«Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников»
материал по развитию речи (средняя группа)
Выступление на педсовет «Красивую речь приятно слышать»
Тема выступления: «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_kak_sredstvo_razvitiya_svyaznoy_rechi_doshkolnikov.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №50 «ЧАЙКА»
_____________________________________________________________________________
Россия, 141641, Московская область, Клинский р-н, д.Струбково, ул.Центральная, д.7
тел: 8 (49624) 5-37-22
Выступление на педсовет «Красивую речь приятно слышать»
Тема выступления: «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Романова Э.В.
2017 г.
Овладение родным языком, развитие речи – это не только самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве, но и сложнейшая задача дошкольного воспитания.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития. «Ребёнок учится мыслить, учится говорить, но он также совершенствует речь, учась мыслить». Развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления.
Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка - моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения реальной действительности. Широкую известность приобрели работы А.Л. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения детей связной речи они использовали схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала у ребенка создаётся картинно - схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста, мы заметили, что необходимо искать более эффективные методы обучения связному рассказыванию, пересказу близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего, это приёмы, помогающие ребёнку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание.
Прежде чем начать работу, мы поставили перед собой ряд задач:
- Учить детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру;
- Развивать мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, память, при использовании схем, заместителей;
- Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместителей для обозначения персонажа;
- Уметь использовать схемы при пересказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов.
Нас заинтересовала статья А.Л. Венгера «О чём рассказывает сказка». В ней выдвигается идея о том, что читаемый ребёнку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий. Это и есть моделирование.
При работе по данному вопросу очень полезны следующие дидактические игры: «Что за предметы?»; «Скажи какой?»; «Кто больше узнает и назовёт?»; «Узнай по описанию»; «Узнай, у кого?».
Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качество, действия, побуждают к активному участию каждого ребенка высказывать своё мнение, обогащают словарный запас и представления детей о том или ином предмете.
Есть ряд игр, которые оказывают своё влияние на формирование последовательности действий персонажей путём раскладывания соответствующих картинок: «Кто знает, тот дальше продолжает»; «Где что можно делать?»; «Скажи, что сначала, а что потом?»; «Что было бы, если…»
(Привести пример о том, как однажды девочка сидела дома одна. В дверь кто-то постучал. Девочка не посмотрела в глазок и быстро открыла дверь…)
Есть ряд игр на формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец: «Свари компот» (С чего начнём и чем закончим); «Будем дежурить» (С чего начнём и чем закончим); «Одеваемся гулять» (С чего начнём и чем закончим).
Следующий важный раздел, которым мы занимаемся – это игры – драматизации, которые чаще всего мы проводим в вечерние часы. К одежде детей прикрепляем бейджики с изображением того или иного героя. Берём для драматизации, в основном, русские народные сказки. Для удобства запоминания сказку расписываем по ролям, то есть переделываем в пьесу, убирая весь лишний текст. В основном, остаются лишь диалоги и речь автора. Не прилагаем специальных усилий для того, что бы дети запоминали. Всем героям шёпотом подсказываю, то есть суфлирую. С большим желанием дети показывают разные сказки.
С помощью моделирования дети нашей группы уже приобрели некоторые навыки в пересказе литературных произведений, соблюдении логической последовательности, составлении описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, учатся подбирать слова, характеризующие предметы и явления, сочинять сюжетные рассказы из личного опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
консультация...
« Моделирование- как средство развития связной речи дошкольника»
« Моделирование- как средство развития связной речи дошкольника»Дети дошкольного возраста имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связно...
СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...
Моделирование как средство развития связной речи дошкольников
В данной консультации педагоги могут актуализировать свои знания и по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность, применив данный метод в работе с воспитанниками....
Метод моделирования как средство развития связной речи дошкольников.
Проектная деятельность в детском саду...
Консультация для педагогов "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
Развитие связной речи, овладение родным языком - сложнейшая задача дошкольного образования. Эффективный способ решения проблемы - моделирование, благодаря которому дети учатся обоб...
Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников. Консультация для воспитателей ДОУ
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером...