"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".
консультация (старшая группа) на тему
Данный материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".
Классификация сказок.
Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя:
- художественные (народные и авторские) сказки;
- психотерапевтичекие сказки;
- идактические сказки;
- медитативные сказки.
Выделенные Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой типы сказок используются в сказкотерапии, которая является синтезом многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
В фольклористике наиболее популярна классификация сказок, созданная В.Я. Проппом. Он выделил следующие типы сказок:
- сказки о животных;
- сказки о людях (волшебные, новеллистические, включая анекдоты);
кумулятивные сказки.
В своей работе я руководствуюсь собственным разделением всей
совокупностью сказок на:
- фольклорные сказки;
- авторские сказки.
Несмотря на то, что сказка в настоящее время становится преимущественно авторской, приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, она не утрачивает связи с фольклором. Происходит это потому, что писатель, сочиняющий сказку, продолжает оставаться представителем того языка и той культуры, к которой он принадлежит.
Методика работы со сказкой.
Отбор литературного материала.
В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.
Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса.
Направления в работе.
Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие направления в работе со сказкой
- Познавательное развитие
- Социальное развитие
- Физическое развитие
- Развитие творческого воображения
Формы организации.
Предлагаю следующие формы организации:
- игровые занятия;
- комплексные занятия;
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
экскурсии;
- встречи с интересными людьми;
праздники.
Методы и приемы.
В качестве основных методов и приемов использую:
- элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами;
- моделирование сказочных сюжетов;
- творческие задания;
- пластические игры и упражнения;
- элементы драматизации.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.
Моделирование сказок.
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).
пиктографические изображения
Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
Например, в приложении приводятся конспекты занятий по сказкам "Репка", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Заюшкина избушка".
Творческие задания.
могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)
Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".
- Рассказать знакомую сказку по кругу.
- Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
- Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
- Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).
- Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
- Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).
- Разыгрывание придуманных сказок.
Выразительные движения.
Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.
Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского.
Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.
Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий.
Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:
- Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?
- Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.
- Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
- Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
- Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.
- Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
- Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.
- Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/10/picture-394545-1631278566.jpg)
Методическая разработка "Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".
Особенности работы со сказкой в рамках методической разработки....
опыт работы. Тема "Использование ковролинографии в работе с детьми дошкольного возраста"
наименование и описание игр для ковролинографа....
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...
"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста"
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступном...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/31/picture-1076378-1540984214.jpg)
Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»
«Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...
Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста.
В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Мы, наконец, перестаем гнаться за буйным микки-маусами, элек...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/18/picture-830203-1674061924.jpg)
Статья из опыта работы "Использование "Бизибордов" в работе с детьми дошкольного возраста".
Главное преимущество данной технологии заключается в том, что ребенок может решать любую познавательную задачу в своем собственном темпе, без авторитарного вмешательства со стороны взрослого. Э...
- Мне нравится (1)