НОД по развитию речи "Звук"Р""
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель НОД: Совершенствовать знания  о  звуках [р],  [р']. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_so_zvukom_r.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                       

                                     Тема:  «Буква Р; звуки [p], [p']»

                                     (для подготовительной  группы)

Интеграция  образовательных  областей:  коммуникация,  художественное  творчество (рисование).

Виды  детской  деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, художественно-эстетическая.
     Цели:   Четкое произнесение и характеристика звука Р. Выделение звука и место звука в слове. Совершенствовать знания  о  звуках [р],  [р']. Умение  проводить звуковой  и слоговой  анализ  слов, формирование  опыта чтения  слогов. Развивать связную речь, умение  сравнивать, анализировать, обобщать.. Закрепление произношения звука.

Оборудование: снежинки, предметные картинки с изображением зимующих птиц, картинка  с секретом, восковые  карандаши,  бумага  с  написанными  слогами.

                                                Ход занятия

I. Орг. момент.

- Сегодня мы отправимся в зимнее путешествие, которое принесет нам новые

встречи.

II. Работа над дыханием.

  1. Развитие длинного плавного выдоха. Д/упр. «Снежинки» (дети дуют на

снежинки) Закрыли  все  глазки.
              Кружатся снежинки в воздухе морозном.
              Падают на землю кружевные звезды.
              Вот одна упала на мою ладошку.
              Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
     

Вот  и  очутились  мы  с  вами в зимнем  лесу. Откройте  ребятки  ладошки,  и  давайте  подуем  на  снежинки, что бы  они  улетели  далеко - далеко.

2) Фонопедическое упражнение для укрепления гортани, развития навыков фонационного и речевого дыхания «Морозята»
- Отгадайте загадку: Старик у ворот тепло уволок,
                                   Сам не бежит, и нам стоять не велит (
Мороз)


- У
Мороза есть внучата, озорные морозята. Вот и сегодня всю ночь морозята шалили, песни под окнами пели. Вот так! Выли морозята вместе с метелью.               

                                                             Дети произносят «у-у-у!..»(вверх/вниз)
Надували щеки и дули  холодным  ветром.  

                                   Продолжительно равномерно   выдыхают на звук [Ф].
Протирали звезды снежным   полотенцем,  чтобы они  ярче  сияли.             

                                  Произносят короткие звуки [А]  в разных регистрах.
Катались на снежных тучах.        

                                   Звук [O] (с высокого к низкому).
Громко кричали в заснеженных  горах,  чтобы  посмотреть,  как  сходят  низ лавины.            

                                  Произносят «ба-бах!» (низко/высоко).
Раскачивали деревья, которые на  морозе  скрепели.             Скрипучий звук [А].
Засыпали землю снегом.              «П…п…п…», коротко и активно выдыхают.
Намели снег в большие сугробы.      [А], [O], [У], [Ы] ( тихо, с ударением на 1-й звуке / громче, с ударение на 2-м звуке / громко – на последнем звуке).

II. Артикуляционная гимнастика.
- А утром морозята улыбнулись («Улыбка»), сели на лошадок и поскакали («Лошадка» - темп задает ритм бубна»)
- Пррру…
III. Характеристика звуков [P], [P']. Работа над слоговым составом слов. Повторение зимующих птиц.
 Остановились  и  видят  сидит  на  дереве   ворона и  кричит:  кар-кар-кар…  как  кричит ворона?
-Какой  звук  четко  произносит  ворона? (Р).  Давайте  попробуем  произнести  звук Р. А правильно  ли мы  его  произносим?! Где  находится  язычок? Давайте  возьмем  зеркала и  посмотрим, правильно ли у нас  получается?

При  произношении  звука Р  язык  находится  за  верхними  зубами.  Он  широкий.  Удержав  язык  широким  за  верхними  зубами,  нужно  подуть  на  его  кончик. Улыбнуться!

 Звук [P] какой? Охарактеризуйте его.

 К какой  группе  звуков  мы  отнесем  звук Р? Поется  или  нет? (не поется  встречает  преграды – язык  и зубы)В каком замке «живет»?
- У него есть брат, который «живет» в зеленом замке. Назовите его, охарактеризуйте.


- В слове  ВОРОНА  – какой звук в этом слове [P] или [P’]? Где он «спрятался»?
- Ворона  – это какая птица? Каких зимующих птиц вы еще знаете? (сорока, голубь, воробей, синица, снегирь, свиристели) В этих  словах  где  спрятался  звук Р?
- Молодцы вы правильно справились с заданием.

