"В гостях у сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon НОД45 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

Задачи:

  • Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.
  • Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.
  • Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.
  • Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.
  • Уточнить представление детей о том, что значит «уметь дружить».
  • Тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов, совершенствовать внимание, память, мышление.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Клубок, коробочка, картинки-пазлы к сказке, кувшин, обручи - 2, рисунок-раскраска.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята подойдите к книжному уголку, посмотрите какие красивые книги стоят на полочках. Какие книги вы узнали? (Ответы детей). Правильно, это действительно – сказки. Разные народы живут на земле и у каждого народа есть свои сказки, эти сказки сказочники записали в книги (показ книг на полке). В сказках есть «сказочные слова», песенки, повторы.

                               

  • Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)
  • Каждая из этих сказок учит «уму – разуму». Что значит «учить уму-разуму»? (Давать мудрые советы)

Воспитатель: Посмотрите, что это стоит на столе? (Сундучок). Правильно, но сундучок не простой, а волшебный. Давайте его откроем (пытаются открыть, но видят, на сундуке висит замок). А что бы открыть сундучок надо отгадать загадки:

  1.  Берегись болезнь любая:
    Грипп, ангина и бронхит.
    Всех на бой вас вызывает
    Славный доктор …. (Айболит)

          2.Из танцзала короля
           Девочка домой бежала,
           Туфельку из хрусталя
           На ступеньках потеряла.
           Тыквой стала вновь карета
           Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)

3.Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? (Медведь)

4.Уговаривала братца старшая сестрица

«Ты из лужицы не пей грязную водицу!»

Но не послушался мальчонка,

И превратился он в… (Козленка)        

Воспитатель: Вот и открылся наш сундучок, давайте посмотрим, что там внутри. (Вынимают картинки-пазлы). Давайте соберем картинку и узнаем, какая это сказка. (Дети собирают картинку и узнают сказку). Ну, теперь ясно, какая это сказка. Назовите её. (Это сказка «сестрица Аленушка и братец Иванушка)                          

Воспитатель: Ребята, а в коробке ещё что-то есть (вытаскивает клубок), это волшебный клубок и зовет он нас в гости в сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вы готовы? Ну, тогда вперед. Давайте с вами выложим дорогу «сказочными» камнями. Возьмите лист бумаги и превратите его в камушек вот так (показываю как делать), хорошо прижимайте пальчиками. Идите за мной, камушек кладите на дорогу и назовите свою любимую сказку.

  • Вот куда наш клубок закатился, к кому мы попали в гости? (мы попали в гости к Алёнушке и Иванушке)
  • С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой)
  • Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошли в поле сено убирать.)

Воспитатель: Давайте возьмем её с собою, она нам пригодится. Ой, клубочек-то укатился, пойдемте искать его. (Подходят к следующей картинке). А вот и наш клубок. Посмотрите, как клубок крутится, наверное, что-то случилось с героями сказки, давайте посмотрим.            

  • Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)
  • В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)
  • Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)
  • Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)
  • Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)
  • Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (Колдунья)
  • Можно ли сказать о колдунье, что она добрая?  Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)
  • Возьмите карточку, что на ней изображено? (Козлик, копытце)

Воспитатель: Пойдемте дальше, вон и клубок нас уже заждался (подходят к следующей картинке). Странно, ещё какой-то персонаж появился в этой сказке.  Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Встретили купца, который потом женился на Алёнушке). Возьмем её.

Воспитатель: Ребята, клубочек что-то шепчет, ну-ка я послушаю, он предупреждает нас, что путь к следующему сюжету будет не легким. Вы не боитесь трудностей? Ну, тогда в путь! (Ходьба по ограниченной поверхности, прыжки из обруча в обруч). Вот и пришли мы с вами на лужайку, присядьте, отдохните, да на картинку посмотрите.

  • Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).
  • Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).
  • Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).
  • Кто спас Аленушку? ( Купец).
  • Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? ( Поступок купца можно назвать хорошим, добрым)                              

Воспитатель: А вот и карточка. Как много набралось у нас карточек, давайте расставим их правильно по текущим сюжетам.

  • Ребята, можно рассказать сказку по этим карточкам? ( Можно)

                                 

  • Для чего в сказке даются мудрые советы? ( Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).
  • Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так?

( Победило добро)

Воспитатель: Ребята, клубочку очень понравилось с вами путешествовать, и он хочет с нами поиграть в игру «Веселое колдовство». Сейчас я вас всех заколдую (колдует), вы не сможете разговаривать, и будете отвечать жестами, действиями (вопросы самые разнообразные, например: изобрази весёлого человека, покажи, чем ты любишь заниматься и т.д.) В конце игры воспитатель «расколдовывает» каждого ребенка, дотрагиваясь до него рукой.

         Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это там стоит на пенечке? ( Кувшин). Этот кувшин, необычный, а волшебный. Мы сейчас с вами будем передавать его друг другу, и говорить прямо в него, каким должен быть добрый человек? Я начну, а вы продолжайте: добрый человек - отзывчивый, добрый человек – всегда поможет и т.д. (Дети продолжают синонимический ряд, подбирая определения-характеристики).

Воспитатель: Вот и наполнился наш кувшин до верху, молодцы! И нам всем стало приятно от этого. Ребята, чтобы вы не забывали сказку, клубочек дарит вам вот эти раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Гость группы "В гостях у сказки"

Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...