Индивидуальные планы развития речи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план развития ребенка - инвалида П. Данила
Разделы речевого развития | Задачи |
2 полугодие | |
Развитие связной речи | Учить выражать желание с помощью простых просьб, обращений, отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста. При этом не предъявляется требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление. Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами. Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения). |
Формирование произносительных умений и навыков | Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы. Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба) Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек. Автоматизация гласных звуков: а,о,у,ы,э,и. согласных звуков: п,м,н, д, т, б, в, ф Введение вызванных чистых звуков в слоги. |
Совершенствование лексической стороны речи | Расширение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье. Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы», «Одежда». Называть некоторые части тела {голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.); Обозначать наиболее распространенные действия {сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния {холодно, тепло, больно и т. д.); Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов. |
Развитие грамматического строя речи | Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени. Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом. |
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза | Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности. Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове. Выделение ударного гласного в начале слова. Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА… |
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки: -пальчиковая гимнастика -упражнения для свободных движений руки -работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином -работа с конструктором -шнуровки, мозаики, застежки. Развитие зрительно-моторных координаций: -работа по зрительно-двигательным траекториям -рисование по точкам Обучение правильному удержанию ручки. |
Индивидуальный план развития ребенка - инвалида П. Анны
Разделы речевого развития | Задачи |
2 полугодие | |
Развитие связной речи | Учить выражать желание с помощью простых просьб, обращений, отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста. При этом не предъявляется требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление. Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами. Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения). |
Формирование произносительных умений и навыков | Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы. Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба) Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек. Работа над предоалением повышенного мышечного тонуса языка. Автоматизация гласных звуков: а,о,у,э,и; согласных звуков: в,ф,й,ц, х. Коррекция в произношении согласных, имеющих твердую и мягкую пары, в которых наблюдаются дефекты смягчения (д,т,м,н,б,п,к,с,з) Введение вызванных чистых звуков в слоги. |
Совершенствование лексической стороны речи | Расширение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье. Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы», «Одежда». Называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.); Обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния {холодно, тепло, больно и т. д.); Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов. |
Развитие грамматического строя речи | Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени. Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом. |
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза | Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности. Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове. Выделение ударного гласного в начале слова. Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА… |
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки: -пальчиковая гимнастика -упражнения для свободных движений руки -работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином -работа с конструктором -шнуровки, мозаики, застежки. Развитие зрительно-моторных координаций: -работа по зрительно-двигательным траекториям -рисование по точкам Обучение правильному удержанию ручки. |
Индивидуальный план развития ребенка - инвалида Г. Андрея
Разделы речевого развития | Задачи |
2 полугодие | |
Развитие связной речи | Учить выражать желание с помощью простых просьб, обращений, отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста. При этом не предъявляется требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление. Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами. Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения). |
Формирование произносительных умений и навыков | Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы. Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба) Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек. Автоматизация гласных звуков: а,о,у,э,и. согласных звуков: с, ч, ш, щ, ж, п, м Введение вызванных чистых звуков в слоги. |
Совершенствование лексической стороны речи | Расширение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье. Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы», «Одежда». Называть некоторые части тела {голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.); Обозначать наиболее распространенные действия {сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния {холодно, тепло, больно и т. д.); Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов. |
Развитие грамматического строя речи | Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени. Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом. |
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза | Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности. Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове. Выделение ударного гласного в начале слова. Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА… |
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки: -пальчиковая гимнастика -упражнения для свободных движений руки -работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином -работа с конструктором -шнуровки, мозаики, застежки. Развитие зрительно-моторных координаций: -работа по зрительно-двигательным траекториям -рисование по точкам Обучение правильному удержанию ручки. |
Индивидуальный план развития с ОВЗ К. Ильи
Разделы речевого развития | Задачи |
2 полугодие | |
Развитие связной речи | 1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами. 2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов. 3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения). |
Формирование произносительных умений и навыков | 1. Постановка звуков «Р», «РЬ», «Л». 2.Автоматизация полученных новых речевых навыков в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине. 3. Дифференциация смешиваемых звуков. 4. Развитие навыков самоконтроля качества своей речи. 5. Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью. |
