Конспект НОД на тему Посуда
консультация по развитию речи (младшая группа)
Цели:
- закрепить знания детей о современной и старинной посуде;
- закрепить знания о различных видах посуды, её назначении;
- формирование лексико-грамматического строя и связной речи;
- развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение;
- воспитывать бережное отношение к посуде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Образовательная область: «Познание».
Тема: «Такая разная посуда».
Программное содержание:
- продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;
- учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды;
- закрепить обобщающее понятие «посуда». Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная;
- закрепить знание о материале, из которого изготовлена посуда;
- развивать мышление, воображение;
- воспитывать бережное отношение к посуде.
Цели:
- закрепить знания детей о современной и старинной посуде;
- закрепить знания о различных видах посуды, её назначении;
- формирование лексико-грамматического строя и связной речи;
- развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение;
- воспитывать бережное отношение к посуде.
Задачи:
- активизировать словарь по теме «Посуда», словарь синонимов, побуждать упражняться в словообразовании;
- совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже;
- активизировать мыслительную деятельность, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации.
Словарная работа: дуршлаг, самовар, железный, деревянный, стеклянный, блестящий, прозрачный.
Предварительная работа:
- Экскурсия на кухню детского сада;
- Чтение художественной литературы: «Муха – Цокотуха», « Федорино горе» К.И.
- Чуковского, Б. Гримм «Горшочек каши», р.н.с. «Лиса и журавль»;
- Отгадывание загадок о посуде;
- Рассматривание иллюстраций с изображениями различной посуды;
- Дидактические игры по теме «Посуда».
Оборудование: наборы посуды - кухонная, чайная, столовая; продукты питания.
Ход НОД
Дети стоят полукругом около стола с посудой.
В группу плача входит Федора и ищет свою посуду. Увидев детей, спрашивает:
Федора:
Дети вы откуда?
Дети:
Из детского сада. А вы кто?
Федора:
А я бабушка Федора. У меня большое горе, убежала от меня посуда: кастрюля, вилки, чашки,
тарелки да ложки убежали от меня по дорожке. Убежала вся посуда, а мне без нее худо.
Воспитатель:
Давайте вспомним сказку К.И.Чуковского «Федорино горе». Скажите, почему посуда убежала от Федоры? Посмотри на поломанную посуду Федоры. Чего не хватает у чашки, кастрюли, чайника?
(Воспитатель показывает изображения поломанной посуды).
«Чашка без…(ручки)».
«Кастрюля без …(крышки)».
«Чайник без …(носика)».
1) Удобно ли пользоваться чашкой без ручки? Почему? Зачем у чашки делают ручку? У какой еще посуды есть ручка? (У сковороды, у кастрюли, у чайника, у молочника, у кофейника). Зачем нужны ручки у этих предметов?
2) Зачем нужна крышка у кастрюли? У каких ещё предметов ты видел крышки?
3) Можно ли пользоваться чайником без носика? Почему? У каких ещё предметов есть носик?(У лейки, у кофейника, у молочника). Для чего нужен носик?
Почему посуда вернулась к Федоре? Что бы случилось, если бы посуда не вернулась домой? Как Федора стала заботиться о своей посуде? (Мыла, чистила, окатила кипяточком, полоскала, не била…)
Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
(К. Чуковский)
Воспитатель:
Ребята, а что такое посуда? Кто скажет?
Дети:
Посуда – это предметы, которыми человек пользуется для приготовления и употребления пищи, а также использует для хранения продуктов питания.
Воспитатель:
Ребята, а кто придумал посуду?
Дети:
Посуду придумали древние люди, сначала она была каменная. Но ею было неудобно пользоваться: она была тяжелая. Тогда человек придумал деревянную посуду – она была легче, удобнее и красивее. В наше время люди пользуются металлической, стеклянной, фарфоровой посудой,
которая не ломается и удобна в применении.
Воспитатель:
Молодцы ребята, вот как много всего вы знаете о посуде.
Федора:
Ребята, а вы случайно не знаете, что мне нужно сделать, чтобы моя посуда воротилась домой.
Дети:
Посуду надо любить, уважать, ее надо мыть, чистить, вытирать, на место убирать.
Федора:
Дорогие дети, помогите мне ее найти и домой вернуть.
Воспитатель:
Что ребята поможем Федориному горю?
Дети:
Да, поможем.
Федора оглядывается, подходит к столу с посудой и радостно вскрикивает:
– Ой, вот она моя посуда! Спасибо вам ребятки, что помогли мне ее найти. Теперь я буду ее любить, холить, мыть и убирать, я с ней не расстанусь никогда, посуда бедная моя.
Воспитатель:
Ребята, давайте присядем на стульчики и расскажем Федоре, что мы знаем о посуде.
Воспитатель:
Какая посуда бывает по назначению?
Дети:
Кухонная, столовая, чайная.
Воспитатель:
Назовите кухонную посуду?
Дети:
Кастрюля, сковорода, чайник, половник, тарелка, самовар.
