Составление описательного рассказа по картине И.И.Шишкина "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хайдарова Гульнара Фаритовна

Формирование умения детей составлять описательный рассказ по картине Шишкина "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shishkin_zima.docx301.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное  учреждение

 детский сад  № 18 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

ООД  «Развитие речи»

 Образовательная область:  «Речевое  развитие»

                     Группа: старшая

                                                                            Выполнил:

                                                                                                     воспитатель

                                                                                                                  Хайдарова Г.Ф.

Кв. категория первая

Туймазы – 2020 г.

Тема: Составление описательного рассказа по пейзажной картине И.И. Шишкина «Зима».

Цель: обучение детей умению последовательно составлять описательный рассказ по картине.

Задачи:

Образовательные:

-расширять, уточнять представления детей о природе через рассматривание картины;

-формировать умение устанавливать связь между явлениями природы, наблюдать, делать выводы;

-обогащать и активизировать словарь детей терминами, отражающими содержание картины (дремлет лес, поваленные деревья, теплое покрывало, одеяло).

Развивающие:

-развивать монологическую речь,  эстетические чувства, художественное восприятие, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы и эмоционально откликнуться на ее красоту, наблюдательность.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать детскую познавательную активность, усидчивость, умение регулировать свое поведение.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Средства реализации: проектор, картина И.И.Шишкина «Зима», портрет художника, видеоролик, аудиозапись Вивальди «Зима», бумажные  снежинки,  коробка.

Методические приемы: внесение и рассматривание картины, вопросы, сравнение, анализ, синтез, беседа, игра, дыхательное упражнение.

Активизация словаря: зима, поваленные деревья, кремово-белый, коричневатый, желтоватый, голубоватый,   дремлет лес под сказку сна,

Предварительная работа: экскурсия в парк, прогулка по территории детского сада, рассматривание репродукций картин художника И.И. Шишкина «Зимой», «Зимой в лесу».

Ожидаемый результат: целостное восприятие образа пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности и составление описательного рассказа по картине.

Ход ООД:

Вводная часть. Организационный момент.

 Дети стоят в кругу.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

-Настроение хорошее?

-Ой, что это на столе, под салфеткой?

-Посмотри, Никита.

-Коробка, вроде посылка, что же там?

-Кто прислал? -(кручу коробку)

-Да это же Зимушка-Зима, я догадалась, она приглашает нас в зимний лес, чтобы мы полюбовались красотой зимнего леса, а чтобы попасть в зимний лес подуем на волшебные снежинки, поможем Зимушке-Зиме укрыть деревья, кустарники, землю белоснежным покрывалом (видео ролик на зимнюю тему).

 Дыхательное упражнение: «Снежинки»

-Дуем правильно: вдыхаем воздух через нос, плечи не поднимаем, при выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку, в это время идет видео ролик на зимнюю тему).

Основная часть:

-Вот мы и в сказочном, зимнем лесу, присаживаетесь, дети.

На  экране  репродукция картины И. И. Шишкина «Зима».

-Посмотрите на нее, подумайте какое время года изображено, что главное на картине? (показываю портрет художника  Ивана Ивановича Шишкина).

- И.И. Шишкин замечательный русский  художник. Он очень  любил зимнюю природу, зимний лес, пейзажную живопись. Чтобы передать красоту зимнего леса, он использовал такие цвета как кремово-белый, коричневый, нежно-голубой.

-Дети, перед вами картина.

«Зима» картина Шишкина

-Какое время года изображено на картине? (зима)

-Почему вы так думаете?

-На переднем плане лежит снег, его очень? (много).

-Укрыты снегом что? (поваленные деревья)

-Скажем вместе, а теперь шепотом.

-Что вы скажите про елочки? (они укрыты снегом, словно одеялом)

-Снег какого цвета? (белого)

-Он чисто белый?

-Нет, посмотрите внимательно, он кремовый, коричневатый, желтоватый, а вдали голубоватый.

-Почему снег коричневатый, потому что на солнце отражается стена деревьев.

-Какие деревья здесь изображены?

