Организация работы с детьми с нарушением слуха.
статья (средняя группа)

Баранова Светлана Сергеевна

Организация работы с детьми с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Баранова С. С.,

воспитатель МАДОУ Детский сад 18,

ГО Красноуфимск 

Организация работы с детьми с нарушением слуха.

Аннотация: в материале представлена организация работы с глухим ребенком. Какие игры использую и как их применяю. Данная работа будет интересна воспитателям и педагогам для работы с глухими детьми.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ФГОС ДО, ОВЗ, камешками «Марблс», «Сухой бассейн",  Су – Джок терапия, здоровьесберегающая технология, кинезиологические упражнение.

Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности.

Инклюзивное образование реализуется на основе ФГОС ДО и предполагает включение ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, создание для него специальных образовательных условий с учетом его образовательных потребностей на базе дошкольной организации.

Ко мне в группу пришел глухой ребенок и передо мной встала непростая задача: нужно было так построить образовательный процесс, чтобы максимально извлечь пользу для этого ребенка, но при этом, не ущемлять права других детей.

Организацию работы с глухим ребёнком провожу в ходе всего учебно-воспитательного процесса: при проведении режимных моментов, в играх, в повседневном общении. При этом весь речевой материал ребенок воспринимает зрительно (т.е. видит губы педагога, картинку или жест).

В ходе занятия по теме «Овощи» показываю действиями с овощами (мою, режу), при помощи картинок уточняю значения слов, обозначающих их форму, цвет. Знакомя ребёнка с фруктами, показываю различные по размеру и цвету яблоки, груши, сливы. Ребёнок сравнивает их и раскладывает разные виды фруктов в разные корзинки, уточняя названия показом на картинку.

Для развития мелкой моторики использую игры с камешками «Марблс»: например, помоги сказочному герою добраться до домика, ребенок выкладывает камешками дорожку по схеме. Так же применяю камешки для игры в «Сухой бассейн" для этого поместила марблсы в пластиковую ёмкость, и ребенок перебирает их пальчиками. Даю задания отыскивать спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо с помощью опорных картинок разложить их по цвету.

Ребенок очень любит играть в мазайку, при помощи схем - картинок выкладывает на поле различные рисунки.

Для работы с глухим ребенком применяю игровые приемы, они создают положительный эмоциональный фон, влияют на активность ребёнка, тем самым повышая результативность занятий. Игровые приемы связаны с использованием разнообразных игрушек.

Например, предлагаю сюрпризный момент появления игрушек и предметов, действия, «выполняемые» игрушками, их неожиданные исчезновения и появления, одобрение или порицание действий детей и др. На начальном этапе обучения преобладают занятия с куклой. Кукла является участником занятий по разной тематике: куклу купают, одевают и собирают на прогулку, укладывают спать, отмечают день рождения и др. Эмоциональный характер этих игровых действий позволяет ребёнку лучше усвоить названия частей тела, предметов одежды, уточнить названия выполняемых действий. Игрушки могут не только выполнять какие-либо действия, но и «разговаривать» с ребёнком: здороваться, прощаться, задавать вопросы или отвечать на вопросы предъявляя таблички. Образные игрушки (кукла, зайка, лиса) одобряют и хвалят или, наоборот, не соглашаются с действиями ребёнка.

Так же ребенок с удовольствием играет в разные виды театра. Вместе с ребенком организуем место для игры: ставим настольную ширму и атрибуты. С использованием картинок из сказок обыгрываем сюжет. Так ребенок может понять, о чем эта сказка.

При проведении занятий по различной тематике использую дидактические игры. Подбор дидактических игр определяю целями и задачами занятия. В качестве материала дидактических игр применяю игрушки, картинки, реальные предметы. В некоторых играх использую атрибуты и костюмы представителей профессий (врача, почтальона, повара). На начальном этапе обучения дошкольника с нарушением слуха использую такие игры, как «Чудесный мешочек»: в мешочек кладу кубики разного цвета, при помощи картинок объясняю, что нужно соотнести цвет с предметом, зелёный кубик - огурец, лук, крокодил; жёлтый кубик - репка, солнце. Играя в «Парные картинки», при помощи жестов и мимики, показываю, что следует отбирать только одинаковые картинки.

Применяю кинезиологические упражнения (например, Су – Джок терапия), здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры).

 Использую игры с песком: «Найди что покажу», я заранее организую игровое пространство, прячу в песок геометрические фигуры. При помощи картинок предлагаю выбрать фигуру и найти такую же в песке.

Совместно со специалистами систематически веду взаимодействие с родителями:

  • создаем условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
  • устанавливаем открытые, доверительные отношения в системе «педагоги – дети – родители»;
  • соблюдаем единые требования к ребёнку.  

Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие дети становятся полноценными членами общества. Главное — помочь им преодолеть трудности. 

Библиографический список

  1. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Серия: Коррекционная педагогика–М: Владос, 2004 г.
  2. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., ИвановаЕ.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. –М.: Теревинф, 2009.
  3. ЛеонгардЭ.И.,Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом. М.,2011.
  4. Интернет источники.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха

Буклет "Организация  коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха"...

Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.

В данной статье содержится информация о необходимости и значимости создания слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В пособии даны типы, классификация и причины нарушения слуха. Описаны объективные и субъективные методы исследования слуха у детей раннего возраста, а также современные подходы к обучению детей с нару...

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

В статье рассмотрен опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра. Рассмотрена семено-центрированная модель помощи ...

Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата

нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...