ОПЫТ РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ»
материал (средняя группа) на тему

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon form-e_ekol.kultury_cherez_oznakom.s_rasteniyami.doc479 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА г.ОРЛА

 

                                                             

ОПЫТ РАБОТЫ

                                           

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С РАСТИТЕЛЬНЫМ

 МИРОМ»

 

Авдеева

Дина

Васильевна

Воспитатель

МДОУ-д/с № 9  

комбинированного вида»

 

 

Орёл

2014г.

        

Содержание.

  1. Введение.
  2.  Понятие об экологии.
  3.  Цели и задачи работы.

      4.   Методы и приёмы диагностики.

    5. Результаты мониторинга.

6. Экологические проекты в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром.

           7. Связь методических приёмов используемых в экопроектах.

8. Детское творчество в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром.

  1. Заключение.
  2. Литература.
  3. Приложение.

                                            Введение.

В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Как показывают исследования российских ученых (Л.М.Маневцовой, Н.Н.Кондратьевой, С.Н.Николаевой, А.В.Запорожца, И.А.Рыпсовой и др.), рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения.

Это позволяет наилучшим образом раскрыть внутренний потенциал ребенка, научить его тонко чувствовать окружающий мир, расположить детей к восприятию и осознанию духовно-нравственных и эстетических ценностей человечества.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды детства. В этот период у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы. Это отношение вырабатывается при условии тесного контакта и взаимодействия с растениями и животными.

В своей работе я всегда уделяла много внимания экологическому воспитанию и занималась этим на протяжении многих лет.

Теоретическая значимость  моей работы заключается в том, что экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста через знакомство с растительным миром стимулирует познавательную деятельность, любознательность ребенка, способствует формированию активной позиции по отношению к растительному миру.

Практическая значимость состоит в возможности использования в учебной работе тех рекомендаций, которые предложены для расширения и углубления природоведческих знаний детей, формирования экологической культуры. Должны помочь людям выжить, сделать среду приемлемой для существования.

Объектом исследования является экологическое воспитание детей через ознакомление с растительным миром.

Предметом исследования является экологическое воспитание у детей  среднего и старшего дошкольного возраста.

Целью исследования является формирование у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически-деятельного отношения     детей старшего возраста  к растительному миру.

   

  Основные задачи:

1. Воспитание любви к растительному  миру через непосредственное общение с ним, восприятие его красоты и многообразия,

2.  Формирование знаний о растительном мире,

3.  Формирование у детей системы элементарных научных экологических знаний о растительном мире, его многообразии.

 I. Понятие об экологии.

Проблемой экологического воспитания занимались известные представители дошкольной педагогики (Л.М.Маневцова, С.Н.Николаева, А.В.Запорожец, Н.А.Рыжова, П.Г.Саморукова).

Экология – это наука, которая занимается изучением того, как живые существа связаны с окружающим миром. Это слово образовалось из двух греческих слов: «Экос» - значит дом, а «Логос» - наука. Впервые термин «экология» был введен в 1866 г.известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой» : «под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы, изучение совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической». Вот и получается, что экология это наука о нашем общем доме – Земле.

Экология, как наука появилась еще в конце XIX века. И только в середине XX столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду приемлемой для существования.

«Экологическое воспитание – это «воспитание и образование (обучение) нашим общим Домом – Природой, а еще лучше – в Природе, - пишет В.Алексеев. – Сначала (и прежде всего) Природой, ее красотой, ее целесообразностью, ее мудростью, ее законами и только потом – ее проблемами, ее бедами».

Не то, что мните вы, - природа.

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                Ф.Тютчев

Природа – это то, что ближе и доступнее пониманию маленького человека. Она учит его быть мудрым и терпеливым, понимать, что человек – дитя Природы, а не хозяин, что лишь технический прогресс позволил ему приподняться над ней, забыть о принципе «не навреди».

Исходя из этих принципов миропонимания основными задачами экологического образования являются:

  • Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
  • Формирование знаний о природе;
  • Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за ее сохранение.

Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

        В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплены экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В статье 58 Конституции Российской федерации определены экологические обязанности граждан - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Таким образом, каждый гражданин России, независимо от его социального положения, обладает конституционным правом на благоприятную окружающую среду и обязан бережно относиться к природным богатствам страны, которые являются основой жизнедеятельности человека и фактором устойчивого развития.                                                                                      

  Обязанностью каждого гражданина является соблюдение экологического законодательства Российской Федерации, повышение своей экологической культуры и содействие экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения.

Уже в детстве родители должны помочь ребенку осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, пагубность противоправного поведения в экологической сфере, ведущего к негативным для окружающей среды и человека последствиям. Ведущим   методом   экологического воспитания  детей  в  семье должен быть личный пример родителей.

Федеральный Закон «Об охране  окружающей среды» устанавливает систему всеобщего  и  комплексного экологического  образования  граждан,  включающую дошкольное и общее образование, среднее и высшее профессиональное  образование,  послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации  специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи,  библиотеки,  учреждения  культуры,  природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Таким образом, создаются условия для реализации непрерывного экологического образования, которое по замыслу законодателя, должно изменить экологическое мировоззрение  детей и взрослых,  помочь  сформировать    их    экологическую культуру.

     Система дошкольного образования - начальное звено непрерывного экологического образования личности.

II.  Цель и задачи работы.

     Целью моей работы является  формирование у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически-деятельного отношения     детей старшего возраста  к растительному миру.

     На основании данной цели мною определены следующие задачи:

  1. Изучение и анализ литературы по проблеме моей работы
  2. Проведение диагностики детей
  3. Реализация экологических проектов в работе.

II.1. Методы и приёмы диагностики.

    Для достижения основной цели / мною была разработана и адаптирована методика исследования на основе теоретических и методических положений изложенных в программе «Детство»/ было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилась на основе коммуникативного подхода к детям.  

     Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.      

     Диагностика  проводилось по следующим направлениям:

  1. Отношение к растительному миру
  2. Знания и представления о растительном мире
  3. Поведение в природе
  4. Выражение эмпатического отношения к природе через творчество.

     Для анализа полученных данных использовала таблицу. Знания детей оценивались по уровням.

   Высокий уровень (3 балла).

1.Проявляет познавательный интерес к объектам природы, любознательность,  желание общаться с природой, природными явлениями. Понимает и обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы.

2.Знания носят обобщённый, системный характер: ребёнок не только называет растение, но и даёт характеристику существенных признаков живого, растений, приспособившихся к обитанию в разных биоценозах; объясняет, что благополучие растений зависит от удовлетворения их потребностей; владеет информацией о способах избегания растениями неблагоприятных условий, особенностях их взаимодействия с человеком.  

          3. Имеет навыки экологически безопасного поведения, может          

           прогнозировать  некоторые последствия своих действий по  

           отношению к окружающей среде, пытается ограничить  свои желания

           и потребности, если они могут нанести вред окружающей среде.                                                                 4.Умеет выразить своё отношение к природе через музыку, изобразительную деятельность (образное восприятие природы), рассказ, сказку.

