Конспект занятия по речевому развитию в группе комбинированной направленности "Сочинение сказки на космическую тему"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение "Детский сад" государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы №2 имени Героя Российской Федерации Е.А. Зеленова посёлка городского типа Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Составление сказочной истории на космическую тему»
Подготовила
воспитатель первой
квалификационной категории
Зароченцева Ирина Дмитриевна
2019 год
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
- Продолжать отрабатывать умение детей строить простые распространенные и сложные предложения для составления сказочной истории. («Речевое развитие»)
- Стимулировать умение детей пользоваться разнообразными формами речевого этикета, используя синонимичные формы («Добрый день», «Здравствуйте», «Пожалуйста») (Социально-коммуникативное развитие»)
- Развивать умение координировать движения. («Физическое развитие»)
Оборудование: картинки с изображением инопланетянина, космоса, «космическая музыка», магнитофон.
Логика образовательной деятельности:
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно-организационный | Обращает внимание детей на перышко. Предлагает провести ритуал приветствия «Перышко»: - Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Кира, я рада тебя видеть». Теперь Кира берет у меня перышко, дотрагивается им до своего соседа справа и говорит: «Макар, я рада тебя видеть» и т.д. | Дети выполняют действия, предложенные воспитателем. |
Деятельностный | Включается космическая музыка. Предлагаю отгадать загадку: Предлагаю вспомнить слова связанные с космической темой и составить с этими словами предложения. Задаю вопросы: - Мы с вами живем на планете Земля. Мы земляне. А как вы, думаете, кроме землян есть еще какие-то существа в космосе? - А как их называют? - А кто из вас знает, как можно обнаружить таких существ? Сообщает детям про специальные приборы, которые способны улавливать звуки. - Вот сейчас давайте попробуем выйти на связь с инопланетянами: За-зо-зу (произнести вопросительно) Зя-зе-зю (утвердительно) Зве-звя-зви (удивленно) Зву-зво-звы (радостно) Вывешиваю картинку с изображением инопланетянина. - Посмотрите, ребята, по-моему, кто-то вышел с нами на связь. Я знаю кто это – инопланетянин. Давайте с ним поздороваемся и познакомимся с ним. Говорю за инопланетянина: - Здравствуйте! Меня зовут Мотя. Хочу пригласить вас в полет. Для этого необходимо произнести волшебные слова. От имени Моти предлагает поиграть. Включает космическую музыку и предлагает повторить движения. Проводит игру «Корабль качается – раз…» Обращаю внимание детей на грустного Мотю. Задаю вопрос - Что случилось, почему ты такой печальный? - Ребята, инопланетянин Мотя не знает, что такое сказки. Он их никогда не слышал и никогда не читал. - Давайте поможем Моте и попробуем рассказать ему сказочную историю. Предлагаю вспомнить с каких слов всегда начинаются сказки и сказочные истории. Предлагаю пофантазировать, что же могло приключиться с Мотей и как все закончилось. Предлагаю детям сформулировать свои мысли и правильно составить сказочную историю. Предлагаю детям и Моте послушать, что получилось. От имени Моти благодарю детей за сказку и прощаюсь с детьми. Предлагаю вернуться в д\с. | Дети отгадывают загадку. Океан бездонный, океан бескрайний, безвоздушный, темный и необычайный, в нем живут Вселенные, звезды и кометы, есть и обитаемые, может быть, планеты. Предлагают свои варианты Отвечают на вопросы. Рассматривают картинку. Приветствуют Мотю. Повторяют слова: «Мы летим все на планету, на планету Альфа бету. Космонавты не боятся и вперед к звезде стремятся. 3, 2, 1- Пуск! Поехали!» Покачиваются с ноги на ногу, стоя на месте: «Корабль качается – раз! Корабль качается – два! Корабль качается – три! В космическом танце замри!» Высказывают свои предложения, сочиняют историю. Слушают историю. Отвечают на слова благодарности. Прощаются с инопланетянином. Произносят слова «Мы летим все на планету, на планету Альфа бету. Космонавты не боятся и вперед к звезде стремятся. 3, 2, 1- Пуск! Поехали!». |
Заключительный | Задаю уточняющие вопросы по теме занятия. Предлагаю сделать во второй половине дня книжку-малышку и периодически заполнять ее новыми сказочными историями. |
Ритуал приветствия «Перышко»
Воспитатель: Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Кира, я рада тебя видеть». Теперь Кира берет у меня перышко, дотрагивается им до своего соседа справа и говорит: «Макар, я рада тебя видеть» и т.д.
Включается космическая музыка.
