Доклад "Эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению их педагогичекой компетентности"
консультация на тему

Доклад о работе с родителями, который раскрывает формы и методы сотрудничества с родителями в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению их педагогической компетенции»

ЧДОУ Детский сад № 99 ОАО «РЖД»

воспитатель Гордеева М.В.

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни ребёнка, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

 В соответствии с Законом РФ «Об образовании» одной из основных задач, стоящей перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при проектировании системы взаимодействий ДОУ и семьи. Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики, особенно это важно в период, когда родители впервые приводят малыша в детское учреждение. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.
Они построены по типу игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей это в первую очередь - общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п.

Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок. Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогами ДОУ.

Таким образом, самым важным является принцип взаимодействия с родителями, который должен носить целенаправленный, систематичный, плановый характер. К взаимодействию с родителями необходимо подходить дифференцировано с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, необходимо учитывать и возрастной характер взаимодействия с родителями при этом соблюдая доброжелательность и открытость.

В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями в период адаптации, цель которых - установление доверительных отношений, объединение в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. 

В первый раз мы знакомимся с детьми и их родителями в День открытых дверей. Родителям предоставляется возможность выяснить все интересующие их вопросы, связанные с адаптацией ребенка к ДОУ. Во время посещения Дня открытых дверей родители задают вопросы, предлагают свои варианты их решения. Также в форме дискуссии обсуждают общую для них проблему адаптации детей, обмениваются друг с другом опытом семейного воспитания своего ребенка. В свою очередь, предлагаю родителям заполнить анкету «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?», содержащую вопросы о поведении ребенка дома, его познавательной и игровой активности. Благодаря анкете мы получаем дополнительную информацию о степени готовности ребенка к поступлению в детский сад. В День открытых дверей я предлагаем родителям поучаствовать с детьми в развивающих играх, организованных на участке для прогулки: «Поймай мяч», «Назови свое имя», «Передай другому». Задачей таких игр является формирование эмоционального контакта и доверительных отношений детей и воспитателя и родителей. Я стремлюсь сократить дистанцию между детьми и педагогом до уровня отношений с близкими ему людьми, чтобы это общение стало естественным продолжением эмоциональных связей, существующие в его семье.

Родительское собрание - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической компетентности родителей и формирования родительского коллектива. Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Поэтому нашла выход из этого положения в изменении форм и методов проведения, попыталась построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания могут проводиться в форме дискуссий, круглых столов, КВН, викторин, частью собрания может быть и совместная творческая деятельность детей и родителей. Мной было проведено родительское собрание в нетрадиционной игровой форме. Сначала проводила игру «Знакомство» - родители передают по кругу «мягкое солнышко», высказывая при этом свои пожелания для дальнейшей совместной работы с педагогами. Затем предложила родителям вспомнить свое детство и «прожить один день в детском саду». Для создания уютной атмосферы подобрала спокойную музыку, которая располагает к неформальному общению, родители общались друг с другом по имени в уменьшительно - ласкательной форме, которая привычна в обращении с детьми. Родители выполняли упражнения детской утренней гимнастики, участвовали в игровой деятельности, пользовались дидактическим материалом. Посредством таких игр каждый из родителей познакомился с распорядком дня в группе, с играми и игрушками, предназначенными для детей младшего возраста. Все это, конечно же, способствует сплочению дружного родительского коллектива. Также на родительских собраниях использую показ видеозаписи деятельности детей, фрагменты образовательных ситуаций, детских творческих выступлений, мультимедийные презентации реализованных с детьми образовательных проектов. Именно поэтому процент посещения собраний заметно вырос.

С некоторыми родителями проводила подгрупповые и индивидуальные консультации с целью помочь им в разрешении проблемных вопросов по адаптации ребенка: «Как подготовить ребенка к детскому саду?», «Как избежать осложнений в адаптации?», «Режим дня для ребенка» и др. 

Немаловажное значение в работе с родителями имеет действующий детско-родительский клуб «Навстречу друг другу», который строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В этом году родителями обсуждались темы «Правила жизни моего ребенка» и «Растим малыша здоровым». Родители высказывали свои мнения о здоровом образе жизни ребенка, рассказывали о своей работе в семье по укреплению здоровья малыша, давали друг другу советы. В ходе обсуждения затрагивали и вопрос о закаливании ребенка в младшем возрасте. Этот вопрос вызвал у них дискуссию, кто-то был «за», кто-то «против» использования методов закаливания в детском саду. 

В период адаптации были подготовлены консультации для родительского уголка, в который помещается практический материал: советы родителям по адаптационному периоду, информационные листы-памятки «Адаптация. Что это такое?», «Алгоритм прохождения адаптации», а также папки-передвижки «Я иду в детский сад», «Проблемы адаптации», «Первые шаги в детском саду». Практический опыт показывает, что использование нетрадиционных форм работы с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями. 