- Изображены елки, они старые, стволы толстые.

-Как вы думаете,  почему не видно верхушек деревьев?

-Художник изобразил картину с близкого расстояния, хотел передать красоту снежного, зимнего леса.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна…

                                                 С. Есенин

-Давайте все вместе скажем: «Дремлет лес под сказку сна…»

- Дети, на снегу есть какие - то следы?

- Нет.

- Почему? (он свежий, только выпал)

- Есть ли в лесу кто живой?

-Есть.

-Увидели птицу?

-Птица как и деревья, тоже словно заснула, задремала.

-Как вы думаете, как назвал картину И.И. Шишкин?

- Ответы детей

Физкультминутка

Встаньте, дети.

Давайте попробуем изобразить содержание картины.

Снега много, ой как много.

Деревья высокие,  стволы толстые,

Ёлочки низкие, стволы тонкие

Скрип-скрип, снег скрипит.

-Присели (показываю руками)

-А теперь послушайте мой рассказ внимательно, после меня вы составите свой рассказ.

Зима.

- Наступила зима.

   Кругом лежит снег, он  укрыл деревья, елочки,  поваленные деревья своим теплым одеялом.  

   На елке сидит птица, она затихла. Тихо в лесу! Дремлет лес, под сказку сна…

  Сквозь стволы деревьев проникают солнечные лучи. Как красиво в волшебном зимнем лесу!

- Дети, вы послушали мой рассказ, кто хочет рассказать?

Два-три ребенка.

-Спасибо, Виолетта ты подробно описала картину И.И. Шишкина «Зима».

-Как называется картина, Ильдан?

-Сначала мы рассказали, что мы видим на переднем плане, в середине и на заднем плане.

Заключительная часть:

-По какой картине мы составляли рассказ? (И.И. Шишкин «Зима»)

-Чей рассказ вам больше понравился?

-Что вы на занятии, рассматривая картину, узнали о зиме?

-Картину «Зима» мы повесим в группе, будем ею любоваться, а в четверг мы с вами нарисуем зимний лес.

-Спасибо!

- Да, понравился.

- Сейчас вы тоже должны составить свой рассказ по картине с использованием мнемотаблицы.

- Кто желает?

-Виолетта, выйди к доске, составь описательный рассказ по пейзажной картине.

- Хорошо.

- Ильдан, послушаем тебя.

Вывод:

- Что изобразил художник на картине?

- Что такое пейзаж?

- Какое время года изобразил И.И.Шишкин ?

- Какая по настроению картина?

- Какая главная мысль, что хотел донести до нас художник? ( как прекрасна наша родная русская природа)

- Какой вывод вы можете сделать для себя? ( природа-красота и богатство Родины, ее надо охранять и беречь)

Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник, поэт, композитор.

-Дети, закройте глаза, мы возвращаемся в детский сад

-Игра «Четвертый лишний», отгадайте, что лишнее? (достаю карточки).

-Почему?

1 карточка: снег идет, дети тепло одеты, катаются на санках, легко одетые дети играют;

2 карточка: Дед Мороз и Снегурочка, елочка нарядная, мешок с подарками, тает снег, сосульки;

3 карточка: сугроб, заснеженное дерево, елки под снегом, листопад.

Итог: (убираю карточки в коробку).

-Пришла зима, люди оделись тепло, много снега,  зима детям принесла радость.

https://klike.net/uploads/posts/2019-12/1575639674_2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа по картине "Ранняя весна"

конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Коммуникация"....

Составление описательного рассказа по картине для детей средней группы. Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область - Коммуникация

Думаю,  для многих педагогов  этот конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению описательного рассказа по картине  для детей средней группы станет полезным...

Занятие в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Кормушка для птиц».

конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы  - интеграция  -    развитие речи+продуктивная деятельность по изо (лепка) + экология...

составление описательного рассказа по картинам

рекомендации воспитателям методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста описательному рассказыванию по картинам...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...


 

Комментарии

Юсупова Лиля Дамировна

Спасибо вам за интересные методические материалы. Очень полноценное, познавательное занятие. Творческих успехов!