Конспект НОД по развитию речи «Весна идет, весне дорога»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Калючина Татьяна Гаринулловна

Конспект НОД по развитию речи «Весна идет, весне дорога»

 

Цель: развитие связной речи у детей. 
Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихи, поговорки, скороговорки и загадки). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Словарная работа: подснежник, весняночка, веснушки, капель, проталинка.
Материал: Ширма, иллюстрации весны, музыка  с «голосами птиц», толстые и тонкие сухие ветки деревьев, таз с водой, 2 стакана, молоток, небольшая дощечка, мяч. 

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.часть

Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдём.

Дети: (здороваются и встают в круг).

 

2.часть

- Ребята, какое настало время года? Отгадайте:
Солнце ярче светит.
Дует теплый ветер.
Птицы с юга прилетели.
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла…
Сюрпризный момент: Стук в дверь (письмо)
Ребята нам письмо. Интересно от кого оно? Читает: (Дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла ли весна или всё ещё зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую и еще разобраться в некоторых заданиях ). Подпись: С уважением: Заяц.
Ну, что ребята, поможем Зайцу?
- Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! Тогда отправимся по тропинке.
- В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком. 
Звучит музыка. Подходят к экрану
- Какое время года изображено на экране? 
- Почему вы так решили? На этой картине лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето? 

Правильно, сегодня речь пойдёт о весне. С чего начинается весна?

 


Произошли ли какие - то изменения со снегом по сравнению с зимой?

 

 

 

Изменились ли деревья?

 

 

 

Что происходит с птицами?

 

 


Я расскажу весеннее стихотворение.
Сладко спит весна-царевна 
В белоснежном саркофаге. 
Спит, а скоро уж в долинах 
Солнце белый снег растопит. 
И пойдут бурлить потоки 
По долинам и оврагам 
Налетят лесные птицы 
Зашумят грачи, а с ними – 
Зацветут, зазеленеют, 
Оживут леса и рощи. 

(И.А. Бунин)
 Ребята, красивое стихотворение, правда? Оно похоже на сказку, я знала, что оно всем понравится, несомненно. Что вам запомнилось в этих строках? О чем это стихотворение?

 

- Молодцы!  Вот теперь я вижу, что вы справились с заданием.

 Прыгают скороговорки как караси на сковородке. 
Проговаривается чистоговорка [л]-[л’](воспитатель вместе с детьми)
Ла-ла-ла - к нам пришла.
Весна (Хлопают в ладоши.)
Пло-пло-пло - на дворе
тепло. (Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.) 
Пель-пель-пель - капает
капель. (Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.) 
Ля-ля-ля - расцветай, Земля! (Поднимают руки вверх и вращают кистями - «фонарики».)

Скороговорки на звук [Г] 
На дворе галка, на берегу галька. 
Нес Григорий пирог через порог.

 Стал на горох и упал на порог. 

Рано утром два барана барабанят в барабаны. 

***

Летит скворец - зиме конец.

Увидел скворца - весна у крыльца.

На горе на горе, весна на дворе.

Молодцы ребята!

А вы запомнили, сколько месяцев продлится весна? (март , апрель,май)

Давайте поиграем
Игра «Подскажи слово». (с мячом)

-Весной снег… (что делает) чернеет, тает, становится серым.

-Весной солнце… (что делает) греет, припекает, ласкает.

-Сосульки (что делают) тают на солнце.

-Весной солнце (что делает) пригревает, светит ярче.

-Почки на деревьях… набухают.

-Ручей … бежит, журчит, течёт.

-весной лёд на реке (что делает) тает, ломается, плывёт.

-На лесных полянках появляются… (что) первые проталины, подснежники, молодая травка.

-Птицы весной… (какие) звонкие, радостные, голосистые.

А сейчас игра на внимание «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.

Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.

- Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.).

Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя, солнечная).
Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! 
- Молодцы ребята и с этим заданием справились.

Физминутка «Пришла весна!»

Улыбаются все люди-весна, весна, весна!

(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду-красна, красна, красна.

(делают ритмичные повороты туловища)

По лугу лесу и полянке-идет, идет, идет.

(ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться-зовет, зовет, зовет.

(взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно-звенит, звенит, звенит.

(ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

(потирают ладони)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

(делают из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)

А теперь закройте глаза и прислушайтесь, о чем говорит лес? 
Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.
Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
- Молодцы! Вы все правильно отгадали. Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу? 

Молодцы ребята, вы всё правильно рассказали. Встретим, ребята, приход весны веселой игрой. 
Игра : Какое слово лишнее: Капель, проталина, урожай, сосулька. Подснежник, весна , листопад, грач. Таять, капать, набухать, заготавливать. Март, апрель, декабрь.

Игра «Составь слово из слогов» весна, грач, солнышко, снег, капель, ласточка.

Игра «Расставь звуки» (разрезные карточки -  р ,л, з,  ж ,ш и т. д.)

Отгадывают загадку

 

 

 

 

 

Дети: (весна). 

 

 

 

 

 

Дети: Конечно, поможем!

 

(дети – «Да!»)

 

 

 

Дети: - Весна!

 

 

Ответы детей (Солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло)

( Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали)

(Деревья стоят голые, но снега на них нет.На ветках можно заметить набухшие почки).

(Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны.Возвращаются перелётные птицы).

Слушают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это стихотворение можно назвать рассказом о том, как наступает весна, о ее основных признаках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

встают  в круг и передают мяч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(садятся за столы и отвечают на вопросы)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: - Конечно знаем, (рассказывают)

 

 

 

 

 

 

 

 

3.часть

Ребята, наше путешествие в лес подошло концу, пора возвращаться. Что нового вы узнали? Что запомнилось?

Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли зайцу понять, что наступила весна. И заяц нам за это, подарки оставил (раздает конфеты).

(ответы детей).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи «Весна идет, весне дорога»

Цель: развитие связной речи у детей. 
Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихи, поговорки, скороговорки и загадки). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Словарная работа: подснежник, весняночка, веснушки, капель, проталинка.
Материал: Ширма, иллюстрации весны, музыка  с «голосами птиц», толстые и тонкие сухие ветки деревьев, таз с водой, 2 стакана, молоток, небольшая дощечка, мяч. 

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.часть

Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдём.

Дети: (здороваются и встают в круг).

2.часть

- Ребята, какое настало время года? Отгадайте:
Солнце ярче светит.
Дует теплый ветер.
Птицы с юга прилетели.
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла…
Сюрпризный момент: Стук в дверь (письмо)
Ребята нам письмо. Интересно от кого оно? Читает: (Дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла ли весна или всё ещё зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую и еще разобраться в некоторых заданиях ). Подпись: С уважением: Заяц.
Ну, что ребята, поможем Зайцу?
- Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! Тогда отправимся по тропинке.
- В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком. 
Звучит музыка. Подходят к экрану
- Какое время года изображено на экране? 
- Почему вы так решили? На этой картине лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето? 

Правильно, сегодня речь пойдёт о весне. С чего начинается весна?


Произошли ли какие - то изменения со снегом по сравнению с зимой?

Изменились ли деревья?

Что происходит с птицами?


Я расскажу весеннее стихотворение.
Сладко спит весна-царевна 
В белоснежном саркофаге. 
Спит, а скоро уж в долинах 
Солнце белый снег растопит. 
И пойдут бурлить потоки 
По долинам и оврагам 
Налетят лесные птицы 
Зашумят грачи, а с ними – 
Зацветут, зазеленеют, 
Оживут леса и рощи. 

(И.А. Бунин)
Ребята, красивое стихотворение, правда? Оно похоже на сказку, я знала, что оно всем понравится, несомненно. Что вам запомнилось в этих строках? О чем это стихотворение?

- Молодцы!  Вот теперь я вижу, что вы справились с заданием.

 Прыгают скороговорки как караси на сковородке. 
Проговаривается чистоговорка [л]-[л’](воспитатель вместе с детьми)
Ла-ла-ла - к нам пришла.
Весна (Хлопают в ладоши.)
Пло-пло-пло - на дворе
тепло. (Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.) 
Пель-пель-пель - капает
капель. (Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.) 
Ля-ля-ля - расцветай, Земля! (Поднимают руки вверх и вращают кистями - «фонарики».)

