Индивидуальные планы развития речи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план развития ребенка - инвалида П. Данила
Разделы речевого развития | Задачи |
2 полугодие | |
Развитие связной речи | Учить выражать желание с помощью простых просьб, обращений, отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста. При этом не предъявляется требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление. Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами. Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения). |
Формирование произносительных умений и навыков | Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы. Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба) Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек. Автоматизация гласных звуков: а,о,у,ы,э,и. согласных звуков: п,м,н, д, т, б, в, ф Введение вызванных чистых звуков в слоги. |
Совершенствование лексической стороны речи | Расширение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье. Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы», «Одежда». Называть некоторые части тела {голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.); Обозначать наиболее распространенные действия {сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния {холодно, тепло, больно и т. д.); Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов. |
Развитие грамматического строя речи | Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени. Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом. |
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза | Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности. Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове. Выделение ударного гласного в начале слова. Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА… |
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки: -пальчиковая гимнастика -упражнения для свободных движений руки -работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином -работа с конструктором -шнуровки, мозаики, застежки. Развитие зрительно-моторных координаций: -работа по зрительно-двигательным траекториям -рисование по точкам Обучение правильному удержанию ручки. |
Индивидуальный план развития ребенка - инвалида П. Анны
Разделы речевого развития | Задачи |
2 полугодие | |
Развитие связной речи | Учить выражать желание с помощью простых просьб, обращений, отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста. При этом не предъявляется требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление. Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами. Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения). |
Формирование произносительных умений и навыков | Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы. Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба) Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек. Работа над предоалением повышенного мышечного тонуса языка. Автоматизация гласных звуков: а,о,у,э,и; согласных звуков: в,ф,й,ц, х. Коррекция в произношении согласных, имеющих твердую и мягкую пары, в которых наблюдаются дефекты смягчения (д,т,м,н,б,п,к,с,з) Введение вызванных чистых звуков в слоги. |
Совершенствование лексической стороны речи | Расширение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье. Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы», «Одежда». Называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.); Обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния {холодно, тепло, больно и т. д.); Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов. |
Развитие грамматического строя речи | Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени. Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом. |
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза | Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности. Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове. Выделение ударного гласного в начале слова. Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА… |
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки: -пальчиковая гимнастика -упражнения для свободных движений руки -работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином -работа с конструктором -шнуровки, мозаики, застежки. Развитие зрительно-моторных координаций: -работа по зрительно-двигательным траекториям -рисование по точкам Обучение правильному удержанию ручки. |
Индивидуальный план развития ребенка - инвалида Г. Андрея
Разделы речевого развития | Задачи |
2 полугодие | |
Развитие связной речи | Учить выражать желание с помощью простых просьб, обращений, отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста. При этом не предъявляется требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление. Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами. Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения). |
Формирование произносительных умений и навыков | Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы. Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба) Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек. Автоматизация гласных звуков: а,о,у,э,и. согласных звуков: с, ч, ш, щ, ж, п, м Введение вызванных чистых звуков в слоги. |
Совершенствование лексической стороны речи | Расширение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье. Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы», «Одежда». Называть некоторые части тела {голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.); Обозначать наиболее распространенные действия {сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния {холодно, тепло, больно и т. д.); Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов. |
Развитие грамматического строя речи | Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени. Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом. |
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза | Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности. Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове. Выделение ударного гласного в начале слова. Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА… |
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки: -пальчиковая гимнастика -упражнения для свободных движений руки -работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином -работа с конструктором -шнуровки, мозаики, застежки. Развитие зрительно-моторных координаций: -работа по зрительно-двигательным траекториям -рисование по точкам Обучение правильному удержанию ручки. |
Индивидуальный план развития с ОВЗ К. Ильи
Разделы речевого развития | Задачи |
2 полугодие | |
Развитие связной речи | 1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами. 2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов. 3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения). |
Формирование произносительных умений и навыков | 1. Постановка звуков «Р», «РЬ», «Л». 2.Автоматизация полученных новых речевых навыков в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине. 3. Дифференциация смешиваемых звуков. 4. Развитие навыков самоконтроля качества своей речи. 5. Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью. |