Средний уровень (2 балла).

1.Проявляет незначительный  познавательный интерес к объектам природы,  желание общаться с природой, природными явлениями зависит от настроения ребёнка. Понимает, но не обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы.

2.Имеется определённый объём знаний о потребностях и образе жизни растений; делаются попытки объяснить их признаки, принадлежность к той или иной биологической группе, раскрыть связь с человеком и средой; системность и обобщённость знаний прослеживается слабо. Ребёнок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяя в них существенное, используя подсказку воспитателя.                                                                                                                                                      

      3.Имеет не достаточно   навыков  экологически безопасного поведения , затрудняется в прогнозировании  некоторых последствий  своих действий по отношению к окружающей среде.                    

4.Пытается  выразить своё отношение к природе через музыку, изобразительную деятельность (образное восприятие природы), рассказ, сказку.

   

Низкий уровень (1 балл).

1.Не проявляет  познавательный интерес к объектам природы, у ребёнка нет  желания общаться с природой, природными явлениями.   Не обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы.

 2.Ребёнок имеет небольшие по объёму, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов даёт неполный ответ, перечисляя отдельные признаки растений, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.

 3.Не имеет  навыков  экологически безопасного поведения, затрудняется в прогнозировании  некоторых последствий  своих действий по отношению к окружающей среде.                                    

4.Выражает  своё отношение к природе через музыку, изобразительную деятельность (образное восприятие природы), рассказ, сказку с помощью взрослого.

 Диагностика экологического воспитания детей  дошкольного возраста.

№п/п

  Имя,    

 фамилия

ребёнка

Отношение к растительному миру

Знания и представления о растительном мире

Поведение в природе

Выражение отношения к природе через творчество

Итог

Артём А.

1

1

1

1

      4

Настя Б.

1

2

2

2

      7

Матвей В.

1

2

2

1

      6

Фёдор Г.

1

1

1

1

      4

Кира Г.

1

1

2

2

      6

Артём Г.

1

1

1

1

      4

Артём З.

1

1

1

1

      4

Роман К.

1

2

1

1

      5

Полина К.

2

2

2

2

      8

Ульяна К.

1

1

1

2

      5

Анастасия М.

1

1

1

1

      4

Екатерина Н.

1

1

2

2

      6

Анастасия П.

1

1

2

1

      5

Иван П.

1

1

1

1

      4

Софья Р.

1

1

2

1

      5

Леонид С.

1

1

1

1

      4

Кирилл С.

1

1

1

1

      4

Никита С.

1

1

1

1

      4

Максим С.

2

1

2

1

      6

Екатерина Т.

2

2

2

2

      8

Кирилл Т.

1

1

1

1

      4

Елена Ю.

2

2

2

2

      8

II.2. Результаты мониторинга.

В ходе проведённого обследования в сентябре месяце /начале учебного года/ детей старшего возраста  мною были получены следующие результаты:

  1. Сформированность  экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром составляет   53,2 % / 115 баллов/
  2. Лучше всего сформировано у детей поведение в природе 59,2% /32 балла/
  3. Особого внимания требует формирование отношения к природе 48,1% /26 баллов/
  4. Знания и представления о растительном мире составило 51,8% /28 баллов/
  5. Выражение отношения к природе через творчество 53,7% /29 баллов/

При проведении промежуточного исследования в середине учебного года наблюдается положительная динамика:

  1. Сформированность  экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром составляет   68,9 % / 149 баллов/.
  2. Лучше всего сформировано у детей поведение в природе 70,4% /38 баллов/, а так же отношение к природе через творчество 70,4% /38 баллов/.
  3.  Знания и представления о растительном мире составило 68,5% /37 баллов/.
  4.  Отношение к растительному миру составило 66,7% /36 баллов/.

При проведении  исследования в конце учебного года продолжает наблюдаться положительная динамика:

  1. Сформированность  экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром составляет   82,4 % / 178 баллов/.
  2. Лучше всего сформировано у детей  выражение отношения к природе через творчество 88,9% /48 баллов/.
  3.  Знания и представления о растительном мире составили 77,8% /42 балла/.
  4.  Отношение к растительному миру составило 79,6% /43 балла/.
  5. Поведение в природе составило 83,3%/45 баллов/.

Этому способствовала проводимая мною работа по формированию экологической культуры через ознакомление с растительным миром детей старшего возраста.

   

III. Экологические проекты в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром.

      При работе по формированию экологической культуры   детей старшей группы учитываем, что интенсивное усвоение предлагаемого материала происходит при заинтересованности им детей  и прохождении темы через различные  виды деятельности детей: игру, экспериментирование, изодеятельность, общение и т.п. Поэтому  в тематическом планировании уделяем  место экологическим проектам.

IY. Связь методических приёмов, используемых в экопроектах.

Связь методических приёмов, используемых в экопроекте «Сад на подоконнике»

с  развивающей средой

Уголок природы

  • Наблюдение

за комнатными растениями.

  • Уход за ними.
  • Разные способы

размножения комнатных растений.

  • Создание

гербария комнатных растений.

  • Оформление фото-

альбома «Растения нашего уголка»

Лаборатория «Почемучек»

  • Опыты  с

микроскопом:

рассматривание срезов комнатных растений: листа, цветка, стебля, корня.  

  • Опыты:

«Выделение кислорода»

«Цветок не полит»

  • Опыты с

семенами цветов

Уголок ИЗО

  • Изображаем

комнатные растения такими, какими мы их видим, используя

различные нетради-ционные техники изодеятельности при изображении  растений.

Тема: «Сад на подоконнике»

1. Познавательные задачи:  

- расширять и систематизировать знания о комнатных растениях,

- закреплять знания о строении растений, вегетативном размножении,

- сформировать представления о потребностях комнатных растений во влаге,

- учить рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе делить их на две группы.

- учить соотносить потребности растений с условиями среды.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, проводить опыты.

3. Закрепить правила ухода за комнатными растениями.

4. Формировать у детей умение применять на практике полученные  знания.

Уголок «Знайка»

  • Поиск сведений в

энциклопедии:

-комнатные растения– растения тёплых стран,

-определение среды обитания,

-различные разновидности кактусов, фиалок и т.п.

- враги комнатных растений.

  • Составление

 памятки «Что нужно для роста растений»

  • Викторина

«Знатоки растений»

Уголок ФИЗО

  • Игры:

«Где мы были

мы не скажем, а что видели покажем»

«Соревнования растений»

  • Элементы

психогимнастики

«Если бы я был цветком»

«Распускается бутон»

«День цветка»

  • Игры на

воображение.

Уголок книги

  • Чтение книг
  • Работа с книгой

«Комнатные растения».

  •  Придумывание и

загадывание загадок

  • Придумывание

экологической

сказки о растениях.