-Итак, давайте  сделаем  вывод. Звук  Р  какой  он? (гласный – согласный?),  бывает? (мягкий, твердый), (звокий, глухой)  в  словах  где  может  располагаться (в начале, в середине, в конце).

А какую  одежду носит  звук  Р? Костюм  буквы Р. (Выставляется  на доску буква Р). А скажите  мне,  вот мы  с вами говорим звук и буква, чем  же  отличаются? (Звук – то, что  мы  слышим и произносим, а буква – то, что мы  можем  увидеть и записать.)

Давайте  вместе  попробуем  прорисовать  букву Р  (рисование  в  воздухе) А скажите  куда  смотрит буква Р? (вправо).

                Физминутка .

Руки  в  стороны  разведите

И на пояс  опустите.

Шаг  на месте:

Раз, два, три-

Плечи  шире  разверна.

Проведем  одну  игру:

Все  присядем,

Скажем: «У-У!»

Быстро  встанем, скажем: «А-А!»

Нам  пора  уж  за  дела.
IV. Закрепление пройденного материала.
1) Закрепление четкой правильной речи в быстром темпе при произнесении скороговорки.
- послушайте  скороговорку  про  сорок.
Три сороки – тараторки тараторили на горке.    
Л. Блинова  (повтор  детьми)

Ребятки,  морозята  очень  любят  играть  в  различные  игры со  звуками. Давайте   и  мы  попробуем  поиграть  в  их игры.

2) Игра «Хлопни в ладоши». (играют  стоя)

-Я буду  говорить с лова, а вы если  услышите  в слове звук Р хлопаете  в  ладоши.

    Радио                лукошко                   ракушка                      ягода

    Хор                    ура                              лес                            рама

    Парта                 лампа                        карта                         лейка

    Стол                   страна                       ручка                        рана

    Ромашка            футбол                      корова                       роза      

3) Игра «Загадочные  слова»

Я  произнесу  слоги из которых  вы  должны  составить  слова.  Но будьте  внимательны  я могу  составить и   неправильные  слова, которые  вы должны  будите  исправить , т.е. найти  ошибку. Например:

Ра-ра-ра, ке-ке-ке, та-та-та  - карета?  

Кар-кар-кар, ти-ти-ти, на-на-на  - корзина?

Ко-ко-ко, ро-ро-ро, ва-ва-ва – корона?

Ро-ро-ро, маш-маш-маш, кА-ка-ка  - картошка?

Ра-ра-ра, куш-куш-куш, ка-ка-ка  -  кукушка?

Во-во-во,  ро-ро-ро, бей-бей-бей  - слабей?

Зер-зер-зер,  ка-ка-ка, ло-ло-ло – обезьяна?

-Молодцы  ребятки, не запутались.

4) «Составь  слова  из  слогов»

 Морозята  играя  со  слогами  выронили  несколько  слогов и  никак  не  могут  составить  их  них  слова. Давайте  мы  им  поможем.  Вот  эти  слоги:   ВО,  РО,  ТА, РУ,  КА,  СО,  БА,  КА.  Их  нужно  соединить  таким  образом,  что  получились  слова.

V.  Раскраска  с секретами.

      Ребята  вы  любите  гулять  по  лесу? Что  вам  нравится  в лесу? Ребятки, морозята  тоже  очень  любят  гулять  по  лесу.  На днях, очередной  раз  гуляя  по  лесу  они  увидели  необычную  картину. Кто  то  шел  по  лесу  и  распевал  песни, а кто  это,  они  не  смогли  разглядеть.    Они  сфотографировали  увиденное и  решили  показать  вам.  Может  быть  вы  сможете  понять  по  силуэту  кто же это  идет  по  лесу?  Но  для  этого  нам  нужно  сесть за  стол. Перед  вами  лежит картинка на которой  написаны  буквы, вам  нужно  закрасить  ту  букву, про которую  мы  сегодня  с  вами  говорили.  Какая  эта  буква? (Р) все  помните  как  она  выглядит.    

(дети  закрашивают ту  часть  картинки  где  написана  буква   Р).

-Итак,  кто  же  идет  по  лесу?  (красная  шапочка)

-Молодцы  ребятки!  

А  сейчас  нам пора  обратно  превратиться  в  ребяток. И  вспомнить  чем  мы  сегодня  занимались  на  занятии  с  морозятами.  Что нового  узнали?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   VI. Итог.
- Молодцы, хорошо сегодня занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...