Опыт работы «Формирование читательской компетентности у детей»
план-конспект занятия по развитию речи
Под читательской компетентностью детей дошкольного возраста мы понимаем определённый уровень культуры общения ребёнка с книгой - наличие представлений о книге и её назначении, ценностное отношение к книге, умение выбирать интересующую, включение воображения в процессе чтения, восприятие и понимание художественного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_k_pedsovetu.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Формирование читательской компетентности у детей»
Под читательской компетентностью детей дошкольного возраста
мы понимаем определённый уровень культуры общения ребёнка с книгой - наличие представлений о книге и её назначении, ценностное отношение к книге, умение выбирать интересующую, включение воображения в процессе чтения, восприятие и понимание художественного текста.
Актуальность. Проблема.
На сегодняшний день у детей наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературы. Книги становятся невостребованными, постепенно уходят на второй план. Дети чаще проводят время в компьютерных играх и перед телевизором. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, а также непонимание прочитанного, появляется невозможность выражения собственных мыслей.
Поэтому я поставила перед собой цель приобщить родителей к семейному чтению, развить познавательные способности и речь детей, формировать у них интерес к литературному чтению, к детской книге.
Ход работы.
Я начала работу с организации соответствующей предметно-развивающей и речевой среды.
Слайд (книжный уголок)
Прежде всего пересмотрела содержание своего книжного уголка. Сейчас книжный уголок в нашей группе содержит: художественную и познавательную литературу, наглядный материал: иллюстрации, альбомы, книги-энциклопедии; книги загадок, поговорок и пословиц; авторские сказки, русские народные сказки; детские журналы, дидактические игры, каталог игр с использованием мнемотехники. Сделала подбор мультфильмов и познавательных фильмов.
Слайд по произведению И.П.Носова
Далее продумала способы формирования у детей читательской грамотности:
После чтения или рассказывания литературного произведения мы рассматриваем вместе с детьми иллюстрации, проводим беседу, которая помогает ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды. Задаю детям вопросы, помогающие и побуждающие анализировать, рассуждать, делать выводы. Вопросы продумывала заранее: одни из них помогали выяснить, насколько дети поняли сюжет, другие - точнее охарактеризовать героев, третьи - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения.
Интересным оказался прием словесного рисования характеров героев,
обстановки, «интерьера» сказки.
Дети воображали себя художниками-иллюстраторами. Я предлагала им подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к той или иной сказке. Дети не только использовали слова и выражения из художественного текста, но и придумывали свои.
Для формирования читательской компетенции учила детей сравнивать и понимать сравнение. Для этого, пересказывая уже знакомые детям сказки, мы проводили аналогию между ними и малыми фольклорными формами (пословицами и поговорками).
Например, с целью употребления в речи антонимов, предложила детям вспомнить пословицы с противоположным значением. К сказке «Маша и медведь» вспомнили с детьми пословицу «Глупый киснет, а умный
— мыслит»; «Две козы»— «Глупые ссорятся, а умные договариваются»; «Иван-царевич и серый волк» — «Сам пропадай, а товарища выручай»; «Заяц-хваста» - «Знай больше, а говори меньше»; «Бычок — смоляной бочок» — «Чужого не надо, а своего не отдам»; «Заюшкина избушка» — «Кошке — смех, а мышке — слезы»; «Репка» — «Мала капля, а большое дело делает»; «Лиса и журавль» — «Нет друга — ищи, а нашел — береги» и др.
Слайд (репродукции, книжная графика)
Большую роль отвожу наглядности: использую репродукции картин известных художников и лучшие образцы книжной графики.
Слайд (рисунки)
В продуктивной деятельности предлагала детям выразить свои чувства, отношение к прочитанному произведению.
Рассказать.
Особое внимание уделяю постижению ребенком выразительности, красоты и точности родной речи, насыщение ее речевыми оборотами и образными выражениями.
Учила детей выделять элементы сюжета (завязка, развитие действия,
развязка), пересказывать сюжет, используя средства выразительности.
