Михаил Пришвин «Золотой луг» (пересказ)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Учить детей пересказывать литературный текст, развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoy_lug.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МИХАИЛ ПРИШВИН «ЗОЛОТОЙ ЛУГ» (ПЕРЕСКАЗ)
Возраст: дети 6-7 лет, подготовительная группа.
Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
-учить детей пересказывать литературный текст;
-познакомить с новыми понятиями;
-развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;
-развивать коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и детьми (умение слушать и слышать окружающих).
Оборудование:
Портрет писателя М.Пришвина. Книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.
Организационный момент:
Игра «Пожелание»
-Посмотрите на меня, у меня в руках представьте себе солнышко. Оно теплое, ласковое. Давайте это доброе солнышко передадим друг другу и пожелаем друг другу что-то хорошее на сегодняшнюю игру.
-Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего любил он детей и природу. Взгляните на его портрет (показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка:
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух.
И превратился в пух. (Одуванчик)
-Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?
- Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?
-А что вы знаете об этом цветке?
Словарная работа
В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно:
Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?
Идти в пяту – идти друг за другом.
Фукать – дуть.
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
- Попробуем сами дунуть, издавая при этом «фу».
В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Дует легкий ветерок –
Закачался наш цветок.
Сильный ветер дует –
Лепестки волнует.
(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)
Белым шариком пушистым.
Красовался в поле чистом.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
(Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)
Основная часть:
-Располагайтесь поудобней и слушайте внимательно.
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»
«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту. «Сережа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг — золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».
Вопросы по содержанию рассказа:
- Что я вам прочитала? (рассказ)
- Почему вы думаете, что это рассказ? (в нем нет волшебства, там все как в жизни).
- О чем этот рассказ? о природе, о золотом луге)
- Какая забава с одуванчиками была у братьев?
- Где жили братья?
- Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
- С чем автор сравнивает лепестки одуванчика? (с ладошкой человека)
- Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
- А сейчас придумайте определение к слову «одуванчик». Какой он? (желтый, белый, пушистый, серебристый, легкий)
- Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу? (мальчик наблюдательный, потому что, когда он утром ходил на рыбалку, он заметил, что луг зеленый, а возвращался, луг был золотой). И ему удалось раскрыть секрет этих цветов.
- Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?
- А еще какой может быть луг? (разноцветный, веселый, красивый)
- Ребята, прочитаю вам рассказ еще раз, будьте внимательны и постарайтесь его запомнить.
Пересказ произведения
Игра на внимание - «утро, день, вечер»
По команде «утро» дети приседают, как одуванчики сжимают свои лепестки; по команде «день» встают, распускаются как одуванчики, а по команде «вечер» опять приседают.
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Итог занятия. Коммуникативная игра «интервью»
-Ребята, а сейчас, я предлагаю вам игру «Интервью». Мы выберем корреспондента и репортера (один берет интервью, другой снимает).
-Понравились ли вам игры?
-Чем вы сегодня занимались?
-С каким писателем познакомились? Какой его рассказ читали?
-Кто герой рассказ?
-А тебе нравится одуванчик?
-Ты его когда-нибудь фукал?
-Ребята, очень приятно, что вам понравились и рассказ, и игры. Вечером расскажите своим родителям, что нового вы сегодня узнали. А в библиотеке возьмите книги М. Пришвина и почитайте с родителями.
Беседа об одуванчике
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок. Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Белые пушинки — это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы. Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать, гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев.
Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их: в рассказе «Лягушонок» человек спасает лягушонка-путешественника, в рассказе «Журка» выращивает журавля, а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.
На этом наше занятие закончено. В библиотечку нашей группы я поставлю книгу с рассказами Михаила Пришвина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять домой почитать с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг"
Занятие по развитию речи по теме: "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг".Представленный учебный материал можно использовать для работы с детьми старшего дошкольного возраста, в группах детей с на...
НОД "М.Пришвин ,рассказ "Золотой луг"(пересказ)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по коммуникации на тему "М.Пришвин рассказ "Золотой луг"(пересказ)...
Пересказ рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг»
Конспект занятия по методике развития детской речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....
Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»
Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.Задачи:учить детей пересказывать литературный текст;познакомить с новыми понятиями;развиват...
Пересказ рассказа М. М. Пришвина "Золотой луг"
конспект по развитию речи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Михаил Пришвин «Золотой луг»
Образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей:- социально-коммуникативное развитие- речевое развитие- художественно-эстетическое развитие- физическое развитиеВозр...