Скороговорки на звук [Г] 
На дворе галка, на берегу галька. 
Нес Григорий пирог через порог.

 Стал на горох и упал на порог. 

Рано утром два барана барабанят в барабаны. 

***

Летит скворец - зиме конец.

Увидел скворца - весна у крыльца.

На горе на горе, весна на дворе.

Молодцы ребята!

А вы запомнили, сколько месяцев продлится весна? (март , апрель,май)

Давайте поиграем
Игра «Подскажи слово». (с мячом)

-Весной снег… (что делает) чернеет, тает, становится серым.

-Весной солнце… (что делает) греет, припекает, ласкает.

-Сосульки (что делают) тают на солнце.

-Весной солнце (что делает) пригревает, светит ярче.

-Почки на деревьях… набухают.

-Ручей … бежит, журчит, течёт.

-весной лёд на реке (что делает) тает, ломается, плывёт.

-На лесных полянках появляются… (что) первые проталины, подснежники, молодая травка.

-Птицы весной… (какие) звонкие, радостные, голосистые.

А сейчас игра на внимание «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.

Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.

- Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.).

Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя, солнечная).
Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! 
- Молодцы ребята и с этим заданием справились.

Физминутка «Пришла весна!»

Улыбаются все люди-весна, весна, весна!

(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду-красна, красна, красна.

(делают ритмичные повороты туловища)

По лугу лесу и полянке-идет, идет, идет.

(ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться-зовет, зовет, зовет.

(взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно-звенит, звенит, звенит.

(ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

(потирают ладони)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

(делают из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)

А теперь закройте глаза и прислушайтесь, о чем говорит лес? 
Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.
Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
- Молодцы! Вы все правильно отгадали. Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу? 

Молодцы ребята, вы всё правильно рассказали. Встретим, ребята, приход весны веселой игрой. 
Игра : Какое слово лишнее: Капель, проталина, урожай, сосулька. Подснежник, весна , листопад, грач. Таять, капать, набухать, заготавливать. Март, апрель, декабрь.

Игра «Составь слово из слогов» весна, грач, солнышко, снег, капель, ласточка.

Игра «Расставь звуки» (разрезные карточки -  р ,л, з,  ж ,ш и т. д.)

Отгадывают загадку

Дети: (весна). 

Дети: Конечно, поможем!

(дети – «Да!»)

Дети: - Весна!

Ответы детей (Солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло)

( Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали)

(Деревья стоят голые, но снега на них нет.На ветках можно заметить набухшие почки).

(Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны.Возвращаются перелётные птицы).

Слушают стихотворение

Это стихотворение можно назвать рассказом о том, как наступает весна, о ее основных признаках.

встают  в круг и передают мяч

(садятся за столы и отвечают на вопросы)  

Дети: - Конечно знаем, (рассказывают)

3.часть

Ребята, наше путешествие в лес подошло концу, пора возвращаться. Что нового вы узнали? Что запомнилось?

Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли зайцу понять, что наступила весна. И заяц нам за это, подарки оставил (раздает конфеты).

(ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Весна идёт! Весне дорогу!» (для подготовительной группы)

Игровое занятие  в подготовительной группе, закрепляет умение детей самостоятельно придумывать сказку....

Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе "Весна идет, весне дорогу!"

Цель: формирование положительно — эмоционального отношения к красоте весенней природы.Задачи:1. Уточнить и систематизировать представле...

Конспект занятия по развитию речи по теме «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ...

Конспект ООД по развитию речи на тему: « Весна идет, весне дорога». (подготовительная к школе группа)

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.Задачи:Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи на тему:«Весна идет, Весне дорогу» подготовительная группа

КОНСПЕКТ занятия  по развитию речи на тему:«Весна идет, Весне дорогу» подготовительная  группа...

Конспект ООД по развитию речи на тему: « Весна идет, весне дорога»

Цель: создание условий для развития связной речи у детей в процессе творческого рассказывания по теме «Весна»....