Игротека

  • Игры на развитие

внимания, наблюдательности, познавательных способностей детей

Лото «Что где растёт»

«Комнатные растения»

«Найди по описанию»

«Четвёртый лишний»

 Игра – соревнования «Кто больше назовёт комнатных растений»

Уголок моделирования

  • Изготовление

 модели:

«Способы ухода за цветами»

«Схема роста растения»

«Элементов сенсорных моделей» (цвет, форма, характер поверхности листьев, характер стебля).

  • Оригами «Цветы»  

 Связь методических приёмов, используемых в экопроекте

«Этот разный растительный мир»

 развивающей средой

Уголок природы

  • Рассматривание

трав, цветов

  • Наблюдение за

цветущими первоцветами.

  •  Создание

гербария трав и  цветов

  • Оформление фото-

альбома «Травы нашего края»

  • Посадка травы

Лаборатория «Почемучек»

  • Опыты  с

микроскопом:

рассматривание срезов  

  • Опыты:

«Разный запах»

«Цветок не полит»

  • Опыты с

семенами растений

Уголок ИЗО

  • Смешивание

красок

  • Изображаем

цветы, травы по результатам наблюдений

  •  Используем

различные нетради-ционные техники изодеятельности при изображении  цветов и трав

Тема: «Этот разный растительный мир»

1. Познавательные задачи:  

- формировать у детей представления о состоянии растений в различное время года,

- закреплять знания о плодах и семенах   травяных растений, цветов,  

- дать знания о способах распространения семян,

- закрепить представление о семенах, его строении,

- совершенствовать умение группировать растения по разным признакам.

2. Развивать у детей память, внимание познавательный интерес, желание наблюдать, проводить опыты.

3. Формировать у детей умение применять на практике полученные  знания.

Уголок «Знайка»

  • Поиск сведений в

энциклопедиях:

-полевые цветы, садовые цветы

-определение среды обитания.

  • Продолжение

знакомства детей с Красной книгой и охраняемым. растительным миром.

  • Фотовыставка

«Наши любимые цветы»

  • Мнемотаблицы о растительном мире.

Уголок ФИЗО

  • Игры:

-«Где мы были

мы не скажем, а что видели покажем»

-«Садовник» «1,2,3 к цветку беги» «Цветы и ветерок»

  • Элементы

Психогимнастики

«Если бы я был….»

«Распускается бутон»

  • Игры на

воображение

  • Физминутка

«Я на поле пойду»

  • Экологический

праздник «Друзья природы»

Уголок книги

  • Чтение книг  

М.Пришвин «Золотой луг»

Б.Александров «Тысячелестник»

Е.Серова «Наши цветы на лугу»

  • Рассматривание

иллюстраций

  • Загадки и отгадки

о растениях.

  • Придумывание экологической

сказки о цветах и травах.

Игротека

  • Игры на развитие

внимания, наблюдательности,  познавательных способностей детей

Лото «Наш луг»

«Цветы»

«Что лишнее»

«Узнай растение по описанию»

«Кто дружит с растениями»

«Волшебные ромашки»

  • Экологический

праздник «Праздник цветов»

Уголок моделирования

  • Изготовление

 модели «Этапы роста цветов, трав»

  • Изготовление

коллажей на тему «Жизнь на лугу»

  • Оригами «Цветы»
  • Календарь

наблюдений за изменениями в росте цветов.

  • Поделки из

бросового материала по теме

Связь методических приёмов, используемых в экопроекте

«Лес наше богатство» с развивающей средой

Уголок природы

  • Наблюдение

за деревьями, кустарниками

  • Создание

гербария

  • Создание альбома

«Узнай по следу»

  • Оформление

альбома «Этажи леса»

  • Собираем

коллекцию семян

Лаборатория «Почемучек»

  • Опыты  с

микроскопом:

рассматривание срезов коры, листьев, шерсти животных, перьев птиц.

  • Сравнение

листьев и хвои.

  • Опыты с

семенами деревьев.

Уголок ИЗО

  • Смешивание

красок  «Разноцветный лес»

  • Изображаем лес

в разные времена года

изображаем жителей леса.

  • Рассматривание

репродукций картин по теме.

  •  Используем

различные нетради-ционные техники изодеятельности при изображении  деревьев и кустарников, животных.

Тема: «Лес наше богатство»

1. Познавательная задача: Сформировать у детей:

- понятие «Этажи леса»,

- умение понимать простейшие причинно – следственные связи,

- представления о пищевой зависимости обитателей леса,

- об основных группах животных (насекомых, рыб, звери, птицы),

- умение определять принадлежность конкретных животных к указанным группам.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, проводить опыты.

3. Закрепить правила поведения в лесу.

4. Формировать у детей умение применять на практике полученные  знания.

Уголок «Знайка»

  • Поиск сведений

в энциклопедии:

-о различных видах леса (хвойные, лиственные, смешанные)

-лес в зависимости   от климатических условий.

  • Красная книга.
  • Что делают из

Древесины (бумажнокартонные изделия).

  • Составление

 памятки «Как вести себя в лесу».

  • Рассматривание

карты и нахождение на ней  лесов.

  • Кроссворд «Лес».

Уголок ФИЗО

  • Игры:

«Где мы были

мы не скажем, а что видели покажем»

«Хитрая лиса»

«Сова», «Перелёт птиц», «У медведя во бору»

  • Физминутки о деревьях
  • Релаксационные

упражнения:

«Дерево под снегом»

«Весна деревьев»

«Ветер дует нам в лицо»

Уголок книги

  • Чтение книг

М.Пришвин «Этажи леса», «Невидимые весы» из книг8и «Экология в картинках».

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Викторина «Обитатели леса».
  • Придумывание

сказок о лесе, человеке и его обитателях.

  • Кукольный театр «Кто живёт под деревом, на дереве»

Игротека

  • Игры на развитие

внимания, наблюдательности, познавательных способностей детей:

«Ветки, чьи детки?»

«Найди дерево по описанию»

«Прочитай знак»

Лото «Что где растёт»

«Кто где живёт»

«Помести обитателей леса на свои этажи»

«Деревья леса»

«Что лишнее»

«Что изменилось»

Уголок моделирования

  • Изготовление

 модели «Строение  дерева»

  • Изготовление схемы

«Невидимые нити в лесу»

  • Рисование символов

друзей природы.

  • Создание макета

«На лесной  поляне»

  • Изготовление

коллективного панно «Лес»

  • Поделки из

бросового и природного материала.  

                         Экологический проект «Сад на подоконнике»

Цель: Формирование у детей начал экологической культуры – осознанно правильного отношения к объектам природы, в данном случае к комнатным растениям.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение наблюдать за растениями, замечать самое характерное в их внешнем виде.
  2. Закреплять умение детей заботиться о растениях, знать их потребности.
  3. Развивать и поддерживать познавательную активность.
  4. Развивать связную речь детей.
  5. Активизировать словарь детей.
  6. Продолжать развивать творческий потенциал детей через использование нетрадиционных способов изодеятельности.
  7. Воспитывать гуманное отношение к живому: комнатные растения бесценны, неприкосновенны уже только потому, что это ещё одно прекрасное проявление жизни.