Воспитатель:
Из чего может быть изготовлена кухонная посуда?
Дети:
Из чугуна, стекла, керамики, металла.
Воспитатель:
Как ее используют ваши мамы?
Дети:
В кастрюле мама варит суп, кисель, борщ, в сковороде – жарит картофель, котлеты, блинчики и т.д.
Федора:
Ребята, а среди моей посуды есть еще один интересный предмет посуды. Посмотрите (показывает дуршлаг): он нужен, чтобы в нем мыть овощи, еще в него можно отварные макароны откинуть, чтобы вода слилась. Вы запомнили, как эта посуда называется?
Дети:
Да, дуршлаг.
Воспитатель:
Ребята, как будет называться посуда, из которой мы едим?
Дети:
Столовая – обеденная.
Федора:
Назовите, какую столовую посуду вы знаете?
Дети:
Мелкая и глубокая тарелка, вилка, ложка, нож, салатница, селедочница, стакан.
Федора:
Вот какие молодцы, сколько много назвали столовой посуды.
Воспитатель:
Ребята, давайте немного отдохнем.
Игра с мячом
Воспитатель называет слово кастрюля, сковорода – дети по очереди говорят, что можно в ней готовить. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
Ребята, подумайте и скажите, какой посудой пользуются, когда пьют чай?
Дети:
Чайной посудой.
Воспитатель:
Назовите, какую чайную посуду вы знаете?
Дети:
Блюдце, самовар, чайник, чайная ложка, заварочный чайник, сахарница.
Воспитатель:
Из чего может быть изготовлена чайная и столовая посуда?
Дети:
Из стекла, глины, пластмассы, фаянса и дерева.
Воспитатель:
Почему стеклянная посуда требует бережного отношения?
Дети:
Стекло очень хрупкое и такую посуду легко разбить.
Федора:
Вот я сейчас проверю, как вы знаете, из чего посуда сделана?
Федора показывает деревянные ложки. Из чего сделаны ложки?
Дети:
Из дерева.
Воспитатель:
Как про них можно сказать, какие они?
Дети:
Деревянные.
Федора показывает по очереди. Чашка из фарфора?
Дети:
Фарфоровая чашка.
Федора:
Стакан из хрусталя?
Дети:
Хрустальный стакан.
Федора:
Кувшин из глины?
Дети:
Глиняный кувшин.
Федора:
Ну и умники, ваши дети, все знают. А вот умеют они отгадывать загадки?
Воспитатель:
Конечно, умеют.
Федора:
Вот сейчас мы и проверим (Федора загадывает загадки о посуде).
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар)
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник)
Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
(Чашка)
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
(Сахарница)
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
В небо дыра,
В землю дыра,
А в середине
Огонь да вода.
(Самовар)
Воспитатель:
Ребята, у Федоры есть набор продуктов, давайте поможем ей разложить их в нужную посуду.(Дидактическая игра «Разложи посуду»)
Воспитатель:
Куда мы положим хлеб?
Дети:
В хлебницу.
Воспитатель:
Масло?
Дети:
В масленку.
Воспитатель:
Куда можно положить салат?
Дети: В салатницу.
Воспитатель:
Молоко?
Дети:
В молочник.
Воспитатель:
Куда насыпать сахар?
Дети:
В сахарницу.
Воспитатель:
Куда насыпать соль?
Дети:
В солонку.
Воспитатель:
А перец куда насыпим?
Дети:
В перечницу.
Воспитатель:
А куда можно положить конфеты?
Дети:
В конфетницу.
Воспитатель:
А вот суп можно налить во что?
Дети:
В тарелку.
Воспитатель:
Ребята, а что используют, чтобы налить суп в тарелку?
Дети:
Половник.
Воспитатель:
А кто мне скажет, почему половник имеет такую форму?
Дети:
Длинная ручка для того, чтобы не обжечь руку, когда наливаешь горячий суп. А глубокое основание, для того, чтобы подчерпнуть суп из кастрюли.
Федора:
Ох, и молодцы какие, все знают и меня научили все делать правильно и посуду свою беречь.
Воспитатель:
Федора, а наши ребята еще знают стихи о посуде.
Чтение стихов
Посуда
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
(Н.Нищева)
Машина каша
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
Федора:
Спасибо вам дети за стихи. За это я хочу вас отблагодарить.
Федора раздает угощение всем детям.
Дети:
Спасибо бабушка Федора.
Федора:
Мне пора идти наводить порядок в доме, до скорой встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Посуда"
Конспект занятия по теме: "Положительная динамика в расширении и уточнении активного словаря у детей с тяжел...
конспект по лексической теме "Посуда"
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи...

Конспект НОД по теме "Посуда", Конспект НОД на тему"В гости к леснику"
по теме "Посуда"Расширение представление детей о посуде, материал из которого она сделана. Знакомство с классификацией предметов посуды. умение описывать предметы посуды. ...

Конспект НОД по теме "Посуда" во второй младшей группе.
Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе....

Конспект НОД по теме "Посуда"
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме "Посуда"...

Методическая разработка. Конспект НОД по теме "Посуда" для детей старшей группы с ОНР.
Развитие словаря, связной речи, грамматического строя, мелкой моторики....