Конспект НОД по развитию речи в средней группе. «В гостях у Милочки -копилочки»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Чадченко Анна Николаевна

Познакомить детей со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

«В гостях у Милочки -копилочки»

Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Цель: познакомить детей со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам.

Задачи:

Обучающие: упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком. 

Развивающие: развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание; совершенствовать интонационную выразительность.

Воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материал, оборудование: «Милочка-копилочка» - сундучок, изготовленные из бумаги осенние листья, изготовленные из картона пчелы, картинки- схемы для проведения артикуляционной гимнастики.

                       

Демонстрационный материал: картина с изображением осени, пчелиного улья,

  Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок, выделяемый цветком).

Методические приёмы:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Логопедическая распевка «Песок», «Лиса» (Звук С)
  • Знакомство со звуком З-Зь
  • Дидактическая игра «Пчёлы»
  • Работа по картинкам
  • Логопедическая распевка «Коза»

I.Вводная часть

Воспитатель: Ребята к нам сегодня опять кто-то пришел в гости, вы узнали кто это? (Ответы детей). Давайте с ней поздороваемся.                                                          «Поздоровайся дружок – пожелай здоровья.                                                                        Лечит очень хорошо доброта с любовью».

Милочка - Копилочка дарит картинку осени.

Воспитатель: Ребята, а какое время года изображено на картине? (Осень)                   Какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, небо хмурое, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…)

Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»

Воспитатель: « Посмотрите сколько много у нас осенних листочков»

«Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.»

И.п. – о.с. сделать полный вдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздуз.


II.Основная часть

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами развитие речи, мы с вами вспомним произношение звука С, и будем учиться произносить звук З-Зь, но прежде, чем начать закреплять и изучать новое, надо подготовить наш артикуляционный аппарат.

1.Артикуляционная гимнастика

Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.

Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.
• Чередование движений языка вверх – вниз.

2.Закрепление пройденного материала Звук С

-Как поёт песочек? (С-С-С…) Давайте споём песенку песочка.

1.Логопедическая распевка «Песок» (Звук С)

Милочка Копилочка находит картинку лисы.

-Давайте вспомним чистоговорку лиса.

2.Логопедическая распевка «Лиса» (проговаривание чистоговорки)

Са-са-са                                                                                                                                                  

Эта хитрая лиса,                                                                                                                                                

Су-су-су                                                                                                                                                      

И живёт она в лесу,                                                                                                                              

Сы-сы-сы                                                                                                                                            

Много дела у лисы,                                                                                                                                      

Со-со-со                                                                                                                                                                                        

Она крутит колесо.

3.Знакомство с новым материалом

1. Знакомство со звуком З

Милочка Копилок загадывает загадку.

-Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идёт речь:

Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.                                                                                                                       Разрешенья не спросит,                                                                                                             Подлетит- и укусит!      
 (Комар)

-Как поёт комар? ( З-з-з…)

-Если звук С – «песенка насоса, песенка песочка» — звучит тихо, то звук З  песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос.

Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

Воспитатель показывает:

какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).                                                                                                                     -  протяжно сам произносит звук З – «песенку комара»                                                 просит ребенка повторить ее.

-У нас на Севере летом и осенью очень много комаров, больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь.

-Какие ещё насекомые произносят звук З?                                                                                                      

Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая…
 (пчёла)

2.Дидактическая игра «Пчелы»

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.

Материал. Картинка с изображением улья, пчелки.

Воспитатель.  Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».

Воспитатель предлагает закрыть детям глаза.

«1,2,3 повернись в пчелку ты превратись.»

Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).

Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).

Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).

3.Работа по картинкам «Милочка Копилочка»

Воспитатель. Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?

Назовите предметы, в которых слышна песенка большого комара З…? (Заяц, зубы, зонт)

Назовите предметы, в которых слышна песенка маленького комара Зь…? (зебра, зеркало, зима)

Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)

Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Заяц, зубы, зонт, зебра, зеркало, зима)

4.Логопедическая распевка  «Коза» (проговаривание чистоговорки)

Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».

Скажите, а в слове коза есть звук З? ( Да) Где его слышно в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

 За-за-за-за-за

Прибежала к нам коза,

Зы-зы-зы-зы-зы

Ой беда у той козы,

Зо-зо-зо-зо-зо

И поют козлята зо,

Зу-зу-зу-зу

Надо выручить козу.

IV.Подведение итога

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "В гостях у сказки"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «В гостях у сказки»Программное содержание:1.Познакомить детей с новым видом загадок - загадками-метафорами.2.Уточнить представление детей о жан...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к леснику»

Конспект Образовательной деятельности " В гости к леснику"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе " В гостях у друзей из цветочного города".

Побуждать детей составлять рассказ по набору предметов из пяти шести предложений самостоятельно....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "В гости к леснику"

Занятие направлено на уточнение знаний детей о зиме, природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека, а также развитие связной речи,слухового внимания и мышления...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к леснику»

1.Учить различать на слух слова с определенным звуком. 2. Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.Развивать фонематическое восприятие, словарь детей.3.Воспитывать любовь к при...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "В гостях у кошки Муры"

Программные задачи:1. Учить детей составлять небольшие описательные рассказы о кошке и о котятах.2. Познакомить детей с порядковыми числительными: первый, второй, третий, четвертый, пятый. Учить употр...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Чебурашке» (Звуковая культура речи. Звук [Ч])

Цели:1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах);2) Развивать фонематический слух детей.3) Объяснить и показать детям артикуляцию звука Ч;4) Н...