Участники проекта: дети среднего и старшего возраста, воспитатели и родители

I этап:Подготовительный этап:

  • Подбор педагогической и детской литературы;
  • Подбор иллюстраций растений южных стран;
  • Подбор грамзаписей;
  • Изготовление по теме дидактических игр;
  • Продумать создание проблемных ситуаций:

Давай познакомимся,

От чего завял цветок,

Что растению не нравится,

Цветок зацвёл,

Как поливать растение зимой.

Комнатные растения:

  1. Аммарилис
  2. Аспарагус
  3. Огонёк, Ванька мокрый, Бальзамин
  4. Бегонии
  5. Кливия
  6. Крапива, колеус
  7. Маранта
  8. Папоротник, нефролепис
  9. Шучий хвост, сансиеверия

10)Фиалка, симполия

11)Фикус

12)Хлорофитум

13)Толстянка

14)Кактусы

Содержание проекта:

                                                      I блок: /проблемная ситуация/

ЧЕМ ЖЕ МЫ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА – ДАВАЙ ЗНАКОМИТЬСЯ.

Цель: Вызвать у детей интерес к растениям группы, учить замечать изменения в росте растения

II болк: /познавательный/

Цель: уточнять и систематизировать знания детей о комнатных растениях, уточнить знания об условиях необходимых для роста комнатных растений.

III блок: / исследовательский/

Цель: опытным путём выяснить строение, функции и назначение частей растения, их связь с выполняемыми функциями.

IY блок: /творческий/

Цель: совершенствовать умение детей передавать в своих работах полученные знания о комнатных растениях, способствовать развитию творческого потенциала

Y блок:/итоговый/

Цель: преобразование познавательного опыта в продуктивную деятельность, воспитывать эстетическое чувство, умение видеть красоту, принимать комнатное  растение как ещё одно прекрасное проявление жизни.

II этап:Реализация проекта:

I блок

1. Наблюдение в уголке природы.

Цель: способствовать решению проблемной ситуации «Чем мы похожи друг на друга – давай знакомиться», познакомить детей с нашими зелёными друзьями – комнатными растениями, показать связь с неживой природой, воспитывать интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.

                                                                II блок

  1. Познавательное занятие

«Нашим растениям нужна ваша помощь»

Цель:  Знакомить детей с болезнями комнатных растений, вовлечь детей в деятельность по уходу за комнатными растениями, совершенствовать умение качественно выполнять трудовые действия, вызвать чувство удовлетворения от выполненной работы, воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них.

 «Наши друзья – зелёные растения»

Цель: продолжать формировать знания детей о том, что комнатные растения живые, продолжать учить находить сходство и различия между человеком и комнатными растениями, отмечать внешние признаки и потребности, выделять светолюбивые и тенелюбивые растения, влаголюбивые и растения, требующие умеренной поливки, воспитывать бережное отношение к растениям.

2. Занятие по развитию речи.

«В хороводе фиалок»

Цель: Познакомить с новым комнатным растением – фиалкой, закрепить знания названий известных детям комнатных растений, правила ухода за растениями, учить находить растения по описанию его частей, учить составлять описательные рассказы с опорой на схемы – модели, закрепить знания об оптимальных условиях для лучшего роста и развития, воспитывать бережное отношение к растениям.

«Весенний уход за комнатными растениями»

Цель: учить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить, закреплять знания детей о комнатных растениях.

  1. Занятие по ознакомлению с художественной литературой.

«Цветок кактуса» М.Скребцова

«Загадки и отгадки»

«Стихи о комнатных растениях»

Цель: чтение художественной литературы о комнатных растениях, заучивание стихов о комнатных растениях с использованием эйдотехники, совершенствовать выразительность речи, способствовать отражению своего отношения к стихотворению.

  1. Познавательные игры
  • «Растения нашей группы»
  • «Найди отгадку»
  • «Найди по описанию»
  • «Цветок примирения»
  • «Добрый ручеёк»
  • «Чего не стало?»
  • «Что не так?»
  • «Кому где хорошо?»
  • «Кто дружит с растениями?»
  • «Из каких частей состоит комнатное растение?»

Цель: уточнить, закрепить, расширить у детей представление о комнатных растениях, способствовать развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизировать умственные процессы, обогащать словарный запас.

      5. Словесные игры:

Цель: закрепление знаний о растениях:        

  • Закончи предложение: «Наше растение живое, оно умеет…»
  • Опиши наше растение, какое оно? (зеленое, колючее, с цветками, пахнущее, высокое, низкое…)
  • «Я люблю это растение, потому что оно…» (красивое, приносит пользу, за ним можно ухаживать, это мой зеленый друг)
  • «Я назову, а ты опиши» или «Узнай по описанию». (Учить ребенка строить предложения описательного характера, рассказывать о нем так, чтобы другие могли понять, что это за растение.)

III блок

  1. Исследовательская деятельность.
  •  «Строение растения» - закреплять опытным путем знания детей о частях растения: стебля, корня, листа, цветка.
  •  «Растения без воды» - закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы, об условиях необходимых для роста растения.
  •  «Что происходит с листьями на ярком свету» - обесцвечивание.
  •  «Почему опадают листья» - мало воды, много воды.
  •  «Почему растения вытягиваются» - мало света.

IY блок

  1. Самостоятельная деятельность детей.
  • Рисование комнатных растений.
  • Составление коллажей.
  • Иллюстрации рассказов и стихов о комнатных растениях.
  • Этюды или игры на воображение «Я цветочек не простой, отгадай кто я такой?», «Жизнь цветка».
  • Придумывание рассказов о комнатных растениях.
  • Оригами цветов.
  • Прослушивание музыки о комнатных растениях.

 III этап:

Заключительный:

  1. Создание альбома «Комнатные растения - наши зелёные друзья».
  2. Оформление выставки «Домашние любимцы на подоконнике».
  3. Викторина

ПРОЕКТ «А у нас в садочке»

Цель проекта:

  1. Воспитание гуманного отношения к миру;
  2. Формирование осознанно правильного отношения к

     объектам природы непосредственного окружения.

         Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с цветами, растущими на участке детского сада.
  2. Учить детей любоваться ими, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, уважать труд взрослых, посадивших цветы, свой труд.
  3. Продолжать знакомить со связями живой и неживой природы.
  4. Продолжать активизировать и обогащать словарь детей.
  5. Развивать творческий потенциал детей.

