НОД по речевому развитию "Рассказывание по картине" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Никитина Ирина Александровна

Составление рассказа по картине «Зима» (С.А.Куприянов)

Интеграции о.о.: познавательное развитие, физическое развитие.

Задачи: Учить детей рассматривать пейзажную картину, испытывать эстетические чувства. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение. Воспитывать любовь к родной природе.

Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassskazyvaeie_po_kartine_zima.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие «Зимний лес»

Составление рассказа по картине «Зима» (С.А.Куприянов)

Интеграции о.о.: познавательное развитие, физическое развитие.

Задачи: Учить детей рассматривать пейзажную картину, испытывать эстетические чувства. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение. Воспитывать любовь к родной природе.

Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые

Логика образовательной деятельности:   Доброе утро дети!  

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

В кругу в-ль показывает снежинку:

-Ребята, сегодня в гости к нам прилетела снежинка. Посмотрите какая она волшебная, красивая. А слетела она к нам с одного дерева, про которое я вам хочу прочитать стихотворение. Хотите послушать? (да). Тогда усаживайтесь на стульчики и приготовьтесь слушать (дети садятся).

Это стих-е написал Сергей Есенин, называется оно «Береза». А вы закройте глаза и представьте, что вы проснулись очень рано и смотрите в окно. Утро розовеет  от восходящего солнца. А перед окном береза такая, какую увидел ее Сергей Есенин. (ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ). О чем это стих- е ? (о березе)

-Нам автор говорит, что береза принакрылась снегом точно серебром, и горят снежинки в золотом огне. Правда  очень красивое стихотворение, оно вам понравилось? - Да.

-Давайте  придумаем красивые слова к слову береза. Какая она? (белая, белоствольная, снежная,  пушистая, золотая – (от солнечного света),  стройная.

-А теперь представим себе небе небо, какое оно бывает?   (синее, голубое,  хмурое, облачное, высокое)

-Поэт описывает  природу словами, а художник как? (красками)

-Посмотрите на картину, которую написал Сергей Александрович Куприянов, и назвал ее «Зима »  (смотрят) . Вам нравится картина?  (да)  .

-Ребята, что изображено на картине? (деревья- лес, снег)

-А почему вы решили, что это лес?  (лес – это когда много деревьев - березы, ели, дубы, осины, рябины). Да это лес.  

-Какие деревья вы видите? (береза, ель, рябина)

-Посмотрите на березу и скажите какой здесь ее изобразил художник? (стройная, хрупкая – тонкая, высокая, белоствольная, красивая, заснеженная.)

Правильно. Березки стройные, хрупкие. Их веточки покрыты снегом (заснеженные) и они как бы тянутся к небу, сливаются с ним.

-Посмотрите внимательно на картину и скажите, все ли деревья сбросили листья? (нет).  -А какие деревья остались зелеными? (зелеными остались ели). Давайте их опишем.  Какие ели?  (зеленные, высокие, заснеженные)

Ели стоят заснеженные, как будто одеты в пуховые шубки.

-Ребята, обратите внимание на дерево, стоящее рядом с березами. Что это за дерево? (Рядом с березами стоит рябина) . Кто сидит на рябине? (На рябине сидят снегири)

-Как вы думаете, в какое время суток художник увидел и написал  эту картину? (Художник написал эту картину днем)

-Как вы догадались? Какое небо? (голубое) Какой снег? (снег белый, мягкий, пушистый, искрящийся на солнце) .

Небо голубое, снег белый, пушистый  блестит на солнце.  Снег укрыл землю и корни деревьев, как покрывало.  А везде ли снег белый? (нет, под деревьями он синий). -Художник показал нам что там тень, и снег кажется синим.

-А как вы думаете какая погода была в этот день? (солнечная или пасмурная)

-Почему солнечная?  (тень от деревьев).  

Да, ребята,  молодцы!  

На картине художник изобразил  зимний лес. Белый снег укрыл землю и корни деревьев будто белым покрывалом.  В тишине стоят стройные, хрупкие березки.  Ветки у березы тонкие,  и   они как  бы тянутся к солнцу.  Рядом с березками стоит рябинка. Ягодками рябины лакомятся (угощаются)  снегири. Чуть дальше от берез и рябины стоят  заснеженные ели.  Денек солнечный, хороший ! Так и хочется погулять по этому лесу.  

Так давайте мы с вами представим что мы оказались в этом чудесном лесу.

Физминутка «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес     (шаг на месте)

Сколько здесь вокруг чудес   (руки в стороны)

Справа березка в шубе стоит (поворот вправо)

Слева елка на нас глядит      (поворот влево)

Снежинки в небе кружатся   (покружится)

На землю красиво ложатся! (сесть)

-А теперь я  предлагаю вам рассказать про эту картину. Кто хочет?  

Рассказывают 2- 3 ребенка. Молодцы!

А еще мы с вами знаем стихотворения о зиме и пословицы! Давайте сначала послушаем пословицы о зиме  (дети рассказывают).

-Береги нос в большой мороз!  Спасибо мороз,  что снегу нанес!

-А теперь расскажем стих- е о зиме. Кто хочет рассказать? (Лера «Мороз – Воевода» Н.Некрасов, Кирилл «Идет волшебница зима» А.С. Пушкин, Ирина «Зима»).

А еще природу можно изобразить и в музыке. Представьте, что мы гуляем в таком же лесу, как на этой картине. Выходим на прогулку  (включить музыку П.И.Чайковского из альбома «Времена года»)

- Ветер качает ветки деревьев (руки над головой легко покачиваются). Закружились в танце снежинки (дети кружатся). Вдруг пролетела стайка снегирей (руки поочередно поднимаются вверх). Проскакал зайчик, пробежала лиса (изображают зверей). Тихо в лесу( садятся).

-О чем  мы сегодня говорили? (рассматривали картину, зимний пейзаж). Понравилось вам наше занятие? (да).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины. Старшая группа.

Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины.  Тема занятия: Примерное комплексно-тематическое планирование программы «От рождения до школы». Старшая группа. Лето...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Конспект занятия по развитию речи (связная речь) «Составление рассказа по картине» (старшая группа)

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Конспект занятия по Развитию речи «Весна. Рассказ по картине» (Старшая группа)

- Учить составлять рассказ по картинке и вопросам, пересказы­вать его.- Формировать понятия «время года», «весна».- Закрепить признаки весны.- Учить образовывать уменьшител...