Речевая готовность ребёнка к школе
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам, так же к этому возрасту он должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost.docx | 64.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая готовность ребёнка к школе
Еще до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:
Полноценность владения речевыми звуками.
В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам, так же к этому возрасту он должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Сформированность фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это умение слушать и различать звуки речи. Дети часто плохо различают на слух такие звуки как: Б-П; Т-Д; К-Г; В-Ф; С-З; С-Сь; Ш-Ж;Щ-СЬ;Т-ТЬ; Л-ЛЬ; С-Ш; Р-Л и другие.
Готовность к анализу и синтезу звукового состава слова
1. Ребёнку необходимо дать представление о том:
- что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»;
- что предложение состоит из слов, слово состоит из слогов, слог состоит из звуков.
2. Ребёнка нужно научить:
- анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении);
- делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
3. Также необходимо дать представления о звуках:
- звуки делятся на гласные и согласные;
- согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.
Достаточность словарного запаса.
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать названия предметов повседневной жизни, знать обобщающие слова, слова – действия, слова – признаки.
Ребёнка необходимо научить:
- обобщать предметы по группам: овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт…;
- подбирать признаки к предмету (яблоко – сочное, красное, ароматное…);
- подбирать действия к предмету (снег – идёт, падает, кружится…);
- подбирать предмет к действию (идёт – снег, дождь, человек, время…);
- подбирать антонимы – слова с противоположным значением (высокий-низкий, пустой-полный, говорить-молчать…);
- подбирать синонимы – слова близкие по значению (смелый-храбрый, отважный; бежать-нестись, мчаться…).
Сформированность грамматических систем.
- образовывать множественное число существительных (дом-дома,
окно-окна);
- согласовывать прилагательные с существительными (красное яблоко,
но красный бант);
- образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
(голова-головушка, стол-столик);
- образовывать притяжательные прилагательные (лиса-хвост лисий,
медведь-берлога медвежья);
- образовывать приставочные глаголы (Мальчик к дому подходит - в дом заходит - из домавыходит - дом обходит);
- сложные слова (лес рубит - лесоруб, снег падает - снегопад);
- употреблять сложные предлоги (от, около, из-за, из-под, между).
Владение связной речью.
К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком сюжета (он должен правильно формулировать основную мысль, последовательность и точность событий, правильность построения предложений.)
Речевая коммуникация.
К 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Рекомендации родителям:
- Общайтесь со своими детьми! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя дать односложные ответы.
- Убираясь в квартире, попросите ребенка найти слова (названий предметов), где был бы какой-то определенный звук.
- Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы ребёнок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.
- В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках фрукты–овощи, продукты с определенным звуком и количеством слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.
- Развивайте мелкую моторику: лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы…
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность ребёнка к школе
Консультация для родителей...
"Что такое речевая готовность ребёнка к школе?"
консультация для родителей подглтовительной группы...
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?...
Речевая готовность ребёнка к школе.
Дается понятие "речевая готовность к школе", раскрываются компоненты речи, которые должны быть сформированы у будущего первоклассника....
Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...
Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)
Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...