Педагогичекий опыт
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
воспитателя МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Жадеевой Натальи Валерьевны
Тема: «Развитие речи детей ОНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Велика роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Речь является сложным психическим процессом и уникальным инструментом познания мира, который формируется у ребенка в процессе его развития. В настоящее время наблюдается усиление неоднородности состава детей пред дошкольного возраста по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития, следовательно, дошкольники с речевыми нарушениями должны привлекать особое внимание специалистов. Отклонения в развитии речи - одна из причин недостаточной умственной активности и познавательной деятельности детей, что влечет за собой появление интеллектуально пассивных, «молчаливых» детей.
Проблема развития, коррекции и совершенствования связной речи дошкольников с ОНР одна из важнейших в современной логопедической и психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения - рациональная организация всего коррекционно-развивающего процесса, в котором в качестве основы может рассматриваться специально организуемая детская игровая деятельность, в том числе дидактическая игра, как своеобразный тренинг словесно-логического мышления.
Эта проблема подвела меня к мысли использования дидактических игр не только как средство реализации занимательности в обучении, но и в качестве фактора, повышающего уровень речевого развития дошкольников.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть. Детский сад совместно с семьей является первым звеном системы по развитию речи дошкольников, поэтому не случайно перед воспитателями встает задача формирования речевой деятельности детей. Уровень развития речи детей в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по развитию речи детей. Если в группе будет создана система работы по развитию речи детей совместно с их родителями через дидактическую игру, то уровень развития речи детей дошкольного возраста возрастет, обогатится и расширится словарь, усовершенствуется звуковая культура речи детей и развитие монологической и диалогической речи.
В результате своей практической деятельности выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому веру в возможность движения вперед.
Теоретическая база опыта.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. (1, с 32)
Ещё в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная и рассудочная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Такая игра была редчайшим исключением. Постепенно утвердилось мнение, что учение - это тяжелый труд, предполагающий естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Во всем мире такая картина просуществовала до конца XIX столетия. Сам термин «дидактические игры», под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф. Фребель и М. Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они стали проникать и в начальную школу, принимая сначала форму игровых приемов в обучении. В России только в 1960-е гг. - в период либерализации общественной жизни - начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая С.Л. Соловейчиком.(3, с 92)
Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материалами; самостоятельным творческим играм детей не придается значения.
Изучая методическую литературу, опыты известных педагогов таких как: C.Л Новоселова (5), Е.И. Удальцова (6), А.К. Бондаренко (2) , по данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее.
В дидактической игре отчетливо просматривается двойственный характер: при объяснении игры для детей главное - сама игра, а для педагога главное - дидактический результат (методическое значение игры).
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы, воспитания и обучения.
Основной целью моего педагогического опыта является развитие речевой активности детей, повышению результативности коррекционной работы посредством дидактических игр.
Для достижения поставленной цели мной были решены следующие задачи:
- Изучить методическую литературу по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры в условиях введения ФГОС ДО.
- Создать и накопить материал по теме.
- Познакомить дошкольников с дидактическими играми по развитию речи.
- Организовать работу с родителями (проведение родительских собраний, бесед, оформление памяток).
В течение двух лет мною велась работа по активному использованию во всех режимных моментах дидактических игр в группе с ОНР. Дети с ОНР, как правило, дети с отклонениями и в эмоциональной регуляции. Поэтому необходимо заинтересовать их в выполнении задания, а так как ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра, то одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к игре. Я столкнулась с проблемой - уровень развития речи не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой мною была выбрана дидактическая игра, разработка авторских дидактических игр как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство и внедрение их в работу с детьми с ОНР. Новизна опыта заключается в том, что применение именно разработанных собственных дидактических игр, можно и нужно использовать с детьми для повышения эффективности обучения и развития речи детей ОНР.
С целью оптимизации процесса развития речи дошкольников я стала использовать дидактические игры:
Словесные игры направлены, прежде всего, на развитие речи детей. Именно во время такой игры у ребят проявляется интерес к окружающему миру, формируются представления о всевозможных явлениях природы. Дети учатся не только устанавливать связи между некоторыми предметами, но и понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. («Скажи какой?», «Закончи предложение», «Эхо», «Что делают? Что делает?», «Один-много»)
Игры игрушками и предметами
Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование её содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. У детей с дефектами речи преобладает наглядно – действенное восприятие, т.е. показ предмета - игрушки действует на ребенка сильнее, чем слово. При рассматривание предметов внимание детей нужно обращать не только на название, но и название его частей. («Опиши предмет», «Не ошибись», «Кто пойдёт, пусть возьмёт!», «Похож - не похож»)
Настольные игры всегда и любимы детьми, и интересны им, и полезны. Существует множество настольных речевых игр — и различные «ходилки», и домино, и лото, кубики с условными значками. Это игры для развития словаря, связной речи, фонематического восприятия, грамматического строя речи ребенка, воображения и мышления, внимания и восприятия. («Весёлые пингвины», «Откуда хлеб на столе», «Любимые сказки» и др.)