- Послушайте загадку ребята и отгадайте о чем она:
Океан бездонный, океан бескрайний, безвоздушный, темный и необычайный, в нем живут Вселенные, звезды и кометы, есть и обитаемые, может быть, планеты.
- Правильно это космос - безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля.
Давайте мы сегодня пофантазируем с вами на тему космоса. Придумайте красивое предложение со словом космос.
Ответы детей
- А как вы, думаете, кроме землян есть еще какие-то существа в космосе? А как их называют? Правильно инопланетяне. Существуют такие специальные приборы, которые способны улавливать звуки. Вот сейчас давайте попробуем выйти на связь с инопланетянами:
За-зо-зу (произнести вопросительно)
Зя-зе-зю (утвердительно)
Зве-звя-зви (удивленно)
Зву-зво-звы (радостно)
Воспитатель вывешивает картинку с изображением инопланетянина.
- Посмотрите, ребята, по-моему, кто-то вышел с нами на связь. Я знаю кто это – инопланетянин по имени Мотя. И он приглашает нас в полёт. Перед полетом все вместе произнесем чистоговорку:
Мы летим все на планету, на планету Альфа бету. Космонавты не боятся и вперед к звезде стремятся. 3, 2, 1- Пуск! Поехали!
Дети выполняют произвольные движения под музыку группы «Спейс». Затем под слова стихотворения покачиваются с ноги на ногу, стоя на месте:
Корабль качается – раз!
Корабль качается – два!
Корабль качается – три!
В космическом танце замри!
Когда произносится последняя строчка, все замирают. Лучшая фигура отмечается педагогом. Дети проходят на места.
Воспитатель: Ребята, инопланетянин Мотя не знает, что такое сказки. Он их никогда не читал. Давайте сделаем ему приятный сюрприз, и сочиним историю про инопланетянина Мотю.
- Итак, с чего обычно начинается сказка или история? (Ответы детей)
- Правильно, с того что «жил-был инопланетянин по имени Мотя…» А где он жил? (Дети предлагают варианты). Теперь нам нужно подумать, что больше всего может любить Мотя? (Предположения детей)
- Мне нравится вариант, что «Мотя больше всего любил путешествовать по другим планетам».
- Теперь давайте подумаем, что с ним могло произойти во время путешествия. (Дети предлагают свои варианты)
Сочиняем сказку, в случае затруднения детей помогаю им наводящими вопросами, записываю варианты истории.
- Что ж, вы все такие молодцы. Давайте, теперь я прочитаю, что у нас получилось.
(Воспитатель читает получившийся текст сказки, дети дают свою оценку услышанному).
- Ребята, по-моему, получилась интересная история. Давайте мы сделаем с вами книжку-малышку и назовем ее «Инопланетянин Мотя». Возможно, нам с вами захочется сочинить еще истории про Мотю. И тогда у нас получится целый сборник историй про незадачливого путешественника Мотю.
Цель: составить сказку (историю) на космическую тему.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать развивать умения быстро отбирать речевые средства и правильно формулировать мысль, замечать неправильные и неточные ответы.
Развивающие:
Продолжать развивать воображение, координацию движений и речи, творческое начало.
Воспитательные:
Воспитывать внимательное отношение к речи товарищей. Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, творчество.
Оборудование: картинки с изображением инопланетянина, космоса. «космическая музыка», магнитофон.
Логика образовательной деятельности:
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Орг. момент | Ритуал приветствия «Перышко»: - Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Кира, я рада тебя видеть». Теперь Кира берет у меня перышко, дотрагивается им до своего соседа справа и говорит: «Макар, я рада тебя видеть» и т.д. А теперь проходите на свои места. | Дети выполняют действия, предложенные воспитателем |
Введение в тему | Включается космическая музыка. Воспитатель загадывает загадку. - Послушайте загадку ребята и отгадайте о чем она: Океан бездонный, океан бескрайний, безвоздушный, темный и необычайный, в нем живут Вселенные, звезды и кометы, есть и обитаемые, может быть, планеты. - Правильно это космос - безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля. Давайте мы сегодня пофантазируем с вами на тему космоса. Придумайте красивое предложение со словом космос. Предлагает детям составить фразу со словом космос. Артикуляционная зарядка. - А как вы, думаете, кроме землян есть еще какие-то существа в космосе? А как их называют? Правильно инопланетяне. Существуют такие специальные приборы, которые способны улавливать звуки. Вот сейчас давайте попробуем выйти на связь с инопланетянами: За-зо-зу (произнести вопросительно) Зя-зе-зю (утвердительно) Зве-звя-зви (удивленно) Зву-зво-звы (радостно) Воспитатель вывешивает картинку с изображением инопланетянина. - Посмотрите, ребята, по-моему, кто-то вышел с нами на связь. Я знаю кто это – инопланетянин по имени Мотя. И он приглашает вас в полёт. Перед полетом все вместе произносим чистоговорку: Мы летим все на планету, на планету Альфа бету. Космонавты не боятся и вперед к звезде стремятся. 3, 2, 1- Пуск! Поехали! | Дети проходят на стульчики. Дети отгадывают загадку. Дети придумывают фразу со словом «космос». Дети выполняют задание. Дети выполняют задание. |
