Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «Что хранится в сундуке. Народная игрушка матрешка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой-матрешкой как символ русского народного искусства.
Задачи:
• Развивать интерес у детей к народной игрушке-матрешке;
• Познакомить детей с историей возникновения народной игрушки, формировать понятие из чего она сделана, как украшена, ее характерные особенности;
• Воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну;
• Расширять словарный запас детей: матрешка, народная игрушка, деревянная, расписная;
• Продолжать развивать мелкую моторику рук; воображение;
• Учить употреблять прилагательные в сравнительной и превосходных степенях сравнения (самая большая, меньше, самая маленькая);
Материал: Коллекция матрешек, иллюстрации матрешек, шаблоны матрешек (на каждого ребенка, краски, кисти, раскраски «Матрешки» (в уголок изодеятельности для самостоятельного раскрашивания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dlya_detey_sredney_gruppy_po_priobshcheniyu_k_narodnoy_kulture.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «Что хранится в сундуке. Народная игрушка матрешка»
Разработала: воспитатель Романова Э.В.
МДОУ-Д/С №50 «ЧАЙКА»
Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой-матрешкой как символ русского народного искусства.
Задачи:
• Развивать интерес у детей к народной игрушке-матрешке;
• Познакомить детей с историей возникновения народной игрушки, формировать понятие из чего она сделана, как украшена, ее характерные особенности;
• Воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну;
• Расширять словарный запас детей: матрешка, народная игрушка, деревянная, расписная;
• Продолжать развивать мелкую моторику рук; воображение;
• Учить употреблять прилагательные в сравнительной и превосходных степенях сравнения (самая большая, меньше, самая маленькая);
Материал: Коллекция матрешек, иллюстрации матрешек, шаблоны матрешек (на каждого ребенка, краски, кисти, раскраски «Матрешки» (в уголок изодеятельности для самостоятельного раскрашивания).
Ход занятия:
Занятие проходит в группе
Воспитатель встречает детей в русском сарафане.
-Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу! У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Давайте с вами угадаем, что в нем лежит.
-Чтобы узнать, что хранится в сундуке, отгадайте загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрешка).
Воспитатель достает из сундука матрешки.
Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
С. Иванов
И вместе с детьми рассматривает их. Затем матрешки выставляются в ряд друг за другом для сравнительной работы.
-Покажите мне самую большую матрешку.
-Какая матрешка меньше чем у меня.
-Какая матрешка самая маленькая?
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
-Однажды из Японии привезли игрушку-большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. И назвали ее в честь старинного русского имени Матрены. Так выглядела первая русская матрешка (показать иллюстрацию): в сарафане с белым передничком, цветастом платке и черным петухом в руках. А после этих кукол стали изготавливать в разных городах России. Каждый мастер расписывал матрешку по-своему, поэтому они такие разные и красивые.
-Как вы думайте, для чего делали эти матрешки? (Ответы детей)
-Сейчас матрешка-это нет только игрушка для детей, но и один из главных русских сувениров.
-Как вы думайте, из чего делали эти игрушки-куклы? (Ответы детей)
-Правильно, из дерева. Матрешка деревянная. Ее вытачивали из березы, липы, ольхи, осины. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. А когда кукла была готова мастер расписывал ее, т. е. украшал красками, разрисовывая ей сарафан, платок, Очень часто матрешек украшали крупными яркими цветами. Матрешка расписная.
Воспитатель с детьми рассматривают матрешек, отмечают узоры на сарафанах, цвета.
-Давайте и мы с вами создадим своих матрешек, такими же яркими и красивыми.
Творческая работа детей «Раскрась матрешку» (краски, кисти, шаблоны на каждого ребенка).
Оформление выставки детских работ.
Оформление выставки в мини-центре «Русская народная игрушка-матрешка».
Конспект занятие для второй младшей группы «Народная культура и традиции». Аппликация «Матрешка»
Декоративная аппликация «Наряды для матрешки»
Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года)
Цель: учить детей выполнять декоративное изображение в аппликации.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у детей чувства, желание помочь матрешке, сделать ей приятное, самостоятельность.
Изобразительная: учить детей выполнять декоративную композицию из геометрических элементов, кругов на силуэте матрешки.
Развивающая: обогащать знания детей об одежде, учить видеть декор, узор на одежде, развивать ориентировку на силуэте матрешки, глазомер, мелкую моторику рук.
Техническая: учить детей выкладывать декоративную композицию из готовых вырезанных воспитателем элементов и наклеить их аккуратно пользуясь клеем и салфеткой.
Оборудование: игрушка матрешка (3-4 штуки). Силуэты матрешек по количеству детей. Клей, кисти для клея, салфетки. Разноцветные круги из бумаги. Образцы педагога.
Роли: девочка-матрёшка.
Предварительная работа: дидактическая игра «Собери матрёшку», оформление выставки «День рождения у матрешки»
Ход:
1. Сюрпризный момент.
Под русско-народную мелодию («Русские матрешки» Музыка: В. Темнов; Слова: А. Осьмушкин) входит в группу девочка- матрёшка, танцует. Музыка останавливается, и матрёшка читает стих:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Разрумянилась немножко.
Кукла русская ….Матрешка
Воспитатель: «Ребята, вы узнали нашу гостью? (ответы детей).
Воспитатель обращается к матрёшке: «Матрёшка, мы тебя узнали. У нас даже есть такая игрушка в группе. Вот посмотри. (Воспитатель показывает игрушку-матрешку)
Матрешка: Здравствуйте ребята! (говорит грустным голосам матрешка)
Воспитатель: А почему же наша гостья такая грустная? Что случилось?
Матрешка: Да вот, мне грустно, потому что у меня нет нарядного платья. А матрешка должна быть красивой и яркой!
Воспитатель: Что же делать? Как помочь? (ответы детей) Ребята, а давайте для нашей матрешки сделаем красивое, яркое платье!
Воспитатель приглашает детей и матрешку к столу, чтобы приступить к работе, к аппликации. После того как дети сделали аппликации, матрешка хвалит детей и приглашает всех на чаепитие. Дети с матрешкой и воспитателем пьют чай с конфетами. Матрёшка была очень рада новому наряду и больше не грустила. Работы детей были представлены на выставке в холле.
Список использованной литературы:
1. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1977.
2. Лыкова, И. А. изобразительная деятельность в детском саду. М.: Карапуз-Дидактика, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное планирование. Планы - конспекты занятий для детей средней группы.
Планы - конспекты занятий для средней группы....
конспект занятия для детей средней группы "Опасные предметы дома".
занятие по теме "Ребенок и окружающий мир" в доступной ребятам форме помогает закреплять, систематизировать и обобщать знания детей об бытовых предметах, которые могут быть опасными....
Конспект занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи "Согласование прилагательных с существительными среднего рода"
Формирование грамматического строя речи - одна из основных задач в работе учителя-логопеда. Данный конспект поможет педагогам решить эту задачу интересным и увлекательным способом....
Конспект занятия для детей средней группы по социализации на тему:"В нашей группе все друзья"
Занятие по социализации для детей средней группы. Используются дидактические, словестные игры....
Конспект занятия для детей средней группы по трудовому воспитанию «Игрушки любят чистоту»
Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности. Содействовать овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее ме...
Конспект занятия для детей средней группы «Волшебная пуговица» Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными.
Конспект занятия для детей средней группы«Волшебная пуговица»Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными; развивать память, мышление, вниман...
конспект занятий для детей средней группы "знакомство детей с работой пожарника"
конспект занятий для детей средней группы "знакомство детей с работой пожарника"...