Основным компонентом игровой технологии я считаю непосредственное и постоянное общение педагога и детей.
Дидактическая игра это и есть метод обучения, который включает в себя дидактическую задачу, игровые правила и действия.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведению и анализ.
Для того что бы у детей возник интерес к игре, я использую различные приёмы - сюрпризы, загадки, считалки и т.д. Секрет дидактической игры заключается в том что, обучая, сохраняется сам вид деятельности – игра. В процессе игры стараюсь подбадривать детей, поддерживать шутки, вселять уверенность, поощрять, отмечать удачные решения.
Планируя свою работу с детьми, я подбираю дидактические игры для образовательной деятельности, соответствующие материалу. При проведении игр учитываю индивидуальные особенности ребёнка, дети с ОНР мало и плохо разговаривают, поэтому я пытаюсь привлечь их к разговору, высказываниям, повторению правил.
Мною составлена картотека дидактических игр по лексическим темам: «Мы встречаем осень золотую», «Новый год», «Моя дружная семья», «Транспорт», картотека стихов в режимных моментах способствующих развитию речи детей.
С педагогическим коллективом ДОУ выстроила систему работы. Дидактические игры успешно используются не только воспитателем в различных режимных моментах, но и на занятиях с логопедом. Активно привлекаю родителей к коррекционно-развивающей работе через систему индивидуальных консультаций, методических рекомендаций для успешной коррекции звукопроизношения. Для педагогов и родителей систематически подготавливаю информационно-консультативный материал; группа оснащена необходимыми пособиями, методической литературой, приобретены дидактические игры – «Что где растёт», «Кто, где живёт», «Четвёртый лишний», «Кто в домике живёт», «Профессии», и др. (Приложение 3) , разработала и изготовила игры с прищепками - домашние и дикие животные; лото - одежда, спорт и здоровье, дидактические игры с разрезными картинками - лето, цветы, фрукты, овощи, транспорт; игры на звуковую культуру речи – «Рыбка», «Трудные звуки», «Божья коровка»; игры – сказки для развития речи – «Подуй на шарик, вспомни сказку», «Расскажи сказку»; игры «ходилки» (Приложение 4)
Использую ИКТ для проведения дидактических игр «Весёлый счёт», «Скажи по-другому», «Большой-маленький», «Скажи-наоборот» и т.д.
Каждый день я занимаюсь с детьми дидактическими играми в процессе которых дети сами того не замечая, овладевают знаниями, обогащается их словарный запас. В конце каждой игры спрашиваю, понравилось ли детям играть, и обещаю, что в следующий раз мы будем играть в новую игру, она будет ещё интересней. Тем самым у детей появляется ещё больше заинтересованности к дидактическим играм.
Активно пользуюсь сайтами по дошкольному воспитанию и образованию:
- Сайт «Учительский портал», где представлены различные игры, интересный материал для занятий, планирование, рабочие программы и т.д. www.uchportal.ru
- Сайт «Дошкольник» готовые презентации, коллекция стихов, коллекция игр и т.д. http://doshkolnik.ru
- Сайт «Маам» на котором можно найти развлечения, игры, работа с родителями, конспекты занятий, мастер-классы, доклады, педсоветы, методические объединения в ДОУ, профессиональные конкурсы. www.maaam.ru.
- Сайт «Мерсибо» https://mersibo.ru/ Развивающие игры для детей от 2 до 8 лет, вебинары для специалистов.
Благодаря выше перечисленным сайтам я нахожу дополнительный материал к дидактическим играм, наглядный материал (картинки, иллюстрации), а также пользуюсь играми размещенные на сайтах.
Моя работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. В связи с этим провожу:
- беседы;
- открытые занятия и праздники;
- круглые столы
- консультации;
- тематические встречи;
- наглядная информация в родительских уголках.
В ходе проделанной мною работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать, как образовательные задачи способствующие развитию речи детей ОНР, так и задачи активизации познавательной деятельности.
Анализ результативности.
Проведя диагностику уровня развития речи детей, 2017 и 2018 гг. выявилась позитивная динамика уровня знаний детей на 2018 год, 20% - сформирован , 54%- частично сформирован, 26% - не сформирован. (Приложение 1)
Исходя из этого, можно сделать вывод, что дидактические игры оказали положительное влияние на речь детей в целом. В дидактической игре дети не только получали новые знания, но также обобщали и закрепляли их. Дидактическая игра выступала одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.