 

Участники проекта: дети среднего и старшего возраста, воспитатели и родители

Срок реализации: 1год

I этап: Подготовительный этап:

  • Подобрать детскую и педагогическую литературу.
  • Подготовить иллюстративный материал, грамзаписи
  • Подготовить дидактические игры по теме
  • Изготовить мнемотаблицы
  • Продумать создание проблемных ситуаций:
  • Откуда появились цветочки - крошки
  • Зачем нужны цветы
  • Маленькие чудеса под снегом
  • Разноцветные чудеса на клумбе

Садовые цветы:

  •  Роза
  • Маргаритка
  • Флокс
  • Ирис
  • Нарцисс
  • Тюльпан
  • Георгин
  • Крокус
  • Голубая незабудка
  • Гвоздика
  • Фиалка
  • Петуния
  • Ноготки
  • Астра
  • Космея
  • Бархатцы
  • Настурция

I блок(проблемная ситуация):

«У нас в садочке расцвели цветочки – крошки», «Чудеса под снегом».

Цель: вызвать интерес к цветам, появившимся на газонах.

II блок (познавательный)

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о садовых цветах, развивать познавательный интерес, мышление

III блок (исследовательский)

Цель: опытным путем выяснить, как размножаются садовые цветы, дать детям понятие что семя – плод цветка.

IV блок (творческий)

        Цель: развивать умение передавать красоту: нежную и трепетную, как у нарцисса, пышную, как у георгина, радостно-беззаботную, как у василька, ромашки

V блок (итоговый)

        Цель: проживание, преобразование познаватель-ного опыта в продуктивную деятельность, воспитывать эстетическое чувство, умение видеть и ценить красоту

II этап:Реализация проекта:

I блок. Открытие.

I.Экскурсия к цветнику.

     Цель:   1.  Способствовать решению проблемной ситуации «Откуда появились        

                       цветочки – крошки?» «Маленькие чудеса под снегом».

             2.  Познакомить с многолетними цветами: маргаритками, крокусами.

   3.  Показать связь с неживой природой.

II. Наблюдение на прогулке, даче, в повседневной жизни.

II блок. Различные виды познавательной деятельности.

  1. Познавательное занятие «Мы все такие разные»

а)  Цель: расширить представление детей о цветах сада, учить созерцать природу,  

                накапливать эмоционально-чувственный опыт при непосредственном  

                общении с природой, учить составлять описательные рассказы.

б)  Цель: рассматривать и сравнивать между собой семена различных цветочных  

                растений, определять семена по внешнему виду.

  1. Занятие по развитию речи «Продлим жизнь растению цветника»

      Цель: Пронаблюдать влияние отдельных факторов среды на жизнедеятельность  

               растений.  Увидеть, что человек может реально помочь растению.

III .      Занятие по ознакомлению с художественной литературой.

       IY.      Загадывание загадок, чтение стихов о садовых растениях.  

  1.       Познавательные игры.

«Цветы нашего сада», «Найди отгадку», «Найди по описанию», «Что лишнее», «Что не так», лото «Наша клумба», «Что растет в родном саду», «Все живое», «Что где растет», «Кому, где хорошо», «Кто дружит с растениями».

Цель: Уточнить, закрепить, расширить имеющиеся у детей представления о растениях сада.  Способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, активизировать умственные процессы, обогащать словарный запас.

III блок. Исследовательская деятельность.

  • Рассматривание и сравнение между собой семян цветов.
  • Проращивание семян и наблюдение за развитием проростков
  • Высев семян в грунт, высаживание рассады
  • Осуществление плоскостной и объемной гербаризации
  • Правильный срез цветов для украшения групповой комнаты
  • Внешняя и внутренняя жизнь цветов
  • Семя – плод цветка
  • Рассматривание частей растения под микроскопом
  • Зарисовка результатов наблюдений.
  • Изготовление коллажей «Садовые цветы»
  • Коллективные работы «Садовые цветы»

IY блок. Самостоятельная деятельность детей.

  • Раскраска цветов сада
  • Рассматривание иллюстраций
  • Зарисовка цветов
  • Конструирование цветов
  • Аппликации цветов
  • Придумывание рассказов детьми о цветах
  • Прослушивание грамзаписей
  • Игры на воображение

III этап:

Заключительный:

 

Проведение КВН «Конкурс знатоков»

Цель: Закрепить знания о пересадке растений и биологическом смысле различных агротехнических мероприятий. Продемонстрировать практические навыки ухода за растениями. Определять по внешнему виду заранее принесенных растений, какое условие жизни нарушено и как выправить положение.

Музыкальное развлечение «Волшебный мир цветов»

Конкурс «Сказки о цветах»  вместе с родителями.

        В рамках проекта «А у нас в садочке» мы наблюдали за первоцветами на территории детского сада.

Наблюдение за мать  и – мачехой и одуванчиком.

Первое наблюдение.

Цель:1.Обнаружить изменения в состоянии мать – и – мачехи (появление пушков-семян, начало отрастания листьев).

2.Сравнить с появляющимися  цветами одуванчика, выявить различие и сходство растений.

Второе наблюдение.

Цель:1.Показать массовое цветение одуванчиков, красоту маленьких «солнышек» среди «моря» зелёной травы.

2.Сравнить места цветения одуванчиков с картинами мать – и – мачехи, установить разницу стадий в развитии растений.

3.Рассмотреть пушистые семена мать – и – мачехи, наблюдать, как они летают от дуновения ветра.

Третье наблюдение.

Цель:1.Сравнить листья по форме, окраске, характеру поверхности.

2.Показать, что листья мать – и – мачехи продолжают расти и увеличиваться.

3.Рассмотреть их нижнюю и верхнюю поверхности, выявить различия, предложить детям объяснить название растения («мать» - тёплая и мягкая сторона листа, «мачеха» - холодная и гладкая его сторона).

4.Предложить детям выяснить,  как «спят» цветы одуванчика  когда «ложатся спать» и когда «просыпаются».

Четвёртое наблюдение.

Цель:1.Познакомить детей с тем, что оба растения – лекарственные, полезные травы. Крупные листья мать – и – мачехи собирают, сушат, затем заваривают, как чай, и пьют при кашле. У одуванчика в лечебных целях используют корневища, молодые листья употребляют в салат. Одуванчики служат пищей многим животным.

  Для эффективного осуществления экологического воспитания в группе была создана развивающая среда, в которой характеризуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и ребёнка. Пространство сконструировано таким образом, чтобы каждый ребёнок в течении дня мог найти для себя увлекательное занятие и при этом расширить свои знания по теме проекта на данном этапе.

     Таким образом, развивающая среда в группе создавалась так, чтобы прослеживалась связь методических приёмов, используемых в ходе экологического проекта.

  Y. Детское творчество в формировании экологической культуры у детей через ознакомление с растительным миром.  

       То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны журавлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы и ягоды – всё это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой и нынешней непростой и не у всех счастливой жизни очень важно всё это беречь и хранить. И именно этому я учу своих детей.