Для поддержки интереса родителей к успехам и достижениям своего ребёнка, к воспитательно-образовательной работе, проводимой в ДОУ, периодически оформляются стенгазеты. Так, живой интерес вызвали стенгазеты «День семьи», «Мы играем», «Мои домашние питомцы» и др.

Актуализировать, попытаться применить свои педагогические знания на практике помогают родителям семинары-практикумы. В процессе игр, выполнения заданий участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью педагогов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.  Так, в ходе семинара-практикума «Гармоничный ребёнок: в контакте с собой и с родителями» мамы и папы воспитанников не только узнали много нового об эмоциональном развитии своего ребёнка, его особенностях, но и приобрели навыки общения, сотрудничества с ним, выбрали конструктивные формы взаимодействия, основанные на желании эмоционального сближенияДля включения родителей в игровое общение с ребёнком, оказания им помощи в построении партнёрских отношений с ребёнком в игре, создании игровой среды для малыша дома был проведён семинар-практикум «Играем вместе». Родители узнали, какие игрушки необходимы детям, правила их приобретения, научились использовать в игре бросовый материал и предметы-заместители.

Сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива, вовлечь в процесс совместной деятельности по развитию детей помогает привлечение их к реализации проектов. Совместные образовательные проекты «В гостях у книжки», «Народная игрушка» побудили родителей наших воспитанников к приобретению детских книг для семейного чтения, к созданию музея народной игрушки.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие требует огромной предварительной работы от педагога, оно позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. 

Проведение совместных досугов и праздников помогает педагогу в установлении партнёрских отношений с родителями воспитанников. Сначала на приглашение стать участниками какого-либо мероприятия откликалась лишь небольшая часть родителей. После каждого проведённого досуга, праздника родителей-участников становилось всё больше. С большим увлечением дети и родители принимали участие в совместных праздниках и досугах: «Мамочка, любимая моя».   Удалось привлечь мам к показу нашим малышам кукольного спектакля русской народной сказки «Рукавичка», удовольствие получили и «артисты», и зрителиБольшую помощь оказывали родители и в подготовке мероприятий: шили костюмы, изготовили перчаточные куклы из фетра. Совместный досуг не только объединил родителей и детей, но и создал атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала, детей и родителей.

Принимая участие в совместных конкурсах и выставках поделок, родители обнаружили в себе таланты и творческие способности, о которых даже не догадывались. Так, очень интересно прошёл конкурс детско-родительских поделок на тему: «Морской бриз», «Осеннее настроение». Яркие, красочные поделки украсили прихожую группы детского сада, объединив совместной творческой деятельностью детей и взрослых. Море воображения и фантазии применили родители и дети, изготавливая поделки из природного материала «Осенние фантазии». Родители признались, что им очень понравилось изготавливать поделки вместе с ребёнком, с пользой проводя часы вечернего досуга.

В последнее время нами чаще стала использоваться такая форма взаимодействия с семьями воспитанников как акция. Были проведены акции «Книга в подарок группе», «Цветущий участок», название которых полностью раскрывает их содержание. В ходе акций родителям как участникам предоставляется возможность показать ребёнку личный пример положительного отзывчивого поведения.

Конечно, формирование родительской компетентности, вовлечение семей воспитанников в жизнь детского коллектива, сплочение родительского коллектива единомышленников – это процесс длительный и кропотливый, требующий терпеливого следования выбранной цели, который продолжается и сейчас. Но уже система мероприятий и нетрадиционных форм работы даёт положительные результаты.

Благодаря проведенной работе можно сравнить прохождение адаптационного периода у детей из семей, посещавших наши мероприятия, и семей, не участвующих в них. Наблюдения показывают, что до взаимодействия с родителями процесс адаптации у детей протекал довольно длительно, много времени уходило на организацию совместной деятельности с ребенком, на включение его в новую жизнь ДОУ и группы, на привыкание к распорядку дня, на общение со сверстниками. Дети же, чьи родители участвовали в нашей совместной работе, значительно легче адаптируются к условиям детского сада. Они ведут себя более спокойно, период привыкания сокращается, они быстрее начинают полноценно посещать группу, активно и с интересом включаются в образовательный процесс. 

Считаю, что если такая совместная работа с родителями станет доброй традицией, то в лице родителей мы будем иметь хороших союзников во всех начинаниях дошкольного учреждения. 

Практический опыт показывает, что использование нетрадиционных форм работы с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы и методы сотрудничества с родителями в период адаптации детей к ДОУ.

В моей работе описаны формы и методы сотрудничества с родителями в период адаптации детей к ДОУ....

«Эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению их педагогической компетенции»

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» одной из основных задач, стоящей перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка&raq...

« Эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие их педагогической компетенции»

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» одной из основных задач, стоящей перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка&raq...

Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2019-2020 годы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения ка

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...