Опыт работы «Формирование читательской компетентности у детей»
план-конспект занятия по развитию речи

Веселовская Лариса Вениаминовна

Под читательской компетентностью детей дошкольного возраста мы понимаем определённый уровень культуры общения ребёнка с книгой - наличие представлений о книге и её назначении, ценностное отношение к книге, умение выбирать интересующую, включение воображения в процессе чтения, восприятие и понимание художественного текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_k_pedsovetu.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Формирование читательской компетентности у детей»

Под читательской компетентностью детей дошкольного возраста

мы понимаем определённый уровень культуры общения ребёнка с книгой - наличие представлений о книге и её назначении, ценностное отношение к книге, умение выбирать интересующую, включение воображения в процессе чтения, восприятие и понимание художественного текста.

Актуальность. Проблема.   

          На сегодняшний день у детей наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературы. Книги становятся невостребованными, постепенно уходят на второй план. Дети чаще проводят время в компьютерных играх и перед телевизором. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, а также непонимание прочитанного, появляется невозможность выражения собственных мыслей.

Поэтому я поставила перед собой цель приобщить родителей к семейному чтению, развить познавательные способности и речь детей, формировать у них интерес к литературному чтению, к детской книге.

Ход работы.

Я начала работу с организации соответствующей предметно-развивающей и речевой среды.

Слайд (книжный уголок)

 Прежде всего пересмотрела содержание своего книжного уголка. Сейчас книжный уголок в нашей группе содержит: художественную и познавательную литературу, наглядный материал: иллюстрации, альбомы, книги-энциклопедии; книги загадок, поговорок и пословиц; авторские сказки, русские народные сказки; детские журналы, дидактические игры, каталог игр с использованием мнемотехники. Сделала подбор мультфильмов и познавательных фильмов.

                                  Слайд по произведению И.П.Носова

Далее продумала способы формирования у детей читательской грамотности:

После чтения или рассказывания литературного произведения мы рассматриваем вместе с детьми иллюстрации, проводим беседу, которая помогает ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды. Задаю детям вопросы, помогающие и побуждающие анализировать, рассуждать, делать выводы. Вопросы продумывала заранее: одни из них помогали выяснить, насколько дети поняли сюжет, другие - точнее охарактеризовать героев, третьи - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения.

Интересным оказался прием словесного рисования характеров героев,

обстановки, «интерьера» сказки.

Дети воображали себя художниками-иллюстраторами. Я предлагала им подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к той или иной сказке. Дети не только использовали слова и выражения из художественного текста, но и придумывали свои.

Для формирования читательской компетенции учила детей сравнивать и понимать сравнение. Для этого, пересказывая уже знакомые детям сказки, мы проводили аналогию между ними и малыми фольклорными формами (пословицами и поговорками).

Например, с целью употребления в речи антонимов, предложила детям вспомнить пословицы с противоположным значением. К сказке «Маша и медведь» вспомнили с детьми пословицу «Глупый киснет, а умный

— мыслит»; «Две козы»— «Глупые ссорятся, а умные договариваются»; «Иван-царевич и серый волк» — «Сам пропадай, а товарища выручай»; «Заяц-хваста» - «Знай больше, а говори меньше»; «Бычок — смоляной бочок» — «Чужого не надо, а своего не отдам»; «Заюшкина избушка» — «Кошке — смех, а мышке — слезы»; «Репка» — «Мала капля, а большое дело делает»; «Лиса и журавль» — «Нет друга — ищи, а нашел — береги» и др.

Слайд (репродукции, книжная графика)

Большую роль отвожу наглядности: использую репродукции картин известных художников и лучшие образцы книжной графики.

Слайд (рисунки)

В продуктивной деятельности предлагала детям выразить свои чувства, отношение к прочитанному произведению.

Рассказать.

Особое внимание уделяю постижению ребенком выразительности, красоты и точности родной речи, насыщение ее речевыми оборотами и образными выражениями.