Физ.минутка | Танцевальные движения под космическую музыку. П\и малой подвижности «Корабль качается – раз …» | Дети выполняют движения. |
Составление сказки (рассказа) | Ребята, инопланетянин Мотя не знает, что такое сказки. Он их никогда не читал. Давайте сделаем ему приятный сюрприз, и сочиним историю про инопланетянина Мотю. - Итак, с чего обычно начинается сказка или история? - Правильно, с того что «жил-был инопланетянин по имени Мотя…» А где он жил? Теперь нам нужно подумать, что больше всего может любить Мотя? - Мне нравится вариант, что «Мотя больше всего любил путешествовать по другим планетам. - Теперь давайте подумаем, что с ним могло произойти во время путешествия. Сочиняем сказку, в случае затруднения детей помогаю им наводящими вопросами, записываю варианты истории. - Что же вы все такие молодцы. Давайте, теперь я прочитаю, что у нас получилось. | Ответы детей Дети предлагают варианты Дети предлагают свои варианты |
Заключительная речь педагога. | - Ребята, по-моему, получилась интересная история. Давайте мы сделаем с вами книжку-малышку и назовем ее «Инопланетянин Мотя». Возможно, нам с вами захочется сочинить еще истории про Мотю. И тогда у нас получится целый сборник историй про незадачливого путешественника Мотю. |
Приложение №1
В далекой-далекой галактике жил-был инопланетянин по имени Мотя. Больше всего Мотя любил путешествовать по другим планетам. Но однажды с ним случилась неприятность, он проигнорировал предупреждение компьютера. У Моти в корабле закончилось топливо, и он завис в одиночестве в черном-черном космосе. Просидел Мотя несколько дней и уже отчаялся спастись. Но тут заметил, что бортовой компьютер настойчиво что-то ему пишет. Оказалось, что компьютер потратил всю последнюю мощность, чтобы отправить сигнал на проходящий недалеко корабль. Моте повезло, это был большой грузовой корабль, который немного изменил маршрут, чтобы спасти невезучего путешественника. Вот так бортовой компьютер спас инопланетянина.
Приложение №2
Сказочная история «Инопланетянин Мотя»
В далекой-далекой галактике, где-то на краю вселенной жил-был инопланетянин по имени Мотя. Больше всего он любил путешествовать по другим планетам. Но однажды с ним случилась неприятность, Мотя проигнорировал предупреждение компьютера. В корабле закончилось топливо, и он завис в одиночестве в черном-черном космосе. Сидел маленький путешественник несколько дней и уже отчаялся спастись. Но тут Мотя заметил, что бортовой компьютер настойчиво пишет ему что-то на мониторе. Оказалось, что компьютер потратил всю последнюю мощность, чтобы отправить сигнал на пролетающий недалеко корабль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию. Средняя группа 4-5 лет. Тема: Знакомство детей со звуком «Ж».
Цель: Познакомить детей со звуком Ж.Задачи:Познакомить детей с характеристикой звука.Продолжать учить определять позицию звука в слове.Развивать слуховое внимание, память, мышление, фонема...
Занятие по речевому развитию в группе комбинированной направленности "Случай в лесу"
Занятие по развитию речи с использованием мобильного "театра ложек"....
Конспект занятия по речевому развитию средняя группа Тема: «Под грибом»
Цель:Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев;Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй...
Конспект занятия по речевому развитию в группе комбинированной направленности "Путешествие в город профессий"
quot;Путешествие в "город профессий" - конспект занятия в старшей группе комбинированной направленности в рамках проекта "Ранняя профориентация детей"...
конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста тема:"Котинька-коток"
Программое содержание: продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями ,формировать познавательную активность воспитывать гуманное отношение к животным....
Конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста «Рассказывание сказки «Курочка Ряба»»
Сказки, инсценировки, драматизация - мощные средства для развития речи. Поэтому нам необходимо научить детей слушать сказку в инсценированном виде и в обычном пересказе. Развить понимание ко...
Конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста 2-3 года «Поможем колобку вернуться в свою сказку».
Конспект занятия по речевому развитиюв группе раннего возраста 2-3 года«Поможем колобку вернуться в свою сказку».Цель: Развитие связной речи детей с помощью театрализации русской наро...