Совершенствование лексической стороны речи | 1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам.. Усвоение новых обобщающих слов. 2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов. 3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д. |
Развитие грамматического строя речи | 1.Уточнение личных форм глаголов, возвратных глаголов. 2.Усвоение согласования числительных с существительным. 3.Формирование правильных окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка. 4.Усвоение в речи предложных конструкций. |
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза | 1.Определение наличия или отсутствия согласных в слове. Выделение их в начале слова. 2.Придумывание слов с заданным звуком. 3.Определение места заданного звука в слове. 4.Звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков). 5.Звуковой анализ прямого слога. |
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки |
|
Индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ Б.а Максима
Разделы речевого развития | Задачи |
2 полугодие | |
Развитие связной речи | 1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами. 2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов. 3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения). |
Формирование произносительных умений и навыков | Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы. Массаж мышц органов артикуляции ( щек, губ, языка, твердого неба) Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов. Упражнения на растяжение подъязычной связки. Автоматизация согласных звуков: п,д,т,м,н,г,к,х,б,з,зь,ц,й,в,ф. Введение вызванных чистых звуков в слоги. Постановка свистящих звуков «С». «Сь». Подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ж». Развитие навыков самоконтроля качества своей речи. Работа по усвоению слов со стечением согласных. |
Совершенствование лексической стороны речи | 1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам. Усвоение новых обобщающих слов. 2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов. 3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д. |
Развитие грамматического строя речи |
3. Усвоение в речи предложных конструкций. |
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза | Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности. Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове. Выделение ударного гласного в начале слова. Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА… Определение наличия или отсутствия согласных в слове. Выделение их в начале слова. Придумывание слов с заданным звуком. Определение места заданного звука в слове. Звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков). Звуковой анализ прямого слога. |
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки | Развитие мелкой моторики руки
Подготовка к письму
|
Индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ С. Ивана
Разделы речевого развития | Задачи |
2 полугодие | |
Развитие связной речи | 1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами. 2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов. 3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения). |
Формирование произносительных умений и навыков | Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов. Постановка шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ж» звуков. Введение вызванных чистых звуков в слоги. Дифференциация смешиваемых звуков. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке «Р», «Рь», «Л», «Ль». Развитие навыков самоконтроля качества своей речи. Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью. |
Совершенствование лексической стороны речи | 1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам. Усвоение новых обобщающих слов. 2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов. 3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д. |
Развитие грамматического строя речи | Уточнение образование сущ.с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление сущ. в ед. и мн.числе, согласование прил. с сущ., образование прил.от сущ. и притяж.прил. Усвоение в речи предложных конструкций. |
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза | 1.Продолжение работы по звуковому анализу слогов. 2.Звуковой анализ слов: дом, мак, кот, лапа, мама, папа, лампа |
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки | Развитие мелкой моторики руки
Подготовка к письму
|
Индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ М. Артема
Разделы речевого развития | Задачи |
2 полугодие | |
Развитие связной речи | 1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами. 2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов. 3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения). |
Формирование произносительных умений и навыков | Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов. Постановка и автоматизация звуков «Р», «Рь», «Л». Дифференциация смешиваемых звуков. Развитие навыков самоконтроля качества своей речи. Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью. |
Совершенствование лексической стороны речи | 1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам. Усвоение новых обобщающих слов. 2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов. 3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д. |
Развитие грамматического строя речи | Уточнение образование сущ.с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление сущ. в ед. и мн.числе, согласование прил. с сущ., образование прил.от сущ. и притяж.прил. Усвоение в речи предложных конструкций. |
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза | Формирование навыка звукового анализа слогов и слов: дом, мак, кот, лапа, мама, папа, лампа |
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки | Развитие мелкой моторики руки
Подготовка к письму
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план развития учителя - логопеда Бредихиной О.П.по реализации Программы "Развития МБДОУ ДСКВ №52 "Самолётик" на 2012-2014 г.г." (с изменениями)
В настоящее время основным документом управления качеством образования на муниципальном уровне является программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы». Это целевой ориентир д...
индивидуальный план развития воспитателя по обучению татарскому языку по теме "Сказки играем ,речь развиваем"
Сказки помогают развивать речь,дети играя по ролям быстро запоминают слова им интересно играть,в связи с этим выбрана тема по самообразованию....
Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"
В данной методической разработке я представила план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"...
Индивидуальный план работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" на 2019-2024
индивидуальный план...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Время работы над темой: сентябрь 2022 – май 2023 гЦель: Обобщить опыт работы по теме.Задачи:1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.2. Повысить пе...
Практические рекомендации для родителей «Развитие речевой активности детей - инвалидов и детей с ОВЗ»
В копилку родителям детей инвалидов и детей с ОВЗ. Развитие речевой активности детей...