Дети пересказывают по предложенному или собственному выбору. Пересказывали и полный текст и фрагментарно, индивидуально и коллективно (по частям), по книжным иллюстрациям и репродукциям, по картинкам.
Слайд
Для игр по сказкам мы подобрали с детьми большое количество пластмассовых фигурок (в том числе и фигурки из киндер-сюрпризов), маленькие настольные игрушки, природный материал. (ФОТО)
Слайд (имитационные упражнения)
Следующей по сложности задачей стало развитие у детей
самостоятельности в словесно-творческих проявлениях: придумывание
собственного замысла сказки, рассказа, выбор темы, сюжета, героев; обучение детей связно, последовательно, выразительно строить предложения.
При составлении сказок и рассказов я использовала элементы ТРИЗ – например, дети изменяли сюжет знакомой истории или действия с отдельными ее героями.
Для развития интонационной выразительности дети выполняли следующие
упражнения: просились в теремок от лица мышки, лягушки, медведя; исполняли песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то в образе козы, то в образе волка; задавали вопросы из сказки «Три медведя», как их задали бы Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.
Далее задание было усложнено: предлагала разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого из них.
Таким образом, дети учились словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос героя, а также манера его поведения легко узнавались всеми.
В целях развития у детей способности произвольно управлять своими
движениями они выполняли имитационные упражнения: показывали, как Лиса подкрадывалась к Петушку, как подпрыгивала, заглядывая в окошко; изображали прогулку семейства трех медведей, причем все три медведя вели себя и действовали по-разному.
Слайд (драматизация)
Особое внимание я уделяла умению детей рассказывать и одновременно
показывать сказку на импровизированной сцене, т.е. искусству драматизации. При этом мы использовали знакомые и любимые детьми сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют
ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой
культурой.
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс
постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении, воспитывает умение взаимодействовать со сверстниками. Например,…
Слайд (изготовление костюмов)
Параллельно на занятиях по изо деятельности мы вместе готовим реквизит для драматизации сказки. К изготовлению костюмов привлекаем родителей, старших братьев, сестёр. Это объединяет детей и их родителей, позволяет им лучше понимать друг друга.
Слайд (сказочное дерево)
Также в работе с детьми я практиковала и такие формы работы, как:
∙ литературная игра;
∙ вечер загадок;
Я разделила литературные игры следующим образом:
∙ игры и упражнения по развитию речи;
∙ литературные викторины;
Слайд (фотогазета)
Основная мысль, которую я пыталась донести родителям: главное
возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье
основывалось на духовном единении и сотворчестве. Традиции укрепляют семью и сближают родителей и детей. Вместе с родителями мы оформили фотогазету «Книга – лучший друг»
Слайд (конкурс книг)
Для родителей пополнила папку-передвижку консультациями и рекомендациями при чтении книг детям: «Как приучить ребенка к чтению», «Как научить ребенка беречь книги», «Как обсуждать с ребенком прочитанную книгу».
Составила список рекомендуемой литературы в соответствии с возрастом. Провела конкурс среди родителей «Создай книгу всей семьей”
С целью изучения положительного семейного опыта родителям было предложено написать сочинение «Книга в жизни моего ребёнка».
В результате проведённая работа существенно повлияла на пробуждение интереса у детей к чтению.
- Дети научились узнавать по репродукциям и фотографиям писателей и поэтов.
- Познакомились с иллюстраторами детской книги.
- Были организованы для детей тематическая выставка, вечер загадок, литературные викторины.
- Детьми совместно с родителями были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
- Родители воспитанников познакомились с рекомендациями по воспитанию любви к чтению, приняли активное участие в проведении всех мероприятий для детей.
ВЕСЕЛОВСКАЯ Л. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Формирование экологических знаний у детей в процессе проектной и игровой деятельности"
Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников....
Опыт работы : Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Опыт работы....
ОПЫТ РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ»
Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений...
опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....