Конспект НОД по развитию речи в средней группе. «В гостях у Милочки -копилочки»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Познакомить детей со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в средней группе.
«В гостях у Милочки -копилочки»
Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »
Цель: познакомить детей со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам.
Задачи:
Обучающие: упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
Развивающие: развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание; совершенствовать интонационную выразительность.
Воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Материал, оборудование: «Милочка-копилочка» - сундучок, изготовленные из бумаги осенние листья, изготовленные из картона пчелы, картинки- схемы для проведения артикуляционной гимнастики.
Демонстрационный материал: картина с изображением осени, пчелиного улья,
Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок, выделяемый цветком).
Методические приёмы:
- Артикуляционная гимнастика
- Логопедическая распевка «Песок», «Лиса» (Звук С)
- Знакомство со звуком З-Зь
- Дидактическая игра «Пчёлы»
- Работа по картинкам
- Логопедическая распевка «Коза»
I.Вводная часть
Воспитатель: Ребята к нам сегодня опять кто-то пришел в гости, вы узнали кто это? (Ответы детей). Давайте с ней поздороваемся. «Поздоровайся дружок – пожелай здоровья. Лечит очень хорошо доброта с любовью».
Милочка - Копилочка дарит картинку осени.
Воспитатель: Ребята, а какое время года изображено на картине? (Осень) Какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, небо хмурое, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…)
Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»
Воспитатель: « Посмотрите сколько много у нас осенних листочков»
«Сильный ветер вдруг подул, | И.п. – о.с. сделать полный вдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. |
II.Основная часть
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами развитие речи, мы с вами вспомним произношение звука С, и будем учиться произносить звук З-Зь, но прежде, чем начать закреплять и изучать новое, надо подготовить наш артикуляционный аппарат.
1.Артикуляционная гимнастика
• Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
• Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
• Чередование: улыбка – трубочка.
• Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.
• Чередование движений языка вверх – вниз.
2.Закрепление пройденного материала Звук С
-Как поёт песочек? (С-С-С…) Давайте споём песенку песочка.
1.Логопедическая распевка «Песок» (Звук С)
Милочка Копилочка находит картинку лисы.
-Давайте вспомним чистоговорку лиса.
2.Логопедическая распевка «Лиса» (проговаривание чистоговорки)
Са-са-са
Эта хитрая лиса,
Су-су-су
И живёт она в лесу,
Сы-сы-сы
Много дела у лисы,
Со-со-со
Она крутит колесо.
3.Знакомство с новым материалом
1. Знакомство со звуком З
Милочка Копилок загадывает загадку.
-Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идёт речь:
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит. Разрешенья не спросит, Подлетит- и укусит! (Комар)
-Как поёт комар? ( З-з-з…)
-Если звук С – «песенка насоса, песенка песочка» — звучит тихо, то звук З песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос.
Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.
Воспитатель показывает:
какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине). - протяжно сам произносит звук З – «песенку комара» просит ребенка повторить ее.
-У нас на Севере летом и осенью очень много комаров, больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь.
-Какие ещё насекомые произносят звук З?
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (пчёла)
2.Дидактическая игра «Пчелы»
Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.
Материал. Картинка с изображением улья, пчелки.
Воспитатель. Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».
Воспитатель предлагает закрыть детям глаза.
«1,2,3 повернись в пчелку ты превратись.»
Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).
Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).
Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).
3.Работа по картинкам «Милочка Копилочка»
Воспитатель. Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?
Назовите предметы, в которых слышна песенка большого комара З…? (Заяц, зубы, зонт)
Назовите предметы, в которых слышна песенка маленького комара Зь…? (зебра, зеркало, зима)
Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)
Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Заяц, зубы, зонт, зебра, зеркало, зима)
4.Логопедическая распевка «Коза» (проговаривание чистоговорки)
Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».
Скажите, а в слове коза есть звук З? ( Да) Где его слышно в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)
За-за-за-за-за
Прибежала к нам коза,
Зы-зы-зы-зы-зы
Ой беда у той козы,
Зо-зо-зо-зо-зо
И поют козлята зо,
Зу-зу-зу-зу
Надо выручить козу.
IV.Подведение итога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "В гостях у сказки"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «В гостях у сказки»Программное содержание:1.Познакомить детей с новым видом загадок - загадками-метафорами.2.Уточнить представление детей о жан...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к леснику»
Конспект Образовательной деятельности " В гости к леснику"....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе " В гостях у друзей из цветочного города".
Побуждать детей составлять рассказ по набору предметов из пяти шести предложений самостоятельно....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "В гости к леснику"
Занятие направлено на уточнение знаний детей о зиме, природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека, а также развитие связной речи,слухового внимания и мышления...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к леснику»
1.Учить различать на слух слова с определенным звуком. 2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.Развивать фонематическое восприятие, словарь детей.3.Воспитывать любовь к при...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "В гостях у кошки Муры"
Программные задачи:1. Учить детей составлять небольшие описательные рассказы о кошке и о котятах.2. Познакомить детей с порядковыми числительными: первый, второй, третий, четвертый, пятый. Учить употр...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Чебурашке» (Звуковая культура речи. Звук [Ч])
Цели:1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах);2) Развивать фонематический слух детей.3) Объяснить и показать детям артикуляцию звука Ч;4) Н...