Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «Что хранится в сундуке. Народная игрушка матрешка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Романова Элла Валериевна

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой-матрешкой как символ русского народного искусства.

Задачи:

• Развивать интерес у детей к народной игрушке-матрешке;

• Познакомить детей с историей возникновения народной игрушки, формировать понятие из чего она сделана, как украшена, ее характерные особенности;

• Воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну;

• Расширять словарный запас детей: матрешка, народная игрушка, деревянная, расписная;

• Продолжать развивать мелкую моторику рук; воображение;

• Учить употреблять прилагательные в сравнительной и превосходных степенях сравнения (самая большая, меньше, самая маленькая);

Материал: Коллекция матрешек, иллюстрации матрешек, шаблоны матрешек (на каждого ребенка, краски, кисти, раскраски «Матрешки» (в уголок изодеятельности для самостоятельного раскрашивания).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «Что хранится в сундуке. Народная игрушка матрешка»

Разработала: воспитатель Романова Э.В.

МДОУ-Д/С №50 «ЧАЙКА»

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой-матрешкой как символ русского народного искусства.

Задачи:

• Развивать интерес у детей к народной игрушке-матрешке;

• Познакомить детей с историей возникновения народной игрушки, формировать понятие из чего она сделана, как украшена, ее характерные особенности;

• Воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну;

• Расширять словарный запас детей: матрешка, народная игрушка, деревянная, расписная;

• Продолжать развивать мелкую моторику рук; воображение;

• Учить употреблять прилагательные в сравнительной и превосходных степенях сравнения (самая большая, меньше, самая маленькая);

Материал: Коллекция матрешек, иллюстрации матрешек, шаблоны матрешек (на каждого ребенка, краски, кисти, раскраски «Матрешки» (в уголок изодеятельности для самостоятельного раскрашивания).

Ход занятия:

Занятие проходит в группе

Воспитатель встречает детей в русском сарафане.

-Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу! У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Давайте с вами угадаем, что в нем лежит.

-Чтобы узнать, что хранится в сундуке, отгадайте загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская… (матрешка).

Воспитатель достает из сундука матрешки.

Ой ты барышня-матрёшка,

Я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,

Разноцветная одёжка,

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир!

С. Иванов

И вместе с детьми рассматривает их. Затем матрешки выставляются в ряд друг за другом для сравнительной работы.

-Покажите мне самую большую матрешку.

-Какая матрешка меньше чем у меня.

-Какая матрешка самая маленькая?

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

-Однажды из Японии привезли игрушку-большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. И назвали ее в честь старинного русского имени Матрены. Так выглядела первая русская матрешка (показать иллюстрацию): в сарафане с белым передничком, цветастом платке и черным петухом в руках. А после этих кукол стали изготавливать в разных городах России. Каждый мастер расписывал матрешку по-своему, поэтому они такие разные и красивые.

-Как вы думайте, для чего делали эти матрешки? (Ответы детей)

-Сейчас матрешка-это нет только игрушка для детей, но и один из главных русских сувениров.

-Как вы думайте, из чего делали эти игрушки-куклы? (Ответы детей)

-Правильно, из дерева. Матрешка деревянная. Ее вытачивали из березы, липы, ольхи, осины. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. А когда кукла была готова мастер расписывал ее, т. е. украшал красками, разрисовывая ей сарафан, платок, Очень часто матрешек украшали крупными яркими цветами. Матрешка расписная.

Воспитатель с детьми рассматривают матрешек, отмечают узоры на сарафанах, цвета.

-Давайте и мы с вами создадим своих матрешек, такими же яркими и красивыми.

Творческая работа детей «Раскрась матрешку» (краски, кисти, шаблоны на каждого ребенка).

Оформление выставки детских работ.

Оформление выставки в мини-центре «Русская народная игрушка-матрешка».

Конспект занятие для второй младшей группы «Народная культура и традиции». Аппликация «Матрешка»

Декоративная аппликация «Наряды для матрешки»

Возрастная группавторая младшая (3-4 года)

Цель: учить детей выполнять декоративное изображение в аппликации.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать у детей чувства, желание помочь матрешке, сделать ей приятное, самостоятельность.

Изобразительная: учить детей выполнять декоративную композицию из геометрических элементов, кругов на силуэте матрешки.

Развивающая: обогащать знания детей об одежде, учить видеть декор, узор на одежде, развивать ориентировку на силуэте матрешки, глазомер, мелкую моторику рук.

Техническая: учить детей выкладывать декоративную композицию из готовых вырезанных воспитателем элементов и наклеить их аккуратно пользуясь клеем и салфеткой.

Оборудование: игрушка матрешка (3-4 штуки). Силуэты матрешек по количеству детей. Клей, кисти для клея, салфетки. Разноцветные круги из бумаги. Образцы педагога.

Роли: девочка-матрёшка.

Предварительная работа: дидактическая игра «Собери матрёшку», оформление выставки «День рождения у матрешки»

Ход:

1. Сюрпризный момент.

Под русско-народную мелодию («Русские матрешки» Музыка: В. Темнов; Слова: А. Осьмушкин) входит в группу девочка- матрёшка, танцует. Музыка останавливается, и матрёшка читает стих:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Разрумянилась немножко.

Кукла русская ….Матрешка

Воспитатель: «Ребята, вы узнали нашу гостью? (ответы детей).

Воспитатель обращается к матрёшке: «Матрёшка, мы тебя узнали. У нас даже есть такая игрушка в группе. Вот посмотри. (Воспитатель показывает игрушку-матрешку)

Матрешка: Здравствуйте ребята! (говорит грустным голосам матрешка)

Воспитатель: А почему же наша гостья такая грустная? Что случилось?

Матрешка: Да вот, мне грустно, потому что у меня нет нарядного платья. А матрешка должна быть красивой и яркой!

Воспитатель: Что же делать? Как помочь? (ответы детей) Ребята, а давайте для нашей матрешки сделаем красивое, яркое платье!

Воспитатель приглашает детей и матрешку к столу, чтобы приступить к работе, к аппликации. После того как дети сделали аппликацииматрешка хвалит детей и приглашает всех на чаепитие. Дети с матрешкой и воспитателем пьют чай с конфетами. Матрёшка была очень рада новому наряду и больше не грустила. Работы детей были представлены на выставке в холле.

Список использованной литературы:

1. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1977.

2. Лыкова, И. А. изобразительная деятельность в детском саду. М.: Карапуз-Дидактика, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия для детей средней группы "Опасные предметы дома".

занятие по теме "Ребенок и окружающий мир" в доступной ребятам форме помогает закреплять, систематизировать и обобщать знания детей об бытовых предметах, которые могут быть опасными....

Конспект занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи "Согласование прилагательных с существительными среднего рода"

Формирование грамматического строя речи - одна из основных задач в работе учителя-логопеда. Данный конспект поможет педагогам решить эту задачу интересным и увлекательным способом....

Конспект занятия для детей средней группы по социализации на тему:"В нашей группе все друзья"

Занятие по социализации для детей средней группы. Используются дидактические, словестные игры....

Конспект занятия для детей средней группы по трудовому воспитанию «Игрушки любят чистоту»

Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности. Содействовать овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее ме...

Конспект занятия для детей средней группы «Волшебная пуговица» Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными.

Конспект занятия для детей средней группы«Волшебная пуговица»Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными; развивать память, мышление, вниман...

конспект занятий для детей средней группы "знакомство детей с работой пожарника"

конспект занятий для детей средней группы "знакомство детей с работой пожарника"...