Конспект НОД "Дружба Народов"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Басангова Зоя Намрушевна

Воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_druzhby_narodov.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

МБДОУ № 1 «Мамонтёнок»

Комплексное интегрированное занятие по образовательной области познание для детей старшего дошкольного возраста, на тему: «Мы разные - но мы вместе»

Воспитатель Басангова З.Н.

Виды детской деятельности: коммуникативная, художественно - эстетическая, игровая.

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.

Образовательные: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;

  1. познакомить с культурой этих народов;
  2. показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
  3. вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
  4. воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету.

Продолжать работу по расширению кругозора детей; а также представления о мире; развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; учить подбирать родственные однокоренные слова, упражнять в подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных;

Развивающие:

  1. Развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.

- Ребята, послушайте загадку и скажите, что же это?

На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Аргентину, Эквадор, -
Уместил всю землю он? (
Глобус)

- Правильно, ребята – это Глобус. А как вы думаете, что такое глобус?

- Глобус - макет нашей планеты Земля.

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живем? (Россия). Широка и необъятна наша Родина Россия! Она самая красивая, самая родная и самая любимая.

- Скажите мне, пожалуйста, на глобусе изображена только Россия? (Нет)

- Правильно, ребята. На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей.

Давайте, поиграем с вами в игру:

Игра: «Кто в какой стране живет»

Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.

Ход игры:

Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:

Кто живет в России? – Россияне.

Кто живет в Америке? – Американцы.

Кто живет в Испании? – Испанцы.

Кто живет в Японии? – Японцы.

Кто живет в Китае? – Китайцы.

Кто живет в Украине? – Украинцы.

Кто живет в Грузии? – Грузины.

Кто живет в Англии? – Англичане.

Кто живет в Литве? – Литовцы.

Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.

Кто живет в Германии? – Немцы.

Кто живет в Болгарии? – Болгары.

Кто живет в Мексике? – Мексиканцы и т.д.

-Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут.

Включается экран: Дети монголоидной расы.

- Ребята, смотрите - «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)

  1. Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)
  2. Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
  3. Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как  сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).
  4. Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца - Японии.

Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония

- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься  изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

- В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).

(На экране  появляется иллюстрация с изображением японских детей.) Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.) 

  1. Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).
  2. Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)
  1. А как бы нам подружиться с этими детьми?
  2. Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
  1. В Японии очень любят различные головоломки. Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается экран: Дети негроидной расы.

  1. Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)
  1. Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?

Дети: - Девочка с чёрным цветом кожи живёт в Африке.

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка.

- Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза

- А теперь расскажите, как выглядит девочка.

темные волосы, кудрявые волосы. (Кареглазая, большеглазый, темноволосый)

  1. Какая одежда у неё?

Дети: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая.

- Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

- А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище - однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;

Они занимаются земледелием: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища - каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

  1. Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)
  2. Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
  3. Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? Дети: Африканские дети больше всего любят танцевать.

- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по-африкански - танец «Чунга-Чанга»

Включается волшебный экран: На экране фото народов  живущих на крайнем севере.

Посмотрите на экран!

  1. Как называется народ, живущий на Крайнем Севере? (Ненцы, ханты, селькупы, коми- зыряне.)
  2. Где живут ненцы? (На крайнем севере нашей страны, там, где очень холодно.) Ребята, посмотрите вот где живут ханты и ненцы. А где они живут? Конечно в тундре.

- Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Ханты, ненцы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных оленьих шкур.

  1. А теперь расскажите, как выглядят дети?
  2. Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, светлые волосы (Узкоглазый, светловолосый). Как сказать одним словом, что у человека белая кожа? (Белокожий).

- Какое у детей настроение?

- Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

  1. Вы знаете, так как вы здесь родились ребята, в тундре дом, в  котором они живут,  как называется? Конечно, чум. Очень необычные дома. Как вы думаете, почему чум, а не дом. Правильно. Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается. Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием, из оленьей шкуры. По-ненецки покрытие называется «нюк».
  2. А что служит полом в чуме? Правильно. Кладут доски и оленьи шкуры. И пурга им  не страшна.
  3. А еще ненцы, ханты занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.
  4. Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.
  5. А теперь подберём родственные слова к слову «охота»». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.
  6. Молодцы, ребята!

Подвижная игра «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой нелегкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать, что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

- Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?

1 ребёнок:                 Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок:                 Друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок:                 Друзья познаются в беде.

4 ребёнок:                 Дружба заботой да подмогой крепка!

6 ребёнок:                 Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок:                 Добро потеряешь - опять наживёшь,

Включается волшебный экран: Дети европеоидной расы

- Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)

- А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

- Действительно, мы такие разные - но мы вместе: чем же мы отличаемся друг от друга?

• мы разговариваем на разных языках;

• по-разному одеваемся;

• выглядим по-разному;

• у нас разные жилища (дома);

• мы живем в разных уголках земного шара. 

- Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

- Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

5. «Дружат дети всей земли»

- Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод и соединим его вокруг земного шара.

- Как красиво у вас получилось.

А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню «Большой хоровод».

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!

Итог занятия.

- Что вам ребята понравилось на занятии?

- Что нового узнали?

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия "Народы Поволжья "

Закрепить знание детей о Родине – России, ее столице.Расширить знание о государственной символике (флаг, герб, гимн).Формировать представление о дружбе народов разной национальности,  о костюмах ...

Презентация к конспекту "Игры народов мира" в подготовительной группе.

По опорным картинкам презентации, дети рассказывают интересные факты о странах....

Конспект НОД_Народы России

Нравственно-патриотическое воспитание...

Конспект НОД «Народы России»

Воспитатель:- Ребята, мы с вами живем в большой и прекрасной стране, которая называется Россия. Но чтобы быть не просто жителями, а настоящими гражданами своей страны, надо много о ней знать, люб...

Конспект занятия "Народы России"

Познакомить детей с разными народами,населяющими Россию....

Конспект занятия "Народы Поволжья"

Данный материал был разработан с целью решения задач регионального компонента....

Конспект занятия "Народы России"

Беседа о Родине. Изучение карты "Народы России". Повторение праздников разных народов России.В гости по очереди (выбор с помощью кубика)  приходят куклы в народных костюмах и приглашают...