взгляд». С целью совершенствования навыка ведения диалога нами, совместно с родителями, были изготовлены необходимые атрибуты для сюжетно-ролевой игры: микрофоны, фотоаппараты, сумки с блокнотами для зарисовки, галстуки, кепки с эмблемами «Детский взгляд», которые тоже нашли своё место в пресс-центре.

Нам удалось разработать систему занятий, позволяющую не только развивать связную речь дошкольников, но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире. (Приложение 3)

На занятиях используются наглядные, практические и словесные методы обучения. Занятия построены на коммуникативно – познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.

Занятия помогают детям узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о журналистике, понимать ее назначение в жизни людей.

Также в практической части мною были организованы ознакомительные экскурсии в редакцию газеты «Бор инфо» и на телеканал «Левый берег», где дети встречались с сотрудниками данных организаций, задавали вопросы, знакомились с профессиями журналиста, оператора, корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, диктора, и с особенностями их творческого труда.

С целью обогащения содержания речи мною проводились дидактические и словесные игры по подбору слов - синонимов, антонимов, однокоренных слов, прилагательных, глаголов и т.д. («Скажи по-другому», «А как наоборот», «Подбери слово», «На что похоже?»); беседы, рассматривание журналов, картин, фотографий, в ходе которых создавались  условия, побуждающие ребёнка к связному высказыванию.

Работа по изданию газеты начинается с выбора темы. В беседе мы обсуждаем самые актуальные темы на данный момент. Это могут быть важные события или мероприятия, проходившие в нашей группе, или предстоящие праздники и события в нашем городе, стране. Дальше дошкольники делятся на микрогруппы по интересам, придумывают название газеты, выбирают подходящие рубрики, например: «Сто вопросов к взрослому», в которой помещается интервью, или «Литературная страничка», в которой размещаются статьи, рассказы, составленные самими детьми, стихи. В беседе дети обсуждают подбор материала: статьи, картинки, фотографии, часто в газетах мы используем рисунки наших детей. Отобрав необходимый материал, сотрудники пресс-центра приступают к оформлению газеты. На этом этапе работы по созданию газеты, мы привлекаем талантливых родителей и педагогов, поскольку богатое содержание должно иметь достойную форму.

Организация такой работы очень увлекательна для детей, в  процессе  издания газеты дети приобретают способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе развивается самосознание. Я считаю, что участие в работе пресс-центра позволяет успешно развивать у детей диалогическую и монологическую речь, в ходе игры преодолевается детская застенчивость, повышается самооценка, осознание собственной значимости. Готовый материал мы демонстрируем  на информационных стендах и на сайте детского сада.

В настоящее время мы начали работу над съёмкой видеороликов к знаменательным датам. Работа проходит также поэтапно. Начинаем мы с выбора темы, затем подбираем материал, выстраиваем сюжетную линию.  По желанию детей распределяем роли, в свободное время разучиваем с детьми стихи, готовим интервью, ставим сценки. Особое внимание при подготовке уделяем использованию выразительных средств речи . Так как мы с коллегой  взяли на себя роль редактора и оператора, снимаем готовый материал на видеокамеру, редактируем, подбираем музыку, текст и выпускаем видеоролик «в эфир», на сайт детского сада и мой персональный сайт.

Диалогическая речь так же является одним из важнейших показателей развития связной речи. Одним из средств повышения уровня развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста я считаю интервью. В процессе интервьюирования  дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, при этом развивается умение детей вести беседу, слышать друг друга, формулировать и задавать вопросы, тактично исправлять ошибки, дополнять ответы.  Также детей необходимо  научить быть доброжелательными, тактичными, вежливыми, соблюдать позу при разговоре, смотреть в лицо собеседника.

В течении года юные корреспонденты брали интервью у сотрудников нашего детского сада (заведующей детским садом, медсестры, воспитателей, прачки и т.д.) и людей разных профессий других организаций (корреспондент, диктор, оператор и т.д.). Прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, проводим беседу на эту тему, играем в дидактические игры «Играем в профессии», «У кого микрофон», «Кем быть?». В ходе речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по данной теме, но и в области смежных с ней лексических тем. Дети научились выделять понятие «интервью, статья, речь, диалог, корреспондент, диктор, пресс-центр».

Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких  как восприятие, память, мышление. На занятиях мы проводим игры, развивающие данные процессы «Узнай по описанию», «Кому, что нужно?»; беседы познавательного характера на темы: «Что я знаю о профессии журналиста?», «О чём можно узнать по заголовку?», «Кто издаёт журнал?».

В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи используется моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Поэтому мы разработали опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога. Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками-символами. Вместе с ребятами мы  обговариваем возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на данную картинку. Затем, уже в ходе самого интервью ребенок-корреспондент имеет возможность строить диалог, имея зрительную опору в виде плана из картинок-символов. (Приложение 4)

Для того чтобы отследить результативность нашей работы по проекту, в начале и в конце года мы проводим диагностику уровня развития связной  речи дошкольников. (Приложение 5)

Выводы:

В результате работы над проектом «Мы – журналисты» у детей сформировалось умение слушать, отвечать на вопросы, осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов по определённой тематике, обрабатывать собранный материал, представить сообщение.