      Мы с ребятами очень много наблюдаем, рассматриваем, разговариваем,  о   природе нашего края. Детская непосредственность, любознательность и умение как «губка» впитывать всё интересное, необычное, помогают им воплотить свои знания и впечатления  через творчество. Дети с удовольствием рисовали, лепили, клеили аппликации на экологические темы.

 Не остались в стороне и родители. Они с увлечением  изготовляли поделки к ежегодной выставке «Осенний калейдоскоп», участвовали в экологическом проекте детского сада «Надоели нам игрушки- мастерим теперь кормушки», «Снеговик»

Заключение.

    Проведённая мною работа способствовала успешному формированию экологической культуры   через ознакомление с растительным миром у детей старшего дошкольного возраста.   Разработанная и апробированная мною диагностика, позволила мне наиболее качественно выявить уровень сформированности у детей знаний о растительном мире и в последствии организовать воспитательно-образовательный процесс,  направленный на более углублённое воспитание экологической культуры по данному направлению.    

 

Сравнительная таблица по данным проведённого исследования.

Уровни

Вводная диагностика

сентябрь

Промежуточная диагностика

Январь

Заключительная диагностика

Май

Высокий

 9,7%

26,4%

48,6%

Средний

26,9%

36,1%

33,3%

Низкий

16,6%

6,5%

0,5%

Уровень сформированности

53,2%

69%

82,4%

     

     Исходя из этих результатов видно, что используемые мною различные виды деятельности, направленные на формирование экологической культуры через ознакомление с растительным миром, объединённые экопроектами  помогли решить поставленные мною цели и задачи.

     В процессе работы подводила детей к пониманию того, что у всего живого, в том числе и у человека есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Можно сказать так: каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни.

     Работая над экологическим воспитанием, старалась  обеспечить всестороннее развитие ребенка, непрерывно расширить его кругозор, развивала сенсорику и наблюдательность, учила устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развивала разные формы речи – диалог, описание, объяснение, рассказ.

     Выполнение поставленной передо мною цели подтверждает, что формирование экологической культуры через ознакомление с растительным миром у детей старшего дошкольного возраста протекает более успешно и продуктивно, дает положительную динамику, если оно ведется планомерно, последовательно, в системе с другими занятиями, в групповой или индивидуальной работе и во взаимосвязи с родителями.

                                    Список литературы:

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.

2. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.:АРКТИ, 2004г.

3. Сигимова М. Н., автор-составитель, 2008г. Издательство «Учитель», 2008г. Издание 2009г: «Познание мира растений».

4. Вакуленко Ю.Л. Воспитание любви к природе у дошкольников: Экологические праздники, викторины, занятия, игры. Волгоград: Учитель,2008г.

5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1999г.

6. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия, 2002г.

7.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. Новая школа. Москва 2005г.

8. Рыжова И. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000г.

9. Винокуров Ю. Е. Экологическое право: Курс лекций и практикум. М., 2007г.

10. Развивающая среда как фактор экологического воспитания ребёнка дошкольного возраста. Курган, 1997г.

11. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. Творческий центр. Москва, 2005г.

12.  Маневцова Л. М., Саморукова П. Г.  Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания дошкольников. Санкт-Петербург « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003г.

13. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Часть 1. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004г.

14. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004г.  

!5. Коробова М. В., Посылкина Р. Ю. Малыш в мире природы. Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва «Просвещение» 2005г.

16.Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1977г.

17.Зенина Т. Н. Наблюдение дошкольников за растениями и животными. М.: Педагогическое общество России 2007г.

18. Крюкова Т. Ш. Лесная аптека: Сказочная энциклопедия лекарственных растений. М., 2006г.

19. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение 1993г.

 

 

Пожар в волшебном лесу.                      

В одном Волшебном лесу жило-было Маленькое семечко.

-Кем бы мне стать? -подумало оно.

Мимо ползла Умная-умная кобра. Маленькое семечко спросило:

-Кто ты такая?

-Я умная-умная кобра –сказала умная-умная кобра.

-А почему ты такая умная?

-Я жила у ученого, а потом уползла от него, чтобы на мир посмотреть, себя показать.

-Ну, раз ты такая умная, скажи, кем я стану?- спросило Маленькое семечко.

-Ты станешь Сиренью! – только и успела ответить Умная-умная кобра.

-Хулиганы разожгли костер прямо в лесу. Да еще разлили бензин из своей машины. А потом оставили костер гореть и уехали…Огонь быстро залез на дерево, на другое…Дальше и дальше Что нам делать? Как спастись от пожара?

Умная-умная кобра сказала:

-Пусть самые быстрые ягуары позовут пожарных!

-А кто такие пожарные? спросили звери.

Умная-умная кобра ответила:

-Пожарные- это смелые люди, которые могут потушить пожар. У них есть большая красная машина с водой.

И самые быстрые ягуары помчались за пожарными.

-Вы, кенгуру, принесите песок в своих  сумках и закидывайте огонь песком!  

 Вы, слоны, идите к озеру, наберите воды в свои хоботы и заливайте огонь водой!

Кроты и земляные мыши! Копайте ров, чтобы огонь не мог идти дальше!

Вы, медведи, убирайте бурелом, чтобы могла проехать пожарная машина!

И пошла работа…

Вдруг все услышали сирену и шум моторов: это приехала  пожарная  машина, и прилетел пожарный вертолет. Скоро пожар был потушен.  

-Ура! Ура! – закричали звери и птицы.

-Ура! Ура!- закричали мальчик и девочка.

…А маленькому семечку, которое лежало в земле, стало очень интересно, что там наверху,  и оно стало расти. Сначала над землей появился маленький росток. Девочка увидела  его и радостно закричала:

«Смотрите!»

И все увидели, как росточек превращается в кустик, на нем появляются листочки, бутоны. А когда они распустились красивыми сиреневыми цветами, все воскликнули:

-Какая красота!

-Какая красивая выросла Сирень! – сказала Умная- умная кобра.

Звери, птицы и люди радовались, а хулиганов больше не пускали в Волшебный лес!

   Дружелюбный дуб.

Где-то далеко от города,  глубоко-глубоко в лесу, была чудесная цветочная поляна. Рядом с поляной тек голубой ручей, а на берегу стоял большой красивый дуб. Очень много лет он один на поляне и никто с ним не общался.

Но как-то один раз, пролетали мимо него семена одуванчика. Увидели что дуб очень грустный стоит. Спрашивают они у дуба: «Что ты такой грустный», дуб отвечает: «Да скучно мне одному здесь стоять ,  никто ко мне не приходит.» А семена ему и говорят: «А давай мы у тебя остановимся и будем с тобой рядом жить, все веселее будет.»

«Я не против»- говорит дуб. И поселились семена рядом с дубом.  

На следующий день пролетела пчела. Пригляделась ей поляна, но где же ей с семьей жить. И тут она увидела дуб. Подлетела она к дубу и спрашивает: «Милый дуб, уж очень мне поляна  понравилась, а жить где не знаю, можно я с семьей на твоих ветках поселюсь?» А дуб говорит: «Конечно, и мне веселей будет.»   Прилетели пчелы, сделали улей и стали жить на дубе.

