Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима» с использованием ИКТ
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима» с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zima.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима» с использованием ИКТ
Цель: Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать умение составлять рассказ, передавая настроение картины, описание природы, используя образные средства;
- Учить придерживаться структуры рассказа: название картины, начало, основная часть, конец.
- Закрепить словарь признаков предметов;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание, интонационную выразительность;
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;
- Формировать коммуникативную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников;
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, загадывание загадок о временах года, экскурсии в осенний и зимний лес, словарная работа по теме «зима».
Демонстрационный материал: магнитофон, компьютерная презентация, репродукция картин И. Шишкина, бумага, краски, кисточки, деревья, кустарники, сенсорно – графическая рамка, фрагменты картины, символы, снежинки, ширма.
Методические приёмы: Рассматривание картины, беседа, чтение стихов, игра, метод «эмпатии», художественное творчество, анализ, самоанализ занятия.
Ход занятия.
Звучит музыка. Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Приглашение в музей пейзажных картин И. Шишкина.
- Дети, сегодня я приглашаю вас в мини-музей картин одного из самых известных художников – Ивана Ивановича Шишкина, который, когда был маленьким, очень любил рисовать. Отец ему много читал книг, часто бывал с сыном на природе и поощрял в мальчике любовь к рисованию. Когда Иван вырос, он поступил в Академию художеств, где был одним из самых лучших учеников. Его произведения мы видим в нашем музее.
2. Д/у «О какой картине стихотворение?»
Дети читают стихи:
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой пестрою стеной
Стоит над пестрою поляной. (Бунин).
***
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает.
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака. (С. Есенин)
***
Мы глядим на поле,
Радости полны:
Будет хлеба вволю –
Пироги, блины.
***
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок.
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
3. Д/и «Что лишнее?»
- Если посмотреть на картины, в общем, то какая картина здесь лишняя? Почему? (Картина о зиме лишняя, потому что все остальные отображают осень)
4. Составление рассказа по картине с помощью плана (презентация).
1. Слайд (Картина И. Шишкина «Зима»)
Действительно, лишняя оказалась картина о волшебнице - зиме и написал её И.Шишкин.
2 слайд – знак вопроса. Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей).
3 слайд – глаза. С каких слов, предложения вы бы начали свой рассказ по картине? (Пришла в лес волшебница зима)
4 слайд – рука. Давайте посмотрим на экран и расскажем, что волшебница зима сделала с сучьями, стволами деревьев, и кустами. (Зима надела на сучья, стволы деревьев и кусты белые шали).
5 слайд – ухо. Что мы слышим в зимнем лесу? (В лесу стало тихо, наверно все уснули и никто не тревожит лесное царство).
6 слайд – снежинка. Какой снег в лесу, на что он похож? (Снег, словно перина: мягкий, пушистый, белый).
7 слайд – облака. Посмотрите, какое небо над лесом? (Небо над лесом белое, морозное).
8 слайд – нос. Вдохните зимнего воздуха, какой он в зимнем царстве? (Воздух в зимнем царстве морозный, свежий, холодный).
9-10 слайды – губы, картина. Чем мы можем закончить рассказ? Что бы вам хотелось сделать в этом лесу? Какое у вас настроение после увиденного? (Хорошо бы в таком зимнем лесу прокатиться вместе с мамой и папой на лыжах, санках, поиграть в снежки).
11 слайд – картина с сенсорно-графическими символами. Рассказывание рассказа полностью по символам.
- А хотели бы вы побывать в таком волшебном, зимнем царстве?
4. Экскурсия в зимний лес.
- Ой, в какой лес мы попали? (волшебный, зимний, холодный…).
- Давайте назовём «зимние» слова и сдуем каждый по снежинке.
- Поднимите глазки и посмотрите на белое, морозное небо. Улыбнитесь ему (улыбка - мимическое упр.).
- Вдохните свежий, чистый воздух всей грудью - выдохните (упражнения на дыхание).
- Послушайте голоса птиц, животных. Нам стало страшно в таком безмолвном лесу (испуг - мимическое упр.).
- Возьмите в руки бинокли и посмотрите на зимние деревья – они все укутаны в шали (гимнастика для глаз). Выразите им своё восхищение (восхищение - мимическое упр.).
- Посмотрите, да здесь целая мастерская художника: и краски есть, и полотна и кисти. Давайте и мы попробуем нарисовать зимний, волшебный лес. Вокруг себя повернись и в художника превратись.
5. «Мы – художники» - зарисовка зимней картины в мастерской художника. Играет спокойная, тихая музыка, дети рисуют, а педагог повторяет рассказ, составленный детьми по картине.
- Вокруг себя повернись и в ребятишек превратись.
Зима в лесу.
Пришла в лес волшебница зима.
Зима надела на сучья, стволы деревьев и кусты, белые шали.
В лесу стало тихо, наверно вся природа спит (уснула) и никто не тревожит лесное царство.
Снег, как перина; мягкий, пушистый.
Воздух в зимнем царстве морозный, свежий.
По небу плывут белые ватные облака, похожие на большой корабль.
В таком лесу хорошо поиграть в снежки…
7. Итог. Спросить детей, что им понравилось на занятии, что не понравилось. Поблагодарить детей. Подарить рамочки для их зимних картин, чтобы они сделали в группе свою художественную выставку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина "Рожь
Фронтальное логопедическое занятие для детей с ОНР для воспитанников 6 – 7 лет. Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (3 уровень). На занятии дети знакомятся с творчеством великого ...
Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»
Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию с целью продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине (пейзаж)....
Конспект фронтальной логопедической деятельности для детей с ОНР «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Рожь»
Участники: воспитанники с общим недоразвитием речи 6 – 7 летЗадачи:Коррекционно-образовательные:- Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выраж...
Конспект НОД для старшей логопедической группы «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием мнемотаблиц».
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей логопедической группы «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием мнемотаблиц». (Образователь...
Составление описательного рассказа по картине И.И.Шишкина "Зима"
Формирование умения детей составлять описательный рассказ по картине Шишкина "Зима"...
Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»
Предварительная работа по составлению рассказов по картине А.К.Саврасова «Зима».Проведение дидактических игр: «Найди картину по палитре», «Собери пейзаж»Домашнее за...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Поздняя осень»».
Цель: формировать связную монологическую речь дошкольников. Воспитательно-образовательные задачи: Продолжать учить детей:составлять описательный рассказ по картине И.Левитана «Поздняя...