Таким образом, дидактические игры и упражнения в логопедических группе, способствовали развитию речевой активности детей и повышению результативности коррекционной работы целом.
По данной теме опыта активно участвую в работе детского сада: выступаю на педагогических советах, семинарах, консультациях, в детских праздниках, показываю мастер-классы для педагогов.
Награждена грамотой за активное участие в муниципальном конкурсе методических разработок «Мир, в котором я живу!», где мною была разработана дидактическая игра «Найди дом животному».
Мною опубликована работа во всероссийском сетевом издании «Дошкольник. РФ»- Развитие речи детей через дидактическую игру.
Получен сертификат участника Республиканского конкурса «Старт в профессию», грамота победителя в конкурсе «Ступени мастерства», где своё отражение нашли применение дидактических игр.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому нужно укреплять связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого развития дошкольника.
К сожалению, многие родители не умеют правильно использовать дидактические игры для развития речи. В связи с этим необходимо организовать работу для родителей совместно с детьми ОНР по использованию дидактических игр (показ речевых игр, выступления родителей с детьми с показом игр, изготовление брошюр)
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный опыт можно применять в условиях ДОУ, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, так как опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком. Кроме того, дидактические игры планируются и организуются как в ДОУ, так и в игровой деятельности детей дома, где они могут играть по желанию как всей семьёй, с одним родителем или же индивидуально.
Список использованных источников
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада.-2-е изд., дораб. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.
3.Борзова Л.П.. Игры на уроке истории: Метод, пособие для учителя. 2003.- 160с.
4.Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. Издательство: Сфера, 2016.- 176с.
5. Игра дошкольника. / Под ред. С.Л.Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
6. Удальцова Е. И.. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск: Народная асвета,1999. - 128 с.
Приложение 1
Приложение 2
Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактических игр
«Путешествие во фруктовый сад»
Цель: продолжить работу по расширению и уточнению представлений детей о фруктах используя дидактические игры, развивать и активизировать у детей слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление; мелкую моторику рук, пассивный и активный словарь детей.
Задачи:
1. Образование В.п. единственного числа существительных; уменьшительно— ласкательной формы существительных; прилагательных от существительных.
2. Учить согласовывать количественные и порядковые числительные с существительными.
3. Продолжать учить собирать целое из частей; развивать зрительное восприятие, внимание; моторику пальцев рук.
4. Составление описательного рассказа о фруктах по предложенной схеме (использование мнемотаблицы).
Ход занятия:
I. Вводная часть
Психогимнастика «Я твой друг и ты мой друг!»
Собрались все дети в круг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
II. Основная часть.
— Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик! Ой, ребята, посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем, хотите узнать, что в нём написано?
«Всех ребятишек приглашаю к себе в гости во фруктовый сад!»
— Интересно, кто же мог это написать? А узнаем мы того, кто приглашает нас к себе в гости тогда, когда отгадаем загадку:
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей).
— Ну, что, вы согласны пойти в гости к воробью Чику? А чтобы быстрее нам попасть к нему, мы должны превратиться в птичек. У меня есть волшебная палочка, которая вас превратит в птичек. Я сейчас скажу волшебные слова, и вы сможете полететь: Крабе — мабле — бумс! Полетели… Крабе — мабле — бумс! Прилетели…
Чик: — Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть! В нашем фруктовом саду растёт много-много деревьев, на которых растут яблоки, груши, сливы и вишни, лимоны. Мы, птицы, следим, чтобы вредители — гусеницы не поедали листики и плоды. Только вот одна беда случилась у нас: злая Кикимора заколдовала наш сад и сказала, что его может расколдовать только тот, кто правильно выполнит все её задания. Ребята, помогите спасти наш сад и его жителей!
Игра «Сказочное дерево»
Кикимора заколдовала дерево в саду, если мы его расколдуем, то сможем войти во фруктовый сад.
Выставляется дидактическое пособие «Дерево», к его веточкам прикреплены картинки с изображением различных фруктов.
Речевой материал: Это груша, это яблоко, это лимон …
Я сорвал грушу, я сорвал лимон, я сорвал яблоко…
Игра «Ласковое словечко»
Злая Кикимора не знает ласковых слов. Давайте попробуем её научить ласковым словам, может она добрее станет.
(Каждый ребёнок ловит мяч и называет ласково фрукт по заданию воспитателя).
Речевой материал: Груша — грушка, яблоко — яблочко, банан-бананчик, лимон — лимончик, апельсин-апельсинчик.
