"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста"

Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):

Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Педагогические задачи:

  • Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.
  • Активизировать словарь через диалоговую речь.
  • Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.
  • Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т.д.  

Сказки делятся на несколько групп:

  • Сказки о животных; сказки о взаимодействии людей и животных; сказки-притчи; бытовые сказки; сказки-страшилки, истории о нечисти, заветные сказки; волшебные сказки и другие.

В ходе занятий по речевому развитию осуществлялись следующие основные виды деятельности детей:

  • Слушание и запоминание сказок.
  • Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
  • Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
  • Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
  • Рисование сказок.
  • Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).
  • Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.

Пластические импровизации на тему сказок.

Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному естественному подражанию.

Педагог-воспитатель должен сам:

- правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы;

- ритмично и красиво двигаться под музыку и без неё;

- уметь сочетать движения с музыкой в различном темпе;

- видеть и исправлять характер движений у детей;

- стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих, так и учащихся;

- слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;

- пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Методика работы со сказкой

Отбор литературного материала. 

В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.

Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса.

Направления в работе 

Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие  направления в работе со сказкой

  • Познавательное развитие
  • Социальное развитие
  • Физическое развитие
  • Развитие творческого воображения 

 

Формы организации 

Предлагаю следующие формы организации:

  • игровые занятия;
  • комплексные занятия;
  • самостоятельная игровая деятельность детей;
  • самостоятельная продуктивная деятельность детей;
  • экскурсии;

Методы и приемы 

В качестве основных методов и приемов использую:

проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами;

моделирование сказочных сюжетов;

творческие задания;

пластические игры и упражнения;

элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям. с помощью которых осуществляется творчество.

Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой. 

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.

Перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.

Цель - создать комфорт и заинтересованность.

Эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.

Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.

 Дети вспомнили знакомую сказку ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней ,создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.

Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.

Дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.

Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой.

Моделирование сказок 

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

Можно использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).
пиктографические изображения

Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
Выразительные движения

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Проблемные ситуации

Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева?).

Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").

Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).

Творческие задания

Они могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

Рассказать знакомую сказку по кругу.

Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).

Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).

Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания

Сказки, но по-новому

Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок   rows   добрый  rows волк

Лиса   rows  хитрая  rows колобок

Сказки о бытовых предметах

Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало        rows    сказочное продолжение

Узнай сказку по песенке героев

Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

Продолжи сказку

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

От точек - к сказке

Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

Нарисуй сказку

Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

Игровые задания

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

"Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

Кашу помешивают (все идут по кругу)

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

Предлагаем дидактические игры:

"Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие)

"Треугольник и квадрат" (математическое развитие)

"Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка").

"Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков) - См. эти игры в приложении (Т.Т.)

Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий.

Привлекайте к оценке самого ребенка:

  • Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?
  • Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.
  • Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
  • Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
  • Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.

Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.

Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".

Особенности работы со сказкой в рамках методической разработки....

"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей....

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»

   «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...

Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста.

В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Мы, наконец, перестаем гнаться за буйным микки-маусами, элек...

Статья из опыта работы "Использование "Бизибордов" в работе с детьми дошкольного возраста".

Главное преимущество данной технологии заключается в том, что ребенок может решать любую познавательную задачу в своем собственном темпе, без авторитарного вмешательства со стороны взрослого. Э...