Учила детей выделять элементы сюжета (завязка, развитие действия,

развязка), пересказывать сюжет, используя средства выразительности.

Дети пересказывают по предложенному или собственному выбору. Пересказывали и полный текст и фрагментарно, индивидуально и коллективно (по частям), по книжным иллюстрациям и репродукциям, по картинкам.

Слайд

 Для игр по сказкам мы подобрали с детьми большое количество пластмассовых фигурок (в том числе и фигурки из киндер-сюрпризов), маленькие настольные игрушки, природный материал. (ФОТО)

Слайд (имитационные упражнения)

Следующей по сложности задачей стало развитие у детей

самостоятельности в словесно-творческих проявлениях: придумывание

собственного замысла сказки, рассказа, выбор темы, сюжета, героев; обучение детей связно, последовательно, выразительно строить предложения.

При составлении сказок и рассказов я использовала элементы ТРИЗ – например, дети изменяли сюжет знакомой истории или действия с отдельными ее героями.

Для развития интонационной выразительности дети выполняли следующие

упражнения: просились в теремок от лица мышки, лягушки, медведя; исполняли песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то в образе козы, то в образе волка; задавали вопросы из сказки «Три медведя», как их задали бы Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.

 Далее задание было усложнено: предлагала разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого из них.

 Таким образом, дети учились словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос героя, а также манера его поведения легко узнавались всеми.

В целях развития у детей способности произвольно управлять своими

движениями они выполняли имитационные упражнения: показывали, как Лиса подкрадывалась к Петушку, как подпрыгивала, заглядывая в окошко; изображали прогулку семейства трех медведей, причем все три медведя вели себя и действовали по-разному.

Слайд (драматизация)

Особое внимание я уделяла умению детей рассказывать и одновременно

показывать сказку на импровизированной сцене, т.е. искусству драматизации. При этом мы использовали знакомые и любимые детьми сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют

ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой

культурой.

 Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс

постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении, воспитывает умение взаимодействовать со сверстниками. Например,…

Слайд (изготовление костюмов)

Параллельно на занятиях по изо деятельности мы вместе готовим реквизит для драматизации сказки. К изготовлению костюмов привлекаем родителей, старших братьев, сестёр. Это объединяет детей и их родителей, позволяет им лучше понимать друг друга.

Слайд (сказочное дерево)

Также в работе с детьми я практиковала и такие формы работы, как:

 литературная игра;

 вечер загадок;

 Я разделила литературные игры следующим образом:

 игры и упражнения по развитию речи;

 литературные викторины;

Слайд (фотогазета)

 Основная мысль, которую я пыталась донести родителям: главное

возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье

основывалось на духовном единении и сотворчестве. Традиции укрепляют семью и сближают родителей и детей. Вместе с родителями мы оформили фотогазету «Книга – лучший друг»

Слайд (конкурс книг)

Для родителей пополнила папку-передвижку консультациями и рекомендациями при чтении книг детям: «Как приучить ребенка к чтению», «Как научить ребенка беречь книги», «Как обсуждать с ребенком прочитанную книгу».  

Составила список рекомендуемой литературы в соответствии с возрастом.  Провела конкурс среди родителей «Создай книгу всей семьей”

С целью изучения положительного семейного опыта родителям было предложено написать сочинение «Книга в жизни моего ребёнка».

 В результате проведённая работа существенно повлияла на пробуждение интереса у детей к чтению.             

  • Дети научились узнавать по репродукциям и фотографиям писателей и поэтов.
  •  Познакомились с иллюстраторами детской книги.
  • Были организованы для детей тематическая выставка, вечер загадок, литературные викторины.
  •  Детьми совместно с родителями были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
  •  Родители воспитанников познакомились с рекомендациями по воспитанию любви к чтению, приняли активное участие в проведении всех мероприятий для детей.

ВЕСЕЛОВСКАЯ Л. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....