Игра «Консервирование фруктов»
Кикимора решила оставить жителей сада без запасов. Она собрала фрукты в ящики и хотела их все съесть сразу, но не смогла, потому что их было очень много. Если фрукты так будут лежать очень долго, они могут испортиться. А чтобы они не испортились их нужно законсервировать. Как вы думаете, что можно приготовить из фруктов? (Варенья, компоты, повидла, соки).
(Картинка с изображением банки сока и варенья).
Речевой материал:
сок из яблок - яблочный, варенье - яблочное.
сок из груш - грушевый, варенье - грушевое.
сок из лимона - лимонный, варенье - лимонное.
сок из сливы - сливовый, варенье - сливовое.
сок из ананаса - ананасовый, варенье - ананасовое.
Физкультминутка
«Яблоко»
Вот так яблоко! (Встали)
Оно (Руки в стороны)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс)
Руку протяните, (Протянули руки вперед)
Яблоко сорвите. (Руки вверх)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко! (Встали)
Оно (Руки в стороны)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс)
Игра «Весёлый счёт»
Кикимора хочет проверить, как вы умеете считать.
Речевой материал: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.
Один апельсин, два апельсина, три апельсина, четыре апельсина, пять апельсинов.
А вот и следующее задание от Кикиморы
Игра «Разрезные картинки»
Воспитатель просит детей сложить части картинок фруктов в одно целое. Далее воспитатель побуждает детей к называнию полученного фрукта.
Спасибо ребята и с этим заданием вы справились, смотрите злая Кикимора превратилась в добрую Фею, теперь она будет всегда творить только добрые дела. Давайте для Кикиморы составим рассказ о фруктах, она с удовольствием послушает.
«Составление описательного рассказа о фруктах».
Воспитатель дает образец описание фрукта, используя схему; форма, цвет, вкус, что из него можно приготовить.
Речевой материал: Это яблоко, красного цвета. Оно круглой формы. По вкусу яблоко кислое или сладкое. Растёт в саду. На ощупь твёрдое. Из него можно приготовить компот, сок, варенье, повидло, добавить в начинку для пирога.
Это груша, жёлтого цвета. Она треугольной формы. По вкусу груша сладкая. Растёт в саду. На ощупь твёрдая или мягкая. Из неё можно приготовить компот, сок, варенье.
Это банан, жёлтого цвета. Он овальной формы. По вкусу банан сладкий. Растёт в саду. На ощупь мягкий. Из него можно приготовить сок, варенье.
— Какие вы молодцы, ребята! Вы расколдовали сад и спасли его жителей!
Кикимора и воробей Чик решили отблагодарить вас за ваше старание и всех угощают фруктами из своего сада — наливными яблочками!
III. Подведение итогов.
— Ребята, мне очень понравилось с вами играть, а вам?
О чём сегодня говорили?
Кто нам задавал задания?
Какие задания вам понравились больше других?
Какие задания были для вас сложные?
Приложение 3
Дидактические игры «Что где растёт?», «Кто, где живёт?»
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Дидактическая игра «Профессии»
Приложение 4
Дидактическая игра «Найди дом животному»
Лото «Спорт и здоровье»
Лото «Одежда»
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дидактическая игра «Рыбка» Дидактическая игра «Божья коровка»
Дидактическая игра «Трудные звуки»
Дидактическая игра «Подарки»
Дидактическая игра «Весёлые пингвины»
Дидактическая игра «Подуй на шарик, вспомни сказку»
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Опыт семейного воспитания.Папка-ширма "Опыт экологического воспитания"
Какими вырастут наши дети, зависит от нас.Как научить любить природу, заботиться о ней, приумножать,а не только брать.Об этом делятся своим опытом родители одной из моих воспитанниц.Думаю, что информа...
«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...
Доклад "Эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению их педагогичекой компетентности"
Доклад о работе с родителями, который раскрывает формы и методы сотрудничества с родителями в ДОУ...
Сценарий педагогичекого совета
laquo;Инновационная деятельность как ресурс развития образования»Ну что в работе педагога можно определить как инновационная деятельность? И простой, и сложный вопрос одновременно. С одной стор...
Педагогичекий проет "Здравствуй, детский сад!"
Паспорт проекта «Здравствуй, детский сад!»Тип проекта: информационно-творческийВид проекта: долгосрочный (4 месяца)Срок реализации: 02.09-27.12 2019 г.Участники проекта: воспитатель, дети ...
педагогичекая ситуация
Все помнят со школы смешной рассказ по картинке, о том, как кот стащил сосиски со стола, пока мальчик отшел за чем- то. В итоге коту досталось от мальчика...Все детские пересказы сводились к том...