На следующий день пролетали мимо две синицы. Увидели дуб, очень понравился он им, хорошее место для гнезда. Подлетели к дубу и спрашивают: «Милый дуб, можно мы на твоих ветках гнездо сплетем и потом вырастем.» «У меня и так много жильцов, что вы для меня делать будете» -говорит дуб. «Мы из твоей коры будем червяков убирать»- отвечают синицы. «Ну что ж хорошо, заселяйтесь.»

Вдруг из леса белка выскакивает напуганная и к дубу: «Милый дуб, разреши мне на тебе поселиться, в лесу страшно, еле от лисы ноги унесла.»   «У меня и так много жильцов, а  что ты для меня делать будешь?»- спрашивает дуб. «Я орехи буду собирать, твоим веткам легче будет.» «Ну хорошо, залезай.» -говорит дуб. И начали они   друг другу помогать. А дуб был очень счастлив, что у него такая большая и дружная семья.

Но не долго радовались дуб и его жители. Однажды  пришли на поляну лесорубы. Пригляделся им дуб. Подошли к нему затоптали одуванчик, который рос рядом, сбили улей, прогнали птиц и белку, и спилили дуб, а на его месте посадили два молоденьких деревца. Теперь на берегу ручья стоит пенек и только мох на нем живет. Но  пройдет время и маленькие деревца  вырастут в большие красивые деревья и будут на них поселяться новые жители.

 

Дуб

Жили-были у самого леса старик со старухой. И была у них маленькая белочка. Как то раз посадил дед желудь. И вырос из желудя большой красивый дуб, с дуплом и раскидистыми ветвями.  В этом дупле стала жить белочка и грызть желуди. Летом она запасалась на зиму грибами и ягодами, которые собирала в лесу.

Грибы- это лисички, боровики, подосиновики, подберезовики. Ягоды- малина, черника, брусника, ежевика, земляника. И жила так белочка в дупле долго и счастливо. А иногда навещала старика со старухой.

СКАЗКА

В лесу на поляне росла маленькая березка. Она была очень грустная и одинока, потому что  у нее не было друзей.

Как то раз по полянке пробегал зайчик. Он увидел грустную березку. Зайчику стало очень жалко березку и он спросил у нее: «Что ты грустишь, милая березка ?»  «Я грущу  потому, что у меня нет друзей!  «Давай я стану  твоим другом!» – сказал зайчик.» Березка обрадовалась и они стали лучшими друзьями.

Тимофей следопыт

Тимофей отдыхал на берегу Финского залива.

Природа здесь отличается от наших болотных лесов. Лес прозрачен и видно все сквозь него далеко-далеко, Тимоша любознательный мальчик и вот, что с ним приключилось.

Вышел Тима на улицу, ярко по-осеннему солнышко светит, тепло. Чьи это следы на дорожке? Куда они меня приведут? Дорога длинная по ней далеко идтит можно, а кругом столько интересного. Для начала путешествия сухая палка нужна.

-А почему она сухая?

-*Лето жаркое было. 

-А от  какого  она дерева? Пойду искать.

-Что за дерево такое?  Не от него ли моя палка?

«Что же это за девица:

Не швея ,не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.»

Хорошо елку солнце освещает.

-А если с другой стороны посмотреть? Да в тени елка совсем не такая яркая,

Но все равно красавица.

-Нет, не от елки палочка-выручалочка. Поднял Тимоша голову вверх

И удивился: «Что за чудо там наверху?»

«Что висит вершиной вниз?

Что висит верхушкой вниз»

-Да это же ШИШКИ. 

Побежал Тима дальше. А это что за деревца, посмотрим

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.»

Да это же ЛИСТВЕННИЦА.

Нет не от нее палка.

-Вот это грибы! Подосиновик, сыроежка!Скажите, где мое дерево?

Через мостик я прошел, к морю синему вышел. Какое оно большое…

Ну, я и следопыт.

Мама домой зовет. Надо спешить. Побегу прямо через лесок. Интересно это что за дерево?

«Они до небес хотят дорасти.

Небо ветвями хотят подмести.

Чтобы в течении года

Ясной стояла погода.»

-Да это же СОСНА . Вот от какого дерева моя палочка. Палочка, ты тут полежи, не грусти, завтра опять пойдем путешествовать.

-Вот так.

 

Сказка « Котенок и мышонок»

Жил был котенок. Звали его Барсик. Он жил совсем один и ему было очень скучно. Однажды он решил пойти и найти себе друга. На дворе стояло теплое лето. Светило яркое солнце. Вот он идет и видит пруд. На пруду летает стрекоза. Барсик спрашивает стрекозу: «Не видела ли она кого-нибудь кто нуждается в друге?» Стрекоза говорит: что видела мышонка, который тоже очень хочет найти себе друга. Стрекоза указала дорогу и котенок пошел дальше. Идет котенок и видит гусеницу. Котенок спрашивает: «Не видела ли она мышонка, который нуждается в друге.»  Гусеница сказала, что не видела и предложила спросить у ежа, который живет в лесу. Барсик пошел дальше в лес. Вот идет он и видит ежика. Барсик спрашивает не видел ли он мышонка, который нуждается в друге. Ежик указал дорогу на цветочную поляну. Идет Барсик и видит сидит на цветочной поляне мышонок и плачет. Котик очень обрадовался , что нашел мышонка. Подошел Барсик к мышонку и предложил ему дружить  Мышонок согласился. Барсик очень обрадовался, что нашел друга, даже цветы стали шептаться какой Барсик молодец. С тех пор Барсик и мышонок стали верными друзьями.

                                                 

 Бабочка-шалунья

У меня в деревне летом, залетела бабочка в дом, села мне на палец. Она была

очень красивая: красненькая с белыми бочками.  

Бабочка не хотела от меня улетать, решила со мной переночевать, спала у меня под кроватью. А под кроватью была корзина, бабочка в ней и спала. Я утром проснулся, глянул под кровать, там что-то шуршало, а там ,в корзине спит моя бабочка.

Мы с папой пошли в лес за грибами и взяли с собой корзину с бабочкой. Она теперь у нас постоянный гость, а однажды села на машину и приехала в Кириши со мной.

Вот какая шалунья!

В лесу.

Был солнечный, яркий день, кругом было очень красиво. Мы с папой и мамой    пошли в лес  за грибами. А больше всего понравилась большая поганка.

Когда я заглянула под нее, я увидела маленькую лягушку. Она была похожа на маленькое чудо: была она темно-коричневого цвета, со светлыми пятнами, с большими выпученными глазами, мне показалось, что у нее глаза голубые.

Я долго стояла у дерева с корзиной и смотрела на лягушку, а она на меня, а потом она квакнула на прощание и поскакала.

Чудеса в Кукуе.

Я летом часто с мамой, Пашей, их друзьями ездил на дачу.

