«Детская журналистика как средство повышения познавательно-речевого развития дошкольников»
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В данной статье рассказывается о работе детского сада по программе "Любознайка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Детская журналистика как средство повышения познавательно-речевого развития дошкольников» | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детская журналистика как средство повышения познавательно-речевого развития дошкольников»
В настоящее время речевое развитие детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребёнок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.
По результатам исследований педагогов-практиков, почти у 60% детей, поступающих в первый класс, часто встречаются определённые нарушения или отставания в речевом развитии, в том числе нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи, что может в дальнейшем стать причиной дисграфии, дислексии, снижении успеваемости.
Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе.
Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т.е умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.
Данная проблема актуальна и для нашего детского сада. Наше учреждение имеет приоритетное направление по познавательно-речевому развитию воспитанников, что ставит перед педагогическим коллективом задачи поиска оптимальных форм и методов развития и коррекции речи воспитанников.
С этой целью разработана программа «Любознайка» для воспитанников 5-7 лет, которая способствует расширению словарного запаса, формированию связной речи, развитию коммуникативных навыков и творческого самовыражения.
Цель данной программы: повышение речевого развития воспитанников старшего дошкольного возраста.
В содержание программы входит:
- Проведение фронтальных занятий по лексическим темам. Занятия проходят с детьми старшей и подготовительной группы с периодичностью 1 раз в неделю, длительностью 25-30 минут.
На протяжении всего занятия осуществляется активизация и обогащение словарного запаса, совершенствуется диалогическая речь, дети вовлекаются в активный диалог, учатся отвечать и задавать вопросы.
Кроме бесед на занятиях проводится большое количество лексико-грамматических игр и упражнений, осуществляется обыгрывание игровых ситуаций.
Например: при изучении темы «Посуда».
Беседа: назначение посуды; из чего она сделана; где её хранят.
Лексико-грамматические игры и упражнения: «Магазин», «Чего не хватает?», «составь предложение», «Где живут продукты?», «Чашка и блюдце», «Объясни слово», «Чего не бывает?»
И заканчивается занятие составлением рассказа описания.
По данному направлению у нас собрана картотека дидактических игр, которые мы можем и используем на занятиях.
После каждого занятия воспитанники получают дополнительные задания, для закрепления изученного материала самостоятельно, совместно с родителями (по желанию).
- Участие и роль семьи в речевом развитии ребёнка очень велико: все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Каждая речевая игра или упражнения, каждая беседа с ребёнком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. Для вовлечения родителей в этот процесс нами были разработаны и внедрены Речевые дневнички. Выдаются они 1 раз 3 месяца.
Всё содержание направлено на речевое развитие ребёнка во взаимодействии с родителями.
Содержание дневничков:
- Читалочка.
Предлагаются тексты художественной литературы для чтения и обсуждения прочитанного.
- Объяснялочка.
В данном разделе воспитанники должны подобрать прилагательные, синонимы и антонимы к словам, а также познакомиться и объяснить значение многозначных слов.
- Выучите с ребёнком.
Предлагается выучить потешки, стишки и поговорки.
- Сочинялочка.
Воспитанники должны сочинить рассказ на тему и отгадать загадки.
- Рисовалочка.
Дошкольники должны нарисовать или разукрасить картинку.
- Так как художественная литература служит сильным, действенным средством умственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В нашем дошкольном учреждении была открыта собственная библиотека, в которой содержится большое количество книг художественной литературы и энциклопедий. Дошкольники могут с воспитателями читать книги не только в библиотеке, но и брать их домой для совместного чтения с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
«Музыка - как одно из средств повышения эффективности физического развития дошкольников в соответствии с ФГОС»
методические рекомендации...
Проектная деятельность – как средство формирования познавательно речевого развития дошкольников
Доклад на тему: «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно речевого развития дошкольников»...
статья на тему «Инновационная технология Thera-Band Baby как эффективное средство повышения уровня физического развития дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Методического и информационного материала об использовании тренажёра Thera-Band в детских садах недостаточно. Нет разработанных технологий с использованием данного тренажёра. Однако производители...
презентация на тему «Инновационная технология Thera-Band Baby как эффективное средство повышения уровня физического развития дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата»
презентация на тему: «Инновационная технология Thera-Band Baby как эффективное средство повышения уровня физического развития дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигатель...
методические разработки на тему «Инновационная технология Thera-Band Baby как эффективное средство повышения уровня физического развития дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата»
картотеки динамическийх пауз; ОВД, танцев и тд с применением эластичной ленты...
Консультация для родителей "Использование ИКТ в качестве средства повышения уровня математического развития дошкольников"
Применение информационных технологий в образовательном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержате...