Конспект открытого занятия для детей старшей группы по развитию речи «По дорогам сказок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Панфёрова Наталия Михайловна

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по фрагменту из текста. Подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде; активизировать словарный запас. Расширить словарный запас. Закрепить название авторских и русских народных  сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zan_po_razv_rechi_po_dorogam_skazok.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия для детей старшей группы

по развитию речи

«По дорогам сказок»

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок. Развитие всех компонентов устной речи детей.

Задачи:

Образовательные:

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по фрагменту из текста. Подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде; активизировать словарный запас. Расширить словарный запас. Закрепить название авторских и русских народных  сказок.

Развивающие:

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к авторским и русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность;

- развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;

- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете;

Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;

Социально-коммуникативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Физическое развитие:  развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;

Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;

Оборудование: Сундучок, клубок ниток, волшебный колокольчик, папка - имитация обложки книги, страницы.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстрации. Игры - инсценировки по русским народным сказкам.

Методы и приемы:

Игровой сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, чтение отрывка из текста, дыхательная гимнастика, словесно – дидактические игры и упражнения;  педагогическая оценка, поощрения.

Наглядные:

Демонстрация на экране, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми читают стихотворение:

Придумано кем-то

Просто и мудро:

При встрече здороваться.

– Доброе утро!

– Доброе утро, солнцу и птицам.

– Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я желаю, чтобы у всех вас обязательно утро было не только добрым, но и интересным.

Воспитатель: (на фоне музыки «Приходите в сказку», дети заходят в группу)

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руки

И тепло пойдет по кругу.

Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу, а сейчас хочу, чтобы вы поздоровались и передали тепло нашим гостям,  только оно будет  воздушное. У вас есть снежинки, давайте вдохнем в них свое добро  и отправим.

Дыхательная гимнастика:  Сдуй снежинку

Присаживаемся на стулья.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да.

А какие бывают сказки?

Ответы детей.

 Если их написал автор- то это авторские сказки, они могут возникнуть из народных сказок, преданий, легенды и даже из пословицы и детской песенки. Авторская сказка – это та, что написана определенным автором и не подлежит никаким исправлениям.

Давайте вспомним авторские сказки.  Назовите авторские сказки? (А.С.Пушкин – сказка о рыбаке и рыбке; Сказка о спящей царевне; К.И. Чуковский – Путаница; Тараканище;  Муха – цокотуха; С.Я.  Маршак – Двенадцать месяцев; Сказка о глупом мышонке; Тихая сказка ).

А еще,  какие сказки  бывают?

Русские народные,  их сочинил народ. Народная сказка – это произведение устного народного творчества, она может иметь много вариантов. 

Воспитатель: А хотите сегодня отправиться  в сказочное путешествие?

Дети: Да! 

Воспитатель:  Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Воспитатель: А у меня есть волшебный колокольчик. И чтобы нам попасть в сказку нужно закрыть глаза,  а я произнести волшебные слова:

Раз, два, три! В сказку попади!

Воспитатель: Ребята: открывайте глазки! Вот мы и в сказке!

Воспитатель: Смотрите, волшебный сундук! А вы не приносили его сюда, интересно кто его забыл?

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, что там? давайте посмотрим, что же там внутри (Дети открывают сундук, обнаруживают книгу). Посмотрите, какая она красивая! Давайте ее почитаем, ой, а страниц - то в ней нет.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (Дети рассуждают, высказывают свои предположения)

Как же нам их найти?  

Но, вот посмотрите здесь конверты, с цифрами от  1 до 5, давайте откроем конверт с цифрой 1 – первое задание.  Каждый раз, выполняя задание,  мы будет находить одну страницу из книги.

Воспитатель: как вы думаете,  что укажет нам путь? Какой сказочный предмет из сказок помогает героям найти верную дорогу? (высказывание детей). ( Чем поможет этот предмет?).

Воспитатель: Да, волшебный клубок нам поможет. У меня есть такой клубок, но он не волшебный (достает клубок).

Воспитатель: Я знаю способ - сделать его волшебным. Вы должны назвать  сказки. Чем больше сказок вы назовете, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

 Передаем клубок по кругу и называем сказки.

 Воспитатель: Теперь клубок стал волшебным, потому что вы знаете много сказок! А теперь он укажет нам путь к потерянным страницам из этой книги.

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова «Раз, два, три нам, клубочек, помоги», клубочек катится вокруг сундука и  дети обнаруживают волшебную стрелку красного цвета и конверт с цифрой 1.

Воспитатель что это, какого цвета стрелка – спросить 2 -3 детей. А цифра какая?

 Вот и первое задание - Дидактическая игра «Назови русские народные сказки»  

дети передают клубок друг другу, называя русскую народную сказку, повторяться не будем, какие сказки мы сегодня еще не называли? Курочка ряба, …………., Морозко,

вот мы свами нашли первую страницу книги.

Воспитатель: а сейчас ищем цифру 2 и там вот какое задание:

Второе задание: - Проводиться словесно – дидактическая игра «Помогите!»

предлагается назвать тех, кому нужна помощь.

  •  «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»),
  • «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»),
  • «Помогите, я разбила яйцо - не простое, а золотое!» («Курочка ряба»),
  •  «Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»),
  • «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»),
  • «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»),
  • «Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»),

«Помогите! Моего братца унесли!» («Гуси лебеди»). 

Воспитатель: Какие молодцы! А вот еще странички нашлись. Спасибо! Вы помогли героям сказок! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет, это будет конверт с цифрой 3 и третье задание,  а игра называется «По дорогам сказок» - викторина, будьте внимательны.

-  Викторина «По дорогам сказок»…………………

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, вот у нас нашлась еще одна страница! Мы почти собрали нашу книгу. Не хватает всего одной страницы. И клубок наш не знает, где она находиться.

А я вам предлагаю подвигаться, задание №4

 Разминка «Елочка»

Воспитатель: а вот посмотрите,  какой то конверт,  что же нам написали?

Задание №5

«Узнай сказку по картинке»

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы нам вернуться в детский сад, нам нужно вспомнить знакомую  пальчиковую  гимнастику.

Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)

Будем сказки называть.

Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши на каждое слово)

 чистоговорку. Закрывайте глаза.                                          ……………………

Воспитатель: Ребята, открывайте глаза. Вот мы и в детском саду!

Воспитатель: Скажите, понравилось вам путешествовать? А что или кто вам понравился больше всего!

Ответы детей.

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось наше путешествие, мы собрали замечательную книгу, вы справились со всеми заданиями, и теперь мы сможем каждый вечер ее читать. Вы были очень внимательными, активными.  За то, что вы сегодня помогли сказочным героям, я вам дарю сказки-раскраски.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для детей старшей группы по ПДД "Незнайка на дороге"

непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по ПДД...

ПРОЕКТ « Это гордое слово Победа».Конспект открытого занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Тема: « Г О Л У Б Ь М И Р А».

ПРОЕКТ « Это гордое слово Победа».Конспект открытого занятия  для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Тема: « Г О Л У Б Ь  М И Р А»....

Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Витаминная страна» Социально-личностное, познавательное, физическое развитие

Цель: формирование экологического сознания и закрепление знаний детей об окружающей среде.Задачи:Обучающие:познакомить детей с понятием «витамины», как они обозначаются и их пользе дл...

Конспект занятия во 2 младшей группе по развитию речи. «По дорогам сказок.»

Обобщение  материала по прочитанным русским народным сказкам. Развитие речи детей, используя методы опосредованного воздействия, а также упражнения направленные на общее оздоровление детей....

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по развитию речи «Путешествие в страну сказок»

Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества, развивать творческое воображение....

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по развитию речи «Путешествие в страну сказок»

Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества, развивать творческое воображение. Задачи:Обучающие:Продолжать учить детей согласовывать прил...