Совершенствование лексической стороны речи | 1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам.. Усвоение новых обобщающих слов. 2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов. 3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д. |
Развитие грамматического строя речи | 1.Уточнение личных форм глаголов, возвратных глаголов. 2.Усвоение согласования числительных с существительным. 3.Формирование правильных окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка. 4.Усвоение в речи предложных конструкций. |
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза | 1.Определение наличия или отсутствия согласных в слове. Выделение их в начале слова. 2.Придумывание слов с заданным звуком. 3.Определение места заданного звука в слове. 4.Звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков). 5.Звуковой анализ прямого слога. |
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки |
|
Индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ Б.а Максима
Разделы речевого развития | Задачи |
2 полугодие | |
Развитие связной речи | 1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами. 2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов. 3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения). |
Формирование произносительных умений и навыков | Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы. Массаж мышц органов артикуляции ( щек, губ, языка, твердого неба) Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов. Упражнения на растяжение подъязычной связки. Автоматизация согласных звуков: п,д,т,м,н,г,к,х,б,з,зь,ц,й,в,ф. Введение вызванных чистых звуков в слоги. Постановка свистящих звуков «С». «Сь». Подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ж». Развитие навыков самоконтроля качества своей речи. Работа по усвоению слов со стечением согласных. |
Совершенствование лексической стороны речи | 1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам. Усвоение новых обобщающих слов. 2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов. 3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д. |
Развитие грамматического строя речи |
3. Усвоение в речи предложных конструкций. |
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза | Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности. Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове. Выделение ударного гласного в начале слова. Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА… Определение наличия или отсутствия согласных в слове. Выделение их в начале слова. Придумывание слов с заданным звуком. Определение места заданного звука в слове. Звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков). Звуковой анализ прямого слога. |
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки | Развитие мелкой моторики руки
Подготовка к письму
|
Индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ С. Ивана
Разделы речевого развития | Задачи |
2 полугодие | |
Развитие связной речи | 1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами. 2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов. 3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения). |
Формирование произносительных умений и навыков | Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов. Постановка шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ж» звуков. Введение вызванных чистых звуков в слоги. Дифференциация смешиваемых звуков. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке «Р», «Рь», «Л», «Ль». Развитие навыков самоконтроля качества своей речи. Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью. |
Совершенствование лексической стороны речи | 1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам. Усвоение новых обобщающих слов. 2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов. 3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д. |
Развитие грамматического строя речи | Уточнение образование сущ.с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление сущ. в ед. и мн.числе, согласование прил. с сущ., образование прил.от сущ. и притяж.прил. Усвоение в речи предложных конструкций. |
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза | 1.Продолжение работы по звуковому анализу слогов. 2.Звуковой анализ слов: дом, мак, кот, лапа, мама, папа, лампа |
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки | Развитие мелкой моторики руки
Подготовка к письму
|
Индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ М. Артема
Разделы речевого развития | Задачи |
2 полугодие | |
Развитие связной речи | 1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами. 2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов. 3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения). |
Формирование произносительных умений и навыков | Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов. Постановка и автоматизация звуков «Р», «Рь», «Л». Дифференциация смешиваемых звуков. Развитие навыков самоконтроля качества своей речи. Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью. |
Совершенствование лексической стороны речи | 1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам. Усвоение новых обобщающих слов. 2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов. 3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д. |
Развитие грамматического строя речи | Уточнение образование сущ.с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление сущ. в ед. и мн.числе, согласование прил. с сущ., образование прил.от сущ. и притяж.прил. Усвоение в речи предложных конструкций. |
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза | Формирование навыка звукового анализа слогов и слов: дом, мак, кот, лапа, мама, папа, лампа |
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки | Развитие мелкой моторики руки
Подготовка к письму
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальный план развития воспитателя по обучению татарскому языку по теме "Сказки играем ,речь развиваем"
Сказки помогают развивать речь,дети играя по ролям быстро запоминают слова им интересно играть,в связи с этим выбрана тема по самообразованию....
Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"
В данной методической разработке я представила план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"...
Индивидуальный план работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" на 2019-2024
индивидуальный план...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Время работы над темой: сентябрь 2022 – май 2023 гЦель: Обобщить опыт работы по теме.Задачи:1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.2. Повысить пе...
Практические рекомендации для родителей «Развитие речевой активности детей - инвалидов и детей с ОВЗ»
В копилку родителям детей инвалидов и детей с ОВЗ. Развитие речевой активности детей...