А дача у нас далеко: в Кукуе, за двумя поворотами. Мне там нравится. Там есть ягоды, есть речка, озеро.Мы там купались на речке, а озеро летом было зеленое, мы купались там мало.

А еще там много цветов, их посадила Люба. Я собираю семена, на следующий год сам посажу цветы на клумбе.

Среди травы росло много одуванчиков, маленьких парашутиков. Мне нравилось сдувать одуванчики. Однажды я лег спать- было  много  желтых  одуванчиков, а на утро они побелели.

Вот такие чудеса в Кукуе.

По грибы.

Мы с папой и мамой поехали в лес и нашли большой гриб с красной шляпкой.

Мы его сорвали и поехали на мост, когда вернулись в лес, мы нашли еще много грибов. Я еще не знаю названия всех грибов, но они были очень вкусные.

А самые яркие, красивые – это лисички, а еще среди них красовался мухомор, но я точно знаю, что его нельзя кушать.

Мои друзья цветы

Я летом отдыхал в деревне Тихорицы. Там живут бабушка, дедушка, Клепа. Когда я просыпался, я бежал в сад, разговаривать с цветами, у бабушки их очень много : красные гвоздики, розы, лилии, хризантемы.

Они приветливо махали мне головкой, здоровались, а потом тихонько о чем-то шептались. Мне было так приятно видеть такую красоту, на душе легко, мне хотелось петь, в тот момент я хотел быть птичкой, хотелось летать.

Сейчас на дворе осень, а в саду у бабушки цветут еще цветы.

Мы с Полиной весной поедем и посадим много, много цветов.

Сказки и рассказы  учат наблюдать, переживать, чувствовать, высказываться, находить выход из затруднительных ситуаций.  Какими умными и добрыми станут дети, когда вместе с папой, дедушкой, бабушкой или младшим братиком разобьют цветник, сделают сами кормушку, очистят место у речки от мусора. Добра не бывает мало и оно всегда возвращается. Нашим детям и внукам жить на этой планете и уже сейчас я стараюсь привить детям любовь к родному  краю. Для моих деток родная природа стала действительно родной, родной и понятной. Родная природа – могучий источник познания, из которой малыш черпает первые знания и впечатления. И важно, чтобы Вы, взрослые, сами любили природу и эту любовь старались привить своим детям.

 

   

Конспект

                   познавательного комплексного занятия

Тема:  «Голубая планета»

Воспитатель:

Авдеева

Дина

Васильевна

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Закрепить знания о животном и растительном мире.
  2. Закрепить знания, что в природе всё взаимосвязано, если уничтожить одно
    звено, может погибнуть вся экосистема.
  3. Продолжать совершенствовать двигательную моторику детей.
  4. Развивать внимание, память, мышление.
    Коррекционные  задачи
    :

  1. Активизация словаря за счёт описательных прилагательных.
  2. Развитие связной речи.
  3. Дифференциация звуков «Р-Л», «С-3»
    Воспитательные задачи:

1. Закрепить знания о необходимости беречь природу.

Ход занятия.

1. Организационный момент с элементами драматизации.

- Сегодня мы получили сигнал бедствия с Голубой планеты. Они просят о помощи. Прошу членов экспедиции и экипаж корабля занять свои места. Внимание! Отсчёт до десяти. Старт! (воспитатель предлагает всем закрыть глаза, звучит музыка). Вот мы и на месте, (убирается ширма, за ней декорации)

Реб. Голубая планета? Здесь что-то произошло. Она совсем не голубая, а серая, безжизненная.

Появляется инопланетянин.

Инопланетянин (И). Здравствуйте, ребята. Вы услышали сигнал бедствия. Спасибо, что прилетели помочь.

Реб. Но что у вас случилось?

И. долгое время мы, жители Голубой планеты, загрязняли воду, истребляли животных, вырубали леса. И вот природа разгневалась на нас. Всё исчезло. Помогите нам оживить природу. Здесь так холодно, темно, неуютно.

Реб. Тогда надо вернуть солнце. Мы тебе поможем.

2.        Развитие двигательных умений.

Танец солнца. Появляется солнце.

И. Я уже забыл, какое оно - солнце, и зачем оно нужно. Может, вы расскажете?

3.        Развитие связной речи.

Рассказы детей.

И. Давайте протянем руки к его лучам. Как оно греет. Начинает жечь. Оно сожжет мою планету. Что же делать?

Реб. Нужна вода. И. Зачем?

Ответы детей.

Вода даёт жизнь. Она испаряется с поверхности океанов, морей и рек, превращается в облака и выпадает в виде дождя на землю. Она напоит землю, заполнит высохшие русла рек и морей.

 И. В виде чего выпадает вода? (Дождь, снег, град.)

 И. И где она собирается? (В реках, озёрах, морях, океанах.)

 И. А кто живёт в реках и небольших водоёмах? Ответы.

И. Реки текут. А с чего они начинаются? (С ручейка.)

4.        Развитие слухового внимания.

Послушайте, как журчит ручеёк. Запись.

 И. А куда он так спешит? (В реку.)

А это река, послушайте. Запись.

 И. А река куда спешит? (В море.)

Послушайте голос моря.

И. А в море кто-нибудь живёт? Ответы.

5.        Закрепление знаний детей о деревьях.

И. Как прекрасно стало на моей планете: солнце светит, вода журчит. Но деревья так и стоят без листьев. А какие это деревья? Давайте поможем каждому дереву одеть свой наряд.

 Игра «Каждому дереву свой листок».

6.        Закрепление знаний о птицах и насекомьтх. Дифференциация звуков «Р»,
«Л».

И. Как красиво, но так тихо. Не слышно пения птиц, нет насекомых.

-        Ребята, давайте выпустим птиц и насекомых со звуками «р» и «л»: снегирь,
ворона, синица, ласточка, шмель, комар и др.

Лес ожил, послушайте. Запись

7.        Закрепление знаний о цветах. Дифференциация звуков «С». «3».

И. - А где же цветы? Здесь было так много цветов! Я разбросаю зёрнышки по всему полю, а вы раскроите цветы со звуками «с» и «з»: роза, незабудка, гвоздика, нарцисс и др.

  1. Релаксация.
    Упражнение «зёрнышко».
  2. Закрепление знаний о животных.
  • Но на моей планете нет животных.
  • Отгадайте загадки и появятся животные.
  • А вот все животные перепугались. Они не могут найти, где они живут.
    Помогите им найти свою среду обитания.

Игра «Кто где живёт?».

10.        Организация итога занятия.

  • Спасибо, что вы спасли Голубую планету. Но как сберечь всё это?
    Рассказы детей об охране природы.
  • Возвращение домой.

 В конце года мы пригласили родителей и на музыкальный познавательно – экологический досуг, на котором дети показали свои знания о взаимосвязи живой и неживой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"

Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"...

Презентация педагогический опыт работы: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств...

Опыт работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Опыт  работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»...