Дети активно вступают в контакт с собеседником, в беседе быстро реагируют на реплики, пользуются различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому действию. Дети хорошо владеют повседневными речевыми этикетами, употребляя различные ее формы в зависимости от ситуации. Способны самостоятельно вести расспрос, речь становится правильной, связной.


Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей в условиях реализации ФГОС носит целенаправленный характер. Родители воспитанников участвуют в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка. Они являются активными участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями: участвуют в мероприятиях, конкурсах и выставках совместного семейного творчества.

Выстраивая взаимодействие с семьями воспитанников, мы использовали традиционные и современные формы работы.

Работу с родителями мы начали с анкетирования,  целью которого стало выявление знаний по теме проекта и особенностей развития речи старших дошкольников. Проведение анкетирования  помогло  правильно выстроить работу с родителями, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей,  сделать ее эффективной.(Приложение 6)

С целью просвещения родителей был оформлен родительский  уголок с информацией по теме проекта. (Приложение 7,8,9)

С помощью презентации познакомили родителей с актуальностью выбора  темы проекта, целью и задачами,  формами работы с детьми. В процессе бесед поразмышляли о диалоге и мастерстве его ведения, обсудили, какую помощь могут оказать родители в создании пресс центра в группе.

В течение года нам удалось постепенно привлечь родителей к совместному  изданию детских газет в рамках тематических недель, активному участию в мероприятиях и праздниках, съёмке видеороликов к знаменательным датам.

В конце года по проекту нами было проведено родительское собрание в нетрадиционной форме (на тему: «Всемирный день телерадиовещания»), на котором дети продемонстрировали свои знания и умения по теме проекта «Мы – журналисты».

В этом году семьи наших воспитанников заняли немало призовых мест на городских и Всероссийских конкурсах.

Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

3.Вывод

Анализ итогов реализации проекта «Мы – журналисты» с  сентября 2018 года по май 2019 года позволяет сделать вывод, что использование элементов детской журналистики вызывает у детей большой интерес, дети приобрели знание норм речевого общения с взрослыми и сверстниками, они грамотнее осуществляют диалог, составляют интересные, развёрнутые рассказы, значительно обогатился словарный запас. Специальное речевое воспитание ребенка с использованием элементов детской журналистики позволяет овладеть речью на более высоком уровне. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций.

Особенно эффективной оказалось использование данной методики для развития умений передавать смысл и синтаксическую связь между предложениями и частями рассказа. Работа по формированию навыков передачи полноты, соблюдению логической последовательности изложения будут продолжены в течение данного учебного года. Также в перспективе продолжение работы по изданию газет, съёмке видеороликов, сотрудничество с редакцией телеканала «Переславль», экскурсии  и встречи с интересными людьми. Завершением проекта станет проведение   мероприятия для родителей и детей «Вручение премии Детский взгляд».

Надеемся, что наш опыт поможет коллегам – практикам в формировании у дошкольников речевой и коммуникативной компетентности, позволит и детям и взрослым раскрепоститься, научит их общаться друг с другом, повысит эмоциональный настрой, сплотит семью.

Список используемой литературы:

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
  2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с.
  3. Арушанова А.Г. , Дурова Н.В.,. Иванкова Р.А, Рычагова Е.С   Истоки диалога 5-7 лет, М., Мозаика-синтез,2004.
  4. Арушанова А.Г.  Речь и речевое общение: книга для воспитателей дет. сада.-М.: Мозаика-синтез, 1999.
  5. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии//вопросы психологии.-1966.-№6
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь//собр. Соч.- М., Педагогика.1982.
  8. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.-М.Аквариум,1995.
  9. Развитие общения дошкольников со сверстниками/под ред. А.Г. Рузской.- Педагогика,1989.
  10. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: изд-во Инта психотерапии, 2001.

Интернет ресурсы:

http://www.moi-detsad.ru

http://dohcolonoc.ru/

http://ped-kopilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детская журналистика - изготовление книг"

К  Вашему вниманию предлагается личный опыт проделанной мной работы по теме «Детская журналистика и изготовление книг» в подготовительной группе детского сада. Идеи, которые предлагаются, могут б...

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

Диалогическая речь и детская журналистика

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики логопедии, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием фо...

Презентация: "Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности средствами детской журналистики"

Цель работы: Увеличение доли воспитанников старшего дошкольного возраста с высоким уровнем развития диалогической речи путём развития театрализованной деятельности и использования детской журналистики...

«Детская журналистика как средство повышения познавательно-речевого развития дошкольников»

В данной статье рассказывается о работе детского сада по программе "Любознайка"...

Проект Детская журналистика «Светлячковые истории», Детское телевидение «Светлячок ТV»

Ознакомление воспитанников с социальным миром, а именно знакомству с телевидением как неотъемлемой частью сегодняшней жизни, развитие связной речи, в том числе диалогической, коммуникативных...