Городская гостиная "Развиваемся вместе" для родителей, воспитывающих детей с овз.
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шушпанова Екатерина Ивановна

В материале говорится о методике Т.Н. Новиковой-Иванцовой, как вызывать звуки у неговорящих детей, этапы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskaya_gostinaya.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Городская гостиная «Развиваемся вместе» для родителей, воспитывающих           детей с овз.

   Уважаемые родители, хочу познакомить вас методикой развития речи для неговорящих детей. Ее автор Тамара Никифоровна Новикова-Иванцова. В основе ее методики лежит пение. Полностью ее название звучит как методика формирования языковой системы(МФЯС). Эта методика направлена на исправление задержек в речи, которые могут возникнуть при алалии, проявлениях заикания, интеллектуального развития, синдрома Дауна, раннем детском аутизм е и прочее. Нужны две вещи, чтобы ребенок заговорил: социум и предметная деятельность. А ребенок не говорит. Автор этой методики предлагает обратиться к онтогенезу. В онтогенезе существуют законы развития речи: гуление, лепет, фраза, связная речь. Т.Н. Новикова-Иванцова свою работу строит по онтогенезу, она говорит, что нужно начинать с формирования интонационной основы речи. А она, формируется еще в гулении( голос, интонация, модуляция). С этого момента начинается работа с неговорящими детьми. В онтогенезе 1 этап-гуление. Гуление- это явление биологическое, оно есть у всех- у глухих и слепых, и умственно отсталых. А вот  лепет-это  уже социальное явление и появляется только когда ребенок дозревает до определенного момента, и у него есть среда(общение). В лепете уже есть интонация, ритм, есть звуки, которые присущи данному языку. Сначала лепетные  цепочки однородные и длинные. Чем неоднороднее они становятся тем ближе к слову. Короткие лепетные цепочки-это уже прообразы слов. К 2 годам должна быть фраза. Если в 3 года у ребенка нет фразы, нет общения, нет коммуникаций, значит не развивается мышление. Нет речи-формируется вторичное интеллектуальное нарушение . К 5 годам уже есть интеллектуальное нарушение, если нет речи. Данная методика, автором которой является Тамара Никифоровна, предлагает вызывание звуков через пропевки. Она говорит что работа очень энергозатратная, длительная (1 период-до 8 месяцев), но всегда дает результат. Самый 1 этап важный и главный-нужно получить произношение. Начинается работа с гласных звуков переднего ряда(а, о, у, э, ы, и). Обязательно: поем вместе с ребенком сопряженно, включать в работу все анализаторы( зрительный, слуховой, тактильный), чтобы ребенок слышал, ощущал, видел.

Оборудование: 2 прищепки, картинки символы звуков, определенная музыка.                                                Как работать:    

  1. Показываете ребенку картинку-символ, говорите как рыдает Аня «а-а-а.»               Прищепляете картинку-символ звука на прищепку на грудь.                                          
  2. Указательным пальцем держим подбородок (артикуляция звука) и под музыку вместе с ребенком поем «а-а-а-а..»
  3. Руку положить на горлышко (тактильные ощущения) под музыку пропеваем звук.                                                                                                                                                                                     Тоже самое пропеваем, только руку на грудь ( тактильные ощущения).    
  4. Затем все эти упражнения делаем сидя.      
  5. Затем пропеваем и отхлопываем ритм под музыку.
  6. Как можно больше раз меняя положения пропевать звуки.          

А сейчас предлагаю посмотреть некоторые части занятий по методике Новиковой Иванцовой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома"

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома" посвящена вопросам физического воспитания детей не посещающих детские образовательные учреждения....

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Тема: «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью.»

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития .Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагогики. О...

Городская гостиная "Развиваемся вместе" для родителей, воспитывающих детей с овз.

В данном материале говорится о методике Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Рассказано как начинать работу с неговорящими детьми....

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (в рамках работы бесплатного консультативного пункта для родителей, воспитывающих детей дома «Сотрудничество»